moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Осенние предзакатные Сынковичи

Я уже затрагивала тему, касающуюся беларусских церквей оборонительного типа - у меня есть пост о красивой древней церкви Рождества Богородицы в Мурованке. Теперь пришла очередь ее сестры-близнеца - Свято-Михайловской церкви в Сынковичах. Эти две церкви имеют не только внешнее сходство - их исторические судьбы  тоже во многом перекликаются: одинаково сложно выяснить, когда, кем и по какой причине они были возведены. Можно лишь строить предположения о датировках и прочих обстоятельствах.



Обе церкви находятся на территории Гродненской области. Сынковичи расположены на 65 км южнее Мурованки, в  80 км от западной границы, в 10 километрах от небольшого городка Слоним.  В Слониме мы бывали неоднократно (про него расскажу отдельно). В Сынковичи однажды заезжали, но фотографии церкви при ярком дневном летнем солнце получились неудачными, поэтому я решила повторить попытку, выбрав для этого вечер погожего осеннего дня. От нас (т. е. от Барановичей) до Сынковичей ехать чуть больше 60-ти километров



Пересекаем границу  Гродненской области.



Сейчас северо-западные районы Беларуси в государственных СМИ - в наших и российских - пытаются представить  рассадниками сепаратистских настроений. Малоинформированных граждан пугают тем, что гродненская область собирается "уйти в Польшу"...
Никто при этом не вспоминает, что эти территории уже жили "под Польшей", но так и не ополячились. С чего бы это им сейчас добровольно сдавать позиции?



Подъезжаем к Сынковичам. В отличие от мурованской церкви Рождества, которая стоит прямо среди деревни, сынковичская церковь находится на отшибе, довольно далеко от любого жилья (На фото, конечно, не сама церковь, а дорожный  знак))).



 Вдали уже показалась наша цель. Она виднеется за очаровательной фермой, которая служит приятным дополнением к историческому памятнику. Наверное, какому-то  мудрому деятелю показалось, что без синих заборов и ароматных коровников древней церкви будет тоскливо и неуютно среди чиста поля.



 Первые снимки архитектурной жемчужины делаю прямо из машины, на ходу, через ветровое стекло (поэтому цвет картинки немного голубоватый)



Дорога заканчиваетсяся тупиком-стоянкой. Сюда, как и в Мурованку, люди приезжают целыми автобусами, но если в Мурованку чаще приезжают обычные любознательные  туристы (экскурсия Гродно - Мурованка - Лида), то  Сынковичи обычно входят в  паломнический тур, включающий в первую очередь находящийся неподалеку Жировичский монастырь - один из центров беларусского православия.



Большинство исследователей сходятся в том, что церковь была построена на рубеже XV и XVI веков. Первое документально подтвержденное упоминание о ней относится ко времени правления в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) королевы Боны Сфорца (1518 - 1556). Но есть также сторонники версии, что церковь намного старше. По одной из таких версий ее основал великий князь литовский Витовт (1350 - 1430), который скрывался в этих местах после побега из тюрьмы, в которую был заточен своим двоюродным братом, королем польским Ягайло (Владиславом II Ягелло).
Самой интересной и, что очень странно, самой молодой частью здания является восточный фасад с тремя апсидами, оригинально перекрытыми одной общей крышей, которая превращает трехапсидную церковь в одноапсидную (во всяком случае снаружи)



Обычно алтарную часть храма возводили в первую очередь, а в Сынковичах наиболее древним является главный фасад с двумя гранеными башнями. Это может служить доказательством того, что первоначально постройка не имела культового назначения, а являлась крепостью. Внутри к тому же сохранились выемки в стенах для деревянных перекрытий. Самыми молодыми являются круглые башни, пристроенные с двух сторон от апсиды.



Для начала я решила обойти территорию церкви по периметру с внешней стороны ограды.
На какое-то время церковь закрыла собой заходящее солнце, восточный фасад получился в глухой тени.



Иду вдоль северной границы участка. В двадатых числах октября прошлого года деревья в большинстве своем уже попрощались с листвой. В нынешнем году, я думаю, их биологические часы будут немного отставать.



Сняла одуванчик, который одиноко торчал среди травы и опавшей листвы. Он меня удивил, потому что одуванчики - существа общественные, и выступать сольно не любят. Я поискала глазами вокруг, но, нет, он, действительно, был один-единственный!



За всеми моими действиями - фотографированием церкви и одуванчика - внимательно наблюдал сторож-волонтер..

0.JPG

Вид с северо-западного угла сынковичской церкви можно сравнить с аналогичным мурованским видом. Свято-Богородитская церковь за счет оштукатуренных и побеленных деталей фасада выглядит свежее и наряднее, зато Свято-Михайловская смотрится более древней и, вполне возможно, что впечатление не обманывает.



Практически точно так же, как сегодня, сынковичская церковь выглядела в 1881 году. Это самое раннее известное фото храма, сделанное в период, когда он снова стал принадлежать православным (после упразднения Речи Посполитой в 1795 и до начала Первой Мировой) Работы по наведению порядка после довольно небрежного использования церкви униатами, шли ни шатко ни валко. Видно, что участок вокруг церкви зарос то ли огородной растительностью, то ли бурьяном.


Надпись под фото датирует время возведения церкви X -XI веками - были и такие предположения, но от них отказались, как от безосновательных.

В плане церковь напоминает древнерусский четырехстолпный крестово-купольный храм (считается, что изначально над зданием по центру возвышался этот самый купол)  Строился храм православными верующими. Позже, с момента образования в 1569 г. Речи Посполитой (конфедерации Королевства Польского и ВКЛ)  до ее упразднения и раздела в 1795, он был униатским. После вхождения Слонимского повета в состав Российской империи его вернули православным. (В этот период, в 1889 была воздвигнута колокольня)

0.JPG

Потом наступили темные времена Первой Мировой. Нет никаких сведений, что происходило с храмом в этот период. В 1924 г., уже при Польше, была попытка вернуться к унии. Но неоуниатство не прижилось.
Во Вторую Мировую православные священники с молчаливого согласия оккупационных властей стали проводить службы. Это продолжалось и после освобождения, вплоть до 1959 года, когда по инициативе Хрущева по всему Союзу было закрыто более 50% всех приходов.
Сынковичскую церковь отдали под колхозный склад. То, что здание было официально признано памятником архитектуры и о нем писались диссертации, никак не влияло на его судьбу - оно постепенно приходило в упадок . И только с началом перестройки ситуация стала меняться.



В наши дни будущее храма выглядит оптимистично. В нем проходят регулярные богослужения, венчания, отмечаются православные праздники. За состоянием древней постройки следят специалисты, постоянно идут ремонтные и реставрационные работы. Проводились и археологические изыскания, в результате которых было установлено, что когда-то в далеком прошлом вокруг храма располагались другие постройки.

На снимке в левом нижнем углу кадра виден человек, который чистит козырек. Я думала, что это работник, занятый наведением порядка... А оказалось, что это сам протоиерей Арсений, настоятель храма. Мне повезло, что он потом заглянул в церковь.



Я, ес-но, хотела поснимать интерьеры. Только я навела объектив,  женщины-смотрительницы замахали на меня руками - нельзя! Вошедший в этот момент священник вступился за меня - пусть снимает. Разрешение не распространялось только на съемку икон с близкого расстояния.



На потолке видны нервюры сохранившегося крестового свода. Люстра, как и все остальное убранство, за исключением некоторых икон, современные.



Ни в одну из башен мне попасть не удалось. Я даже не знаю, пускают ли в них кого-нибудь, кроме реставраторов. Между "молодыми" круглыми башнями и более старыми стенами здания кое-где возникли трещины, поскольку нет перевязки швов кладки между ними, что также говорит о более позднем времени их постройки. То есть, башни просто "пристыкованы", но не увязаны с остальным сооружением и... могут даже "отойти" (при землетрясении, например)).

0.JPG

Свято-Михайловская церковь хранит еще много загадок и тайн. Внутри здания, под снятыми слоями масляной краски были обнаружены надписи на разных языках - греческом, латинском, древнееврейском, польском, славянском. Всего их около 40. С ними еще предстоит разбираться - кто, когда и зачем их начертал.



На небольшом кладбище в пределах церковной ограды покоятся священники и церковнослужители, много сделавшие для благоустройства храма и их родные.



А нам уже пора в обратный путь. Снимаю последние "контрольные" виды церкви  - против солнца, силуэтом и...



...лицом к закату - фасад впитывает теплые лучи и насыщается ими.



Идеальным было бы, чтобы убрали ферму, расположившуюся совсем рядом с храмом. Земель вокруг хватает. Зачем надо было устраивать такое соседство?
Как красиво и гармонично выглядели окрестности в 1881 году, не правда ли?



Бывшему винзаводу тоже не следовало бы находится в непосредственной близости от церкви. Старые здания сейчас восстанавливают. Надеюсь, в них разместят что-нибудь более соответствующее такому исключительному месту на карте Беларуси, как Сынковичи.


Tags: #блогерскаяосень, Беларусь, Сынкавичи, архитектура, история, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments