moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

5 замечательных исторических арт-кафе.

Это не ТОП-5 самых-самых - самых знаменитых или самых интересных или самых старых арт-кафе... Хотя, если покопаться в истории, проанализировать, то, может,  именно так и окажется. Мне просто хотелось рассказать о четырех заведениях, где я волей случая побывала и о ещё одном, которое нельзя не упомянуть в связи с этими четырьмя. Но лучше обо всем по порядку.

1. Сразу оговорюсь, что единственное из пяти заведений, куда я не смогла попасть, сейчас даже за большие деньги посетителей не принимает. По той простой причине, что оно давно прекратило свое существование. Думаю, те, кто хоть немного интересовался темой арт-кафе, уже догадались, что я имею ввиду. Да, речь о парижском кабаре "Черный кот". Именно оно послужило прообразом многих литературно-художественных кафе-ресторанов-салонов-варьете, которые стали приметой времени, получившего название La Belle Epoque, Прекрасная эпоха (период, охватывающий два последних десятилетия 19 века и полтора десятилетия 20-го века, до начала Первой Мировой). Бурная жизнь богемы, новый стиль общения, кипение идей и страстей просто не могли не вызвать к жизни такое явление. И первым, конечно -  предложением на спрос - отреагировал Париж, на тот момент центр мировой творческой активности. Как результат, в 1881 году на Монмартре появилось кабаре "Ша Нуар" (Черный кот"), основанное художником Рудольфом Сали. Уверена, что даже тот, кто никогда ничего не слышал о "Коте", хоть однажды встречал его рекламный плакат. А побывать в Париже и не столкнуться где-нибудь на его улицах с замечательным зверем просто невозможно.

800px-Steinlein-chatnoir.jpg
Автор плаката - Теофиль Александр Стейнлен. Фото из интернета.

Теперь он гуляет сам по себе (в виде постеров, магнитов и другой сувенирной продукции) и является одним из символов Парижа, наряду с Эйфелевой башней, собором Нотр-Дам и Лувром, но если официальные символы говорят о историческом величии и блеске столицы, то Кот напоминает о той совершенно уникальной атмосфере нонконформистской свободы, романтических ожиданий и бурной творческой деятельности, которыми славился Париж в Бель Эпок.


Снимала нарядную винную лавку на Монмартре. В кадр попал он - Черный Кот

Кот оказался более живучим, чем то, что он рекламировал. Кабаре, несмотря на бешенную популярность, проработало недолго,16 лет, и только на 2 года пережило своего создателя. Пикассо, приехавший в 1900 году в Париж на Международную выставку,  был очень расстроен, когда узнал, что уже не сможет посетить заведение, слава которого успела докатится до Барселоны, где он тогда жил. Оставалось утешаться тем, что его соотечественники успели "подхватить выпавшее из рук знамя" и ровно в тот год, когда "Черный кот" закрылся (в 1897), они эстафетой открыли в Барселоне кафе "Четыре кота", созданное по образу и подобию парижского.

2.  Основателем барселонских "Четырех котов" был местный оригинал  Пере Ромеу, который сам начинал, как художник. В Париже он одно время подрабатывал в "Черном коте" официантом и конферансье, а вернувшись домой, решил устроить в родном городе такое же место, где могли бы встречаться, общаться (и недорого питаться) люди творческих професий - литераторы, художники, артисты. Век "Четырех котов" оказался еще более коротким - всего 6 лет. Заведение банально разорилось, ведь хозяин был, под стать своим клиентам, человеком непрактичным, слегка не от мира сего. Бизнесмен-ресторатор из него был никакой.  Зато его детище, собирая в своих стенах самых креативных представителей тогдашней каталонской интеллигенции, дало толчок для новых идей, замыслов и проектов. Пикассо, кстати говоря, здесь открыл свою первую авторскую выставку, а также получил первый гонорар за художественную работу - оформление меню. Частым гостем "Котов" были Дали и Гауди, а также другие знаменитости, которые хоть и не приобрели всемирной славы, но для культуры региона значили не меньше.  Друг хозяина, художник Рамон Касас украсил интерьер своими работами, здесь проходили театральные представления, а новости о жизни заведения публиковались в одноименном иллюстрированном журнале (точно, как и в "Черном коте")



Новая жизнь кафе началась в 1993 году. Группа предпринимателей провела реставрацию здания и интерьера кафе, постаравшись воссоздать всё в первоначальном виде. Картины на стенах - копии тех, что висели раньше. Оригиналы теперь хранятся в Национальном музее каталонского искусства..
Я побывала здесь через 20 лет после второго пришествия открытия кафе. Блуждая по Готическому кварталу, я случайно набрела на это любопытное место (ул. Монтсио, 3 бис) Внутри посидеть - не посидела (только-только перед этим отобедала в ресторане неподалёку). Но даже беглого осмотра хватило, чтобы понять, что заведение, при всей своей внешней схожести с первоисточником, перестало быть уникальным продуктом, созданным совместными усилиями неординарных личностей. Теперь это туристическая достопримечательность, а следовательно... проходной двор.



Может, в том зале, что находится в глубине, за поворотом, атмосфера более камерная и душевная, но сомневаюсь, что она хотя бы приблизительно напоминает по вкусу тот заправленный острыми специями талантов бульон из эмоций, обсуждений, творческих прозрений, который здесь варился в прошлые времена.
Название "Четыре кота" отчасти отсылает к прородителю, "Черному коту", но "крестные отцы" заведения не только сделали реверанс в сторону Парижа, но и иронично пошутили. Соль шутки в том, что, во-первых, по-каталонски это словосочетание - идеома, которая означает "мало народа" и употребляется в смысле "скучно", "тоска смертная". А во-вторых, душой компании, кроме самого хозяина, было еще трое его друзей-художников. Они и были этими самыми четырьмя котами.


На афише у входа - уменьшенная копия картины Касаса, на которой он и Ромеу едут на велосипеде-тандеме.

Про всю ту "скуку", которая тут творилась, я узнала позже, когда прочитала о главных действующих лицах и истории этого знакового культурного объекта. Но на момент, когда я там находилась, мне более интересным показалось здание, в котором расположилось кафе.



Это Каса Марти, образец позднего каталонского модерна, созданный 28-летним архитектором с радостной  фамилией Пуч-и-Кадафалк. Стрельчатые арки первого этажа, мраморный декор дверных и оконных проемов, кованные решетки и витражи - вся эта неоготическая атрибутика делает городской дом похожим на сказочный замок.



3. Прямым потомком "Черного кота", также считают, как бы это странно не звучало... Собаку! Но чего удивляться!  Все ведь знают, что Петербург - "черный пес" (Шевчук это безо всяких сомнений утверждает), поэтому петербургское литературно-артистическое кабаре изменило видовую принадлежность арт-тотема, но сути своей при этом не поменяло. "Подвал Бродячей Собаки" был открыт 31 декабря, в канун Нового, 1912 года и сразу стал точкой притяжения творческого бомонда российской столицы. Одно только перечисление имен его постоянных посетителей и тех, кто каким-то образом принимал участие в создании прибежища богемной тусовки, может дать представление о масштабе этого неформального явления. Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Константин Бальмонт, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Аркадий Аверченко, Марк Шагал, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд и многие другие, кто составлял славу и гордость того периода в русском искусстве, который позже назовут Серебрянным веком - все они считали "Подвал Бродячей Собаки" своим вторым домом.



Создателем "Подвала" был театральный деятель Борис Пронин. Он же организовал другое известное кабаре - "Приют комедиантов", но  это случилось уже после того, как полицией со скандалом была закрыта "Бродячая собака" (по официальной версии - за нелегальную торговлю алкоголем) Произошло это в марте 1915 года. Таким образом, заведение просуществовало чуть больше трех лет.  Но оно оставило ярчайший след в культурной жизни северной столицы. Множество упоминаний о нем встречается  в различных литературных произведениях - в стихах, мемуарах...
В 2001 году кабаре было восстановлено и снова начало свою работу.

Мы попали в "Подвал" (символично?) в канун Нового, 2013 года (ул. Итальянская, 4) Согрелись после хождений по холодным и слякотным питерским улицам и заодно пообедали-поужинали (из-за недостатка времени - всего лишь банальными пельменями, кухню оценить не получилось)
Сейчас "Бродячая Собака" старается поддерживать статус альтернативного (официальным театрам и выставочным залам) центра артистической жизни. Афиши на стенах, программа мероприятий  на стенде в холле говорят о том, что работа тут ведется, но насколько она активная и интересная, судить не возьмусь. Впрочем, о том, что сейчас происходит в стенах знаменитого "Подвала", можно посмотреть на его официальном сайте.



К сожалению, я нигде не нашла никаких фото и других изображений исторических интерьеров. По воспоминаниям завсегдатаев первой волны, стены были расписаны театральным художником Судейкиным. Сейчас никаких росписей нет. Первый зал-холл выкрашен в цвет, средний между терракотовым и помпейским красным, второй, центральный зал (на фото) - в светло-желто-бежевый, Есть и еще один маленький зальчик с низким сводчатым потолком. Там оставлена необработанная кирпичная кладка. Именно в этом зальчике происходят все культурные события. Там есть мини-сцена и стулья для зрителей. Это "место таинств" мы не увидели. Его, скорее всего, открывают только во время мероприятий. В остальное время два зала работают, как обычное кафе. Хотя все-таки намек на "артистичность" виден и здесь: на стенах, кроме афиш, на момент нашего визита была представлена авторская выставка живописных работ.



Собак разного вида и размера тут целая стая. Большей частью это подарки от посетителей и от приглашенных артистов.



Вид у псов-символов не сказать, чтобы слишком эстетичный. Стена в проходе между двумя залами - холлом (для курящих) и главным, с баром (для некурящих) - вся разрисована и расписана отзывами и автографами. Может, этот мемориал составляет особую гордость владельцев кафе, но выглядит он как-то уж слишком... по-туалетному. Если целью было добавить креатива и "народности", то нет, не добавили. Я бы предпочла видеть многократно повторенные изображения эмблемы кабаре, созданной великолепным (мною любимым) художником Добужинским. Эта эмблема видна над входом в "Подвал".



4. Не знаю, насколько следующее кафе, которое я внесла в свой список, может считаться производным от "Черного кота", но по духу, стилю и времени создания оно вполне ему соответствует. Разница в том, что это заведение явилось на свет не в столице и первоначально было обычной кондитерской.
Речь пойдет о краковской "кавярне" (кофейне) "Яма Михалика". Основал кофейню в 1895 году кондитер родом из Львова, которого звали Ян Михалик. Поначалу заведение  так и называлось - "Львовская кондитерская" (ул. Флорианская, 45)



А вот как кофейня Яна Михалика превратилась в Яму Михалика можно понять, взглянув на ее зал, длинный, уходящий в глубину здания и полностью лишенный окон. Студенты, самые частые посетители "сладкоежки", быстро подметили эту особенность и стали место своих встреч именовать Ямой. Так и прижилось.
В 1905 году здесь стала выступать кабаре-группа "Зеленый шарик". Автором текстов одноактных пьес и скетчей чаще других становился писатель и поэт Тадеуш Бой-Желенский. Остроумные тексты носили сатирический характер и пользовались успехом у радикально настроенной молодежи. Позже их даже издали отдельной книгой. Изюминкой представлений был театр марионеток. Мнгогие куклы изображали известных людей Кракова, что добавляло пикантности к острому содержанию миниатюр. Марионетки сохранились до наших дней и сейчас, выставленные в витринах, украшают интерьер кафе.



Сцена находится в самом дальнем от входа конце зала. Судя по афишам и настоящему пианино, кафе по-прежнему предоставляет свое помещение для живых выступлений.



Особого внимания заслуживает интерьер. Все в нем необычно, оригинально и колоритно, начиная с перекрытия потолка, имеющего в центре зала четырехскатное углубление, обшитое деревом, до всевозможных интригующих деталей и мелочей.



Камин, картины и росписи стен, люстры, бра и настольные лампы, какие-то диковинные панно, витражи и зеркала - все это можно рассматривать, как отдельный номер  артистической программы. Я не знаю, насколько современный вид соответствует историческому, но одно могу сказать уверенно: цветовая гамма подобрана в соответствии с той, которую предпочитали художники стиля модерн (ар-нуво), преобладавшего на рубеже двух прошедших веков.  Это сочетание зеленого, коричневого, терракотового и бежевого.



Про мебель можно говорить в отдельной главе. Стулья с высоченными спинками, диваны, похожие на величественные троны... А вот столы подкачали - они очень маленькие! Не знаю, как за ними можно есть что-то кроме тарталеток и пироженок. А ведь в меню есть и более серьезные блюда. Увидев обстановку, не располагающую к застольям, мы ограничились кофе со сладостями, но выпечка нас разочаровала. Я сделала я вывод, что заведение больше расчитано на потребление клиентами пищи эстетической.



Из-за обилия зеркал, а также благодаря витражам в подсвеченных нишах, которые имитируют оконные проемы и другим разнообразным источникам света, мы не почувствовали себя в Яме. Наоборот, казалось, что мы находимся в театральном холле во время детского праздника. А праздник, действительно, был, ведь мы попали в кафе на католическое Крещение. Новый, 2011 год только неделя, как наступил. Таким образом, если бы я размещала заведения из своего списка в той последовательности, в какой я с ними знакомилась, то это надо было бы поставить номером один. К тому же, именно после "Ямы" я стала подмечать похожие на него кафе и интересоваться их историей.



5. "Яма" была первым нашим "открытием", а последним (на сегодняшний день) стала таверна в центре шведской столицы - "Золотой мир" (Гамла Стан, Остерлонггатан, 51)
Она имеет долгую историю, по одной версии насчитывающую три столетия, по другой и того больше - пять. А название она получила в честь одного из мирных договоров - то ли с Данией в 1572 году, по завершении Семилетней войны, то ли с Россией в 1721 году, после окончания Северной войны. Но я распутывать эти дебри не стану, поскольку меня интересует тот период  ее существования, когда она сначала, еще в 18 веке, стала  местом встреч людей искусства, поэтов, писателей, композиторов, которые заходили сюда выпить-закусить и провести время в кругу единомышленников, а потом превратилась в по-настоящему стильный, во французском духе, ресторан для эстетов.



И, как это часто бывает, превращение началось с одной инициативной и креативной личности. Звали ее Андерс Цорн. В 1910-м таверна разорилась и над ней нависла угроза закрытия и сноса. Цорн, преуспевающий художник, писавший портреты богатых и знаменитых, выкупил пришедшее в упадок здание, нанял архитектора, который произвел ремонт, обновил интерьеры подвальных помещений, разработал дизайн всего оборудования, включая мебель и даже столовые приборы. Жизнь в "Ден Гюльдене Фреден" заиграла новыми красками.



Работы длились с перерывами более 10 лет. Получилось так, что вдохновитель перестройки не увидел ее конечный результат. Он умер в 1920 году, но перед смертью успел завещать эту свою собственность Шведской Академии.
Также он дал распоряжение своим наследникам, чтобы они соблюдали все традиции, известные с 18 века, включая приготовление определенного набора блюд, который всегда должен быть в наличии. Эти требования наследодателя выполняются неукоснительно.



В подвал я заглянула из любопытства. Я не любитель подвалов, даже красиво оформленных. Интересно было ознакомиться с обстановкой, сравнив ее с той, что можно разглядеть на шуточных рисунках. (На них также в стиле дружеского шаржа изображены завсегдатаи заведения, в том числе и тот, кто продолжал посещать любимую таверну в образе бесплотного духа -  поэт и композитор 18 века Карл Бельман, прославивший "Золотой Мир" в своих балладах.)

1.JPG

В связи с тем, что ресторан принадлежит теперь Академии, появились и связанные с этим фактом новые традиции. Например, каждый четверг академики приходят сюда на ужин. Не знаю, может это для них уже накрыты столы?

IMG_4343.JPG

А еще здесь угощают национальными блюдами лауреатов Нобелевской премии по литературе. С нашей соотечественницей Светланой Алексиевич, получившей премию в декабре 2015 года, мы, к сожалению, разминулись, зашли пообедать "немного" позже - летним днем 2016-го.



Мы устроились на первом этаже у окна, так, чтобы и улица была видна, и барная стойка (и стоящая за кассой классическая шведка)
Осмотрелись и поняли, что за аутентичность тут держатся изо всех сил. В качестве ее сочных штрихов я отметила  растресканную печь,  давно и старательно некрашенные стулья, керамические тарелки со щербинками и горящие даже днем свечи.



Шведская кухня, на мой взгляд, большим разнообразием не отличается. Вот и в "Золотом мире" список блюд невелик. Выбирать поэтому было легко: взяли то, чего еще в Швеции не пробовали: картошку с жареными лисичками и шпинатом. Еда на фото выглядит так себе, но на вкус это был, реально, деликатес! Редкий случай - пожалела, что мало.



Еще одну традицию соблюли, не местную, а свою собственную - выкупили у заведения бокал с надписью Ден Гюльдене Фреден. Его нам запеленали в несметное количество листов упаковочной бумаги, уложили в фирменный пакет и снабдили миниатюрной книжечкой об истории таверны на английском (из нее я, кстати, и черпала большую часть информации для этого поста)

P.S. По моим наблюдениям: такие специфические заведения, как арт-кафе, явления быстро проходящие, вроде радуги. Пока светит солнце (под солнцем надо подразумевать вдохновителей и создателей),  а из туч идет дождь, то есть существуют какие-то внешние условия, до тех пор будет всеми цветами переливаться радуга. Но стоит в этой комбинации чему-то нарушиться, исчезнуть - радуга гаснет. И сколько потом ее не рисуй, это будет только застывшее изображение, а не живое явление.
Но я вовсе не считаю, что не надо восстанавливать и возобновлять. С исторической точки зрения арт-кафе не менее интересные объекты культурной среды, чем архитектурные ансамбли, картинные галереи, литературные произведения... Всё это  стоит изучать - смотреть, слушать, читать и...  пробовать на вкус!

Tags: #блогерскаяосень, арт-кафе, история, отзыв, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments