moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

В Каунас - к Чюрленису и ко всем чертям!

В Каунасе меня в первую очередь интересовал Музей Чюрлениса - литовского художника и композитора.  Посмотреть сам город тоже хотелось - как-никак второй по величине город Литвы и даже одно время ее столица. Но погода основательно испортилась, с самого утра зарядил дождь и просвета не намечалось. В любом случае этот день нашей недельной литовской поездки надо было чем-то заполнить и в сложившихся условиях потратить его на Музей было наилучшим решением.


Чюрлениса я давно определила, как "своего" художника. В моём списке любимых мастеров есть те, которые  вызывают восхищение и удивление оригинальными идеями, необычным ходом мыслей, способом их выражения, однако к "своим" с их не причисляю... А есть другие - они мне понятны и близки на глубинном уровне. Иногда мне кажется, что им просто повезло)))  раньше меня найти образы, которые не давали мне покоя, жили внутри и ждали воплощения.

Именно так я восприняла творческую манеру Чюрлениса, когда еще в детстве впервые увидела его картину на цветной вкладке в "Огоньке". "Стрелец" отличался от всего, что  до этого мне встречалось в журналах и книгах (интернета, напомню, тогда не было)  Он был не лучше и не хуже - просто "не такой", ни на что не похожий. Я потом искала другие произведения автора. Нашла, но немного. И вот теперь у меня была возможность познакомится с наиболее полным собранием его работ, да к тому же в подлиннике.

4.JPG

По пути из Вильнюса в Каунас остановились позавтракать в придорожном кафе. Очень удачно остановились! Кафе помогло настроится на фольклорную волну. Хоть Чюрленис не был фольклористом, в его картинах присутствуют отсылки к народному творчеству. (Ромаха на первом фото была снята в этом же кафе - на всех столах стояли свежие букеты полевых цветов)



Здание Музея чуть было не разрушило лирическое "чюрлёнисовское" настроение. Мне такая архитектура напомнила типичный для позднесоветского времени стиль, получивший от меня название "бетономешалка". Но потом я выяснила, что это не бывший горком, обком или какой-то дугой "-ком", переделанный в Музей.  Здание было построено в 1936-м  специально, как музейный комплекс. В нем кроме художественных галерей с постоянными и временными экспозициями должен был разместится военный музей. Может, этим и объясняется суровый вид здания с глухими "угловыми башнями", окнами-бойницами и зубцами на парапете.



Внутри, однако, атмосфера оказалась вполне располагающей. Военный музей здесь не прижился. Здание целиком отдали под художественные галереи, а наследие Чюрлениса  заняло специально для него сооруженную в 1969 году пристройку. Официально этот комплекс, а также несколько других музейных площадок в городе и за его пределами, называется Национальным художественным музеем имени Чюрлёниса.

4.JPG

Лаконично оформленные коридоры-переходы, сплошное остекление, благодаря которому стирается грань между внутренним и внешним пространством, обилие зелени... Прибалтийско скандинавская эстетика!



Фигура Христа, погруженного в раздумья, не зря, я думаю, установлена недалеко от залов Чюрлёниса - художник на протяжении своего творческого пути не оставлял философских поисков смысла жизни и очищения души. Прожил он всего на 3 года больше, чем Иисус.



Как  многие люди искусства, он был человеком тонкой душевной организации, беспокойным и ранимым, да к тому же слабым в плане здоровья - его подкосила обычная простуда. Но за свою короткую жизнь он успел создать около 300 художественных и более 200 музыкальных произведений.



Музею я поставила пять из пяти. Просторные залы, удачно расположенные работы, отличный свет. Ничего не мешает погружаться и проникаться. Есть где присесть, если ноги устали.

4.JPG

Картины, составляющие одну серию или близкие по смыслу висят рядом. Есть и сольные работы, которые лучше воспринимаются отдельно от других.


"Весть"
Одна из работ имеет подсветку, тональность которой можно менять. Я удивилась - к чему такой "прикол"? Но когда узнала название работы, поняла глубокий смысл этого необычного дополнения.



Картина называется "Истина"! (и вот вам подсказка - истина может менять оттенки, если определенным образом ее подсветить!)



Детям особенно понравилась возможность изучать работы на сенсорных экранах. Что поделать - люди новой формации!



Отличная затея - зал, где можно по своему усмотрению выбирать и слушать музыкальные произведения Чюрлениса, и одновременно смотреть его картины на экране.



В сувенирном магазине я купила на память великолепно иллюстрированный альбом в солидном футляре. Это настоящая конфета в обертке для любтителей сладкого полиграфических изысков. (Когда я соберусь подробнее рассказать о жизни и творчестве Чюрлениса, мне будет откуда черпать информацию).



Пока мы бродили по выставочным залам, пытаясь проникнуть в глубины высот, пока уносились в зыбкие дали под печальные звуки симфонических поэм... дождь не только не закончился, а наоборот, усилился. Поэтому мы не пошли смотреть город, а перебрались в другое укрытие - в одно из подразделений музея имени Чюрлёниса, находящееся на этой же улице - в музей Антанаса Жмуйздинавичуса, художника, современника  Чюрлениса, создателя Литовского художественного общества.


Парк скульптур напротив Музея. Скульптура на первом плане, должно быть, иллюстрирует выражение "Дети - цветы жизни"

В особняке 1928 года постройки находятся его живописные работы и собранные им при жизни коллекции - народного искусства, документов, курительных трубок. Есть еще одна коллекция, самая большая, для которой в 1982 году была сделана целая пристройка к историческому зданию. Нас интересовала именно она.



Мы миновали мемориальную табличку у наглухо запертых дверей особняка и оказались у входа в пристройку.  По размерам пристройка превосходит главное здание.
Но удивлятся не стоит: с тех пор, как Антанас передал городу свою коллекцию Чертей, состоящую из двухсот с чем-то экземпляров, она непрерывно пополнялась. Сейчас она насчитывает около 3000 экспонатов и продолжает расти!

11.JPG

Чертовщина начинается, как только переступаешь порог. Холлы и лестничные площадки "украшены" фантасмогорическими картинами современных авторов.  Фигура врага рода человеческого смотрит несколькими парами глаз и угражающе сжимает кулаки... Но ничего из всего этого страшным не кажется. Отталкивающим, неприятным - может быть, но не страшным.



В залах Музея Чертей создана таинственная и тревожная обстановка - красные полы, черные потолки, пепельно-серые драпировки - истинно адские цвета! Но ни трепета ни дрожи в коленках не возникает. Если кто-то ожидает от музея с такой специфической тематикой эффекта Комнаты Страха, он будет разачарован.



Музей, как музей: витрины, экспонаты, таблички с пояснениями (на четырех языках - литовском, английском, русском и польском)
Сделана попытка проследить появление мифов о Дьяволе в дохристианские времена, и трансформацию его образа в дальнейшем. Та сущность, которая изначально считалась равной Богу-Творцу и ведала подземным миром, растениями и животными с приходом христианства превратилась в силу, противостоящую Спасителю.

22-2.JPG

Отголоски языческих верований сказываются до сих пор. Поэтому так легко угадать дьявольские черты  в коряге, пне, ветке дерева



Дерево - самый распространенный материал, из которого созданы диковинные рогатые страшилища.
Совсем немного усилий и полено превращается!...



Если в руках у чертова отродья появляется гармошка... разве придет в голову такого бояться...



...даже если он залил глаза и окончательно потерял человеческий облик?..

22-2.JPG

Христианство, стараясь переформатировать образ дьявола, приписывало ему все зло, творящееся в мире. Из ответственного за плодородие помощника главного начальника он всё больше превращался в беспредельщика, несущего разруху и опустошение. Некоторые литовские легенды стали приписывать дьяволу роль противника живой природы: нечистый сеет семена камней, все камни и валуны - следы его деятельности. Самая известная легенда - о камне Пунтукас. Дьявол хотел швырнуть его так, чтобы разрушить костел или запрудить реку и вызвать наводнение, но бог спас город - вовремя растолкал петуха, который кукареканьем спугнул безобразника...



Деструктивная деятельность богопротивных сил прослеживается не только в катаклизмах большого масштаба, но и на бытовом уровне.
Никогда не надо забывать: дьявол хитер и изворотлив. Он подстерегает там, где его не ждешь и пускает пыль в глаза, чтобы его не признали.



Стоит расслабиться и результат неизбежен - дьявол возьмет верх, станет господином всех желаний, а в перспективе и жизни в целом.



Однако в наши дни люди настолько усовершенствовали свои возможности в деле противостояния злым силам, так много переняли у них приёмов и тактик, что чертям не позавидуешь. Иная нахрапистая, подкованная человеческая особь сто очков вперед даст какому-нибудь захудалому чертяке.



Теперь не бедный человек, продавший душу и подписавший договор своей кровью, служит дьяволу, а этот самый дьявол отдувается за свои прошлые лихие дела, работая то курительной трубкой, то пепельницей, то набалдашником для трости...



...а то щелкунчиком-орехоколом...



Некоторые так и вовсе теряют свободу и вынуждены тратить свой ресурс зла, усиливая крепость спиртосодержащих напитков.



Жизнь не стоит на месте. Не только население земли растет, но и чертово племя умножается. А количество зла в мире (как и ума) - величина постоянная.
Вот и получается, что каждый отдельный представитель вражьих сил всё менее заряжен на подрывную работу и всё чаще склоняется к лени и ничегонеделанью. Если он чем и вредит, так своим заразительным примером.



Чем дальше, тем больше черти очеловечиваются: ищут пару, влюбляются...



...играют свадьбы...

31.JPG

...обзаводятся потомством... (Посылая к чертовой матери, вспоминайте эту мамашу двух близняшек, куда более заботливую, чем некоторые человеческие родительницы). Иногда даже кажется, что люди и черти постепенно меняются местами.



Лучше не вглядываться в перекошенные рожи - можно заметить в них сходство с некоторыми известными персонажами...



Люди и черти так давно сосуществуют на одной территории, что давно уже породнились. Этим и вызвано большое количество взаимосвязей, параллелей и интереса друг к другу.

Вся экспозиция делится по географическому признаку. Местным чертям, само собой, уделено наибольшее внимание. К сожалению, я не заметила того, самого первого сувенирного черта, который был подарен Жмуйздинавичусу и с которого началась коллекция. Первоначально у Антанаса была идея собрать дюжину чертей. Но идея оказалась "вирусной" - подарочные черти стали появлятся один за одним. А с открытием музея будто рухнула плотина - нечисть хлынула со всех краев земли (думаю, грузинских чертей можно и без подписи опознать, а вот белорусские, в графине, меня удивили)
В советское время музей пользовался особым интересом, поскольку... выбивался из общей повестки и выглядел немного диссидентским:  вокруг стройки социализма, а тут... черт знает, что такое! Поэтому экспозиции старались придать оттенок этнографический, отодвинув "мракобесную составляющую" на второй план. Использование сказок и легенд в народном творчестве ведь никто не запрещал!.
И, действительно, находясь в музее, никакого потустороннего влияния  не ощущаешь. Некоторые экспонаты из экзотических стран вообще вызывают сомнение - имеют ли они отношение к нашим отечественным чертям? Может, это просто творчески переосмысленный взгляд на фауну?



За всей мешаниной  чертовщины с дьявольщиной мы все же не просмотрели зал, перед которым висел фотопортрет. Это и есть зачинатель и владелец коллекции, которая в последствии выросла до уровня музея.



В небольшом зале представлены его живописные работы - пейзажи. Очень даже неплохие, кстати.



Вот и задумаешься повезло художнику Антанасу или наоборот? Ведь он остался в памяти потомков в большей степени, как собиратель чертей, а не как хороший пейзажист и популяризатор литовского искусства. Его широко прославили не честные труды, а то, что было для него забавой!  Вполне возможно, если бы не черти, его сейчас вообще никто бы не знал!
Интересно устроена эта самая память потомков - она, как пена, выносящая на поверхность далеко не самое ценное и значимое!
Хотя чему удивлятся: современные потребители творческого продукта тоже не отличаются разборчивостью. Я обратила внимание, что в Музее чертей посетителей было намного больше, чем в залах Чюрлёниса...



В качестве заключения - фото дома, который находится по соседству с Музеем чертей. Вот бы перенести музейную экспозицию сюда! Колорит и фактура вполне соответствуют! Главное - ничего не менять, не ремонтировать. Это же настоящий созревший адский вертеп!
Хотя... если в ближайшее время не навести с этим домом порядок, черти в нем заведутся и сами.

Tags: #блогерскаяосень, Литва, музей, отзыв, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments