moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Буссана Нова и Буссана Веккья. Часть 2.

Сначала Буссана была одна - та, которая сейчас зовется Старой. Считается, что она появилась в IX веке . В XV веке поселение, в котором проживало около 250 человек, достигло процветания и независимости - ухитрилось получить автономию от Генуэзской республики. (Может, грозный сосед ее просто не заметил?)
Буссана и сейчас продолжала бы оставаться типичным итальянским "борго" -  уютным гнёздышком на вершине горы (вроде Себорги) - если бы не землетрясение 1887г.



Погибло более 50 человек, дома и церкви пострадали настолько, что власти признали территорию города опасной для проживания. Решено было не восстанавливать старый город, как это делалось раньше после подобных катаклизмов, а всем вместе перебраться в более безопасное место, ближе к морю.
Так появилась Новая Буссана, а Старая продолжила свое существование в качестве города-призрака.



Несколько семей какое-то время еще пытались жить среди родных руин, но вскоре и они съехали.
Полное запустение длилось недолго - чуть больше полу-века
После Второй Мировой войны Буссану пытались обжить беженцы и гастарбайтеры с юга Италии. Властям удалось пресечь их незаконное переселение. Для этого были разрушены лестницы первых этажей и уцелевшие после землетрясения перекрытия



Новый поворот в истории Буссаны случился в1959-м, когда на нее случайно набрел Марио Джани, туринский художник-керамист. У него родилась идея основать в этом уединенном месте колонию свободных художников, которые бы жили и творили здесь, на лоне природы, в отрыве от благ цивилизации. В 60-м в Старой Буссане уже собралось около трех десятков молодых неформалов со всей Европы, которые назвали себя Новым Международным сообществом художников.
Жизнь здесь была не сахар, не было ни электричества ни водопровода...



Приходилось как-то налаживать быт, обустраивать жилье, искать пропитание. Но больше всего хлопот доставляли власти Сан Ремо, которые не хотели мириться с таким подозрительным соседством. Ими были предприняты неоднократные попытки выселить самовольных захватчиков.



В 1968-м власти пошли в решительное наступление, но коммуна (при содействии прессы) дала не менее решительный отпор и отстояла свои права на баррикадах. Обошлось без кровопролития, хотя шуму было много. В результате муниципалитет Сан Ремо принял мудрое решение в духе "не можешь предотвратить - возглавь". В середине 70-х к городу подвели коммуникации. С их помощью город стал частью системы, которая стала пускать свои корни всё глубже и глубже в изначально свободное и независимое сообщество



Сейчас в Старой Буссане проживают - кто постоянно, кто сезонно - несколько десятков человек. Есть среди них и представители первой волны поселенцев. Эти, может, еще горят идеями, которыми жила молодежь 60-х. Но чем дальше, тем заметнее повсюду следы коммерциализации..
Наверное, недалек тот момент, когда на древних стенах замелькают вывески модных брэндов, экскурсоводы будут водить за собой послушные отары тургрупп, а утреннюю тишину будет нарушать грохот чемоданных колес по брусчатке...



Уже сейчас на территории города работает три гастхауса формата Bed & Breakfast, несколько ресторанов, джаз-клуб и музей.
В потаенных уголках еще витает дух творческого романтизма времен переоценки ценностей, но, боюсь,  Буссане не избежать судьбы Сен Поль де Ванса с его нескончаемыми суетными толпами (вот и я, рассказывая о Старой Буссане, тоже прилагаю руку к её распиариванию)



Но не стоит переживать. Идеалистов от искусства в мире хватает. И городов-призраков тоже. В одной только Италии их не один десяток. Кстати, землетрясение, изменившее ход истории Буссаны, разрушило еще несколько лигурийских городов и они пока что свободны!



Арт-сообщество пытается бороться с неизбежным ходом событий - превращением своей мастерской размером с город в коммерческую структуру. Борется самым простым способом: творит искусство максимально безыскусно ))).
Вот это, например, что такое - плод чьей-то фантазии или часть кладки, к которой просто добавили маленький штрих?



Вот еще произведение: инсталляция означающая... или...  ничего не означающая, а дырку в стене закрывающая!



А это изделие - не живопись, не графика и не пластическое искусство. Скорее всего, его следует отнести... к бытовым нагревательным приборам



Афиши выставок, реклама художественных салонов и студий выглядят ненамного  лучше, чем объявки о продаже бытовой техники или сдаче жилья внаем на наших остановках.
Казалось бы, люди искусства, эстеты, а как у них всё непритязательно: текст от руки на бумажке накропали и к канализационной трубе проволочкой прикрепили - детский сад, да и только! (Тут не лишним будет сказать, что частью арт-сообщества были "дети цветов", хиппи. Присущий им пофигизм не мог не сказаться)



Набрели на уютный уголок - замкнутый двор,  в котором обнаружились и жилье и художественный салон и мини-музей мини-железной дороги, а ко всему этому впридачу - Кошак, возлежащий в центре, на блюде (почти как Король Лев на скале) . Как мы не старались, как не кис-кискали, разбудить его не смогли



Удалось снять в кустах другую сонную тетерю, а заодно поймать в кадр местного жителя, сидящего на пороге своей квартиры-галереи. По виду и возрасту он вполне мог бы быть одним из "отцов-основателей" коммуны.



Показалась главная достопримечательность... Вернее, главная Руина города, в прошлом - церковь Санта Мария делле Грация



Церковь стоит на возвышении, к ней ступенчато и  дугообразно ведет "центральная" улица. Представляю, как  когда-то по ней  двигались праздничные процессии - священнослужители в длиннополых одеяниях, знатные господа, простолюдины, дети... Голова колонны уже скрылась за поворотом, а хвост еще в самом низу.



Теперь напротив церкви обосновался био-ресторан и один из гастхаусов



На главном фасаде еще видны следы краски. Благодаря им, совсем нетрудно представить, как здание выглядело до катастрофы.
Вход во внутренний периметр закрыт решеткой.



Перед входом нет и никогда не было даже намека на площадь! (Для праздничной процессии здесь места бы не нашлось) Улица доходит до ступеней церкви и тут же  заканчивается, образуя что-то вроде балкона, с которого можно осмотреть близлежащие развалины, но нас первым делом привлекли не они, а музыка, которая звучала за решеткой.



Там, за решеткой, в стенах церкви, шли съемки музыкального клипа!
Зрелище было странное - одновременно красивое и смешное. Песня, которая неслась из динамиков, хорошо сочеталась с окружением. Это было что-то  "готическое", на немецком языке (Жаль, не записала. Сейчас бы с удовольствием послушала)



Команда работала самозабвенно, не обращая внимания на жару, солнце, пыль и зрителей (которых собралось 4 человека, включая нас) Девушка вскидывала руки, молитвенно прижимала их к груди и открывала рот под фонограмму



Интересно было бы увидеть, что у них получилось в результате. Не исключено, что муки этого съемочного дня войдут в готовый клип в виде трехсекундного фрагмента



Церковь, как антураж для съемок, выглядит фантастически. Впечатляет сохранность многих деталей, ну а то, что высокая колокольня устояла во время землетрясения и по-прежнему возвышается над городом и окрестностями, иначе как чудом не назовешь.
Перекрытия тоже выдержали толчки. Сохранились фото, сделанные спустя некоторое время после трагедии. На них видно, что своды практически целы. Людям пришлось самим доделать то, с чем не смогла справиться стихия, чтобы в последствии не произошло случайное обрушение (на головы беспечных любителей развалин)



Возле руин церкви - другая руина, которая выглядит не менее основательно. Может, это то, что осталось от замковых укреплений князей Вентимильи...
Чем бы это строение не являлось в прошлом - крепостью, дворцом или монастырём - сейчас это чье-то семейное убежище, пусть и не самым аккуратным образом устроенное.
Главное, что частная жизнь скрыта от посторонних глаз -  заборами кустарников и шторами вьющейся зелени



По замысловатым лестницам спустились вниз, в дворовый колодец. Там мы встретились с бесплотным духом. Может, это дух одного из тех, кто нашел здесь свою смерть в пепельную среду февраля 1887 года.
Или это человек-невидимка?



Человек-невидимка, картины-невидимки - какой простор для воображения! (Надо дать ему отдых, отпустить погулять - до следующего поста-продолжения рассказа о Буссане)


Tags: #блогерская осень, Буссана, Италия, Лигурия, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments