moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Тиволи. Вилла д'Эсте. Часть 4. Фонтаны, Пруды и Ротонда

Продолжим прогулку по Саду.
Сначала пройдем по террасе, расположенной уровнем ниже аллеи Ста Фонтанов. Она  называется Аллеей Гортензий (11) и проходит от двора с Овальным фонтаном до Фонтана Совы (17), который находится на западной границе Сада.
Ни одной гортензии мы здесь не увидели. Наверное, для них был не сезон. Зато можно было без задержек на фотографирование цветов идти к Сове... Но тут внимание отвлекли Драконы.



Фонтан Драконов (12) находится на пересечении Аллеи Гортензий с главной осью парка . По легенде его построили (вернее, перестроили) за одну ночь к прибытию папы Григория XIII, в гербе которого были драконы. До этого фонтан назывался Джирандола - Фейерверк



Чтобы удобнее было представлять, что где находтся, еще раз приведу план парка (номера с 1 по 10 я отмечала на схеме ранее, в части 2)

177.JPG
8. Фонтан Водяного Ограна  9. Фонтан Нептуна  10. Рыбные Пруды  11. Аллея Гортензий  12. Фонтан Драконов  13. Кипарисовая Ротонда  14. Фонтан Натуры  15. Фонтан Ариадны  16. Потеющие Кучи  17. Фонтан Совы  18. Спуск Бурлящих Фонтанов  19. Фонтан Прозерпины  20. Фонтан Большого Стакана

Очень трудно распознать Драконов в этих угловатых позеленевших камнях.
Может, легенда не врет и фонтан действительно строили впопыхах?



Сам фонтан скромный - всего один высокий водомет. Если верить описаниям, предыдущий фонтан, Фейерверк, был круче, он выбрасывал множество быстрых, коротких струй, похожих на взрывы петард. Вполне вероятно, что фонтан здесь вообще был не главным, ставилась задача создать многоуровневую эффектную "развязку", с лестниц и террас которой можно было бы осматривать сад в разных интересных ракурсах. Сейчас панорамы скрыты разросшимися деревьями.
Я не поленилась - забралась на балкон над фонтаном, но увидела сквозь зелень только небольшой фрагмент Фонтана Нептуна.



Центральную аллею, которая ведет от дворца к тому месту, где когда-то находились главные ворота виллы, тоже не рассмотреть - ее закрывает струя драконьей воды. Не видна и  Кипарисовая Ротонда. Мне хотелось поскорее узнать, как она выглядит в наши дни, поэтому мы оставили "на потом" Фонтан Совы  и отправлись прямо к ней - по центральной аллее, вниз под горку.



Прошли по длинному спуску, вдоль которого по обеим сторонам в высоких желобах текут бурные ручьи с мини-"порогами". Позади, на холме остались пять уровней террас, на самом нижнем - Фонтан Драконов, выше видна чаша Фонтана Биккьероне - Большого Стакана, а на самом верху - Дворец.



Теперь мы оказались у подножия холма, у берега Рыбных Прудов.  Здесь взгляд сразуже  устремляется в сторону, откуда доносится шум воды - к Водяному Органу и Фонтану Нептуна.
В лучах осеннего солнца потоки воды и кроны деревьев,  как шелк и бархат.



С площадки у Водяного Органа (8) мы видели только верхушки водяных струй Фонтана Нептуна (9). Сейчас перед нами открылась вся картина целиком, с бассейнами, каскадами и водометами.
...За игрой воды и света можно наблюдать бесконечно... Но надо идти дальше.



А теперь о том, почему меня так интересовала Кипарисовая Ротонда (13).
В детстве я увидела фотографию с подписью "Вилла д'Эсте". Я рассматривала ее и не верила в реальность изображенного (разве могут деревья быть такими огромными?... разве может дворец  висеть стоять так высоко?...) Качество фото в старых советских книгах давало повод для всяких вопросов и сомнений. Но нечёткие и оттого загадочные картинки заставляли работать воображение!
Этот вид и все связанные с ним фантазии отпечатались в памяти... Очень хотелось сверить их с реальностью.
Реальность не разочаровала, и даже превзошла ожидания!


Специально искала ту же точку съемки, чтобы потом сравнить фотографии! К сожалению, у меня не было с собой "исходника", пришлось довериться памяти.

Единственное, о чем можно сожалеть, это о том, что не все кипарисы дожили до наших дней и что Ротонда сейчас выглядит совсем не так, как была задумана.
Раньше вокруг круглой площадки стояли одинаковые, стройные, как колонны, деревья. Их склоненные верхушки соединялись в центре, образуя зеленую беседку.



Сейчас беседка "разрушена". Даже каменные сооружения со временем ветшают, что уже говорить о "живой постройке". Одни деревья состарились и облысели, другие принялись расти вкривь и вкось, третьи просто погибли.
Объект утратил архитектурную логику и приобрел какое-то совершенно новое звучание: если раньше это был гимн (или марш), то теперь каприччио!



Неизменной осталась площадка с четырьмя корытцами миниатюрных фонтанов и с выходами на четыре стороны света. Один из выходов ведет к западной стене сада, стоящей у края обрыва. К стене с внутренней стороны примыкает несколько фонтанов. Один из них, Фонтан Ариадны (15), виден из Ротонды. (Он находится ниже уровня аллеи, в углублении)



По главной оси мы дошли до северной ограды Сада. У стены расположен Фонтан Натуры (она же Артемида Эфесская (14)) Где-то здесь находился Главный вход. Виа Тибуртина - дорога, на которую он выходил, сместилась к современному центру города и сейчас за забором просто поле.



Возможно, этим фонтаном прикрыли брешь в стене на месте бывших ворот, в которых отпала надобность, а стена со временем стала рубежом между "культурной и "одичавшей" территориями. Но Мать-Природа не делает различий - она готова питать и ту и другую (Изначально эта скульптура была деталью Фонтана Водяного Органа; думаю, что она стояла в нише, в которую потом Бернини встроил эдикулу)



Рядом с Натурой находится пара необычных фонтанов (16). Это два огромных, полых внутри, искусственных "валуна", которые сочатся водой. "Валуны" выглядят очень натурально и почему-то носят неаппетитное название "Потеющие Кучи" (Мете Суданти).



Есть предположение, что они сделаны в подражание древнеримскому фонтану с похожим названием (Мета Суданс), который находился возле Колизея. Правда, римский имел вид вполне цивилизованный, пирамидальный,  был отделан шлифованными каменными плитами с инкрустациями. В бассейне этого фонтана  любили купаться гладиаторы.



Вышли к дальней кромке Рыбных Прудов (10). Зелень, водная гладь, отражения... Здесь бы с удочкой посидеть!
Не знаю, как сейчас, но раньше специально для господских трапез в Прудах разводили рыбу ценных пород и работники кухни ловили ее не удочками, а сетями. Это, впрочем, не мешало гостям кардинала при желании баловаться рыбалкой.



Очарование осени сквозит во всем. Я имею ввиду не сезон года, не календарную осень, которая радует нас золотой листвой.
Растрескавшиеся камни, опустевшие постаменты, мох и ряска - это признаки того времени, которое наступает вслед за расцветом и заканчивается упадком и разрушением.



Надеюсь, что Вилле полное разрушение в обозримой перспективе не грозит. Ее досматривают, подновляют, латают. Следы многолетнего запустения и пережитых бомбежек постепенно стираются и даже возникают новые штрихи, которые идеально вписываются в существующее окружение.
Мало кто из нас смог бы догадаться, что Фонтан Нептуна, так гармонично сочетающийся с Фонтаном Органа, был создан совсем недавно - в 1927 году. Сейчас это самая впечатляющая композиция Виллы, которая (вместе со Ста Фонтанами) является ее визитной карточкой.



Работы ведутся постоянно. Привести в порядок всё и сразу невозможно. Вилла - это огромный живой организм, к тому же достаточно "пожилой". Один орган подлечили - другой заболел. Чего только стоит "кровеносная система" - водопровод, обеспечивающий работу фонтанов! За ним тщательно следят, поэтому он функционирует без сбоев и в нем вода идеально чистая К слову, в прошлом о чистоте не особо заботились - речную воду без всякой фильтрации пускали сразу в трубы, а поскольку горожане использовали реку для стирки, сброса отходов и прочих надобностей, то цвет и запах воды были соответствующие. Представляю, как Спуск Бурлящих Фонтанов" (18) бурлил оттенками бурого и источал всякие подозрительные "ароматы". Об этом в трэвел-постах рассказывали некоторые критически настроенные гости. Мишель Монтень в 1581 году писал, что вода "мутная и скверная на вид"


К сожалению, во время нашего визита Спуск Бурлящих Фонтанов не работал

Сделав круг по нижнему саду, мы, наконец, добрались до Фонтана Совы (17).
Фонтан находится в процессе реставрации. Недостает некоторых фигур, их пока заменили фанерными.
Сделать новые скульптуры, думаю, не так сложно, как восстановить  звучание. Раньше "птицы" на ветках пели и замолкали, когда начинала ухать "Сова". Это был мистический аттракцион почище Водяного Органа!



Фонтан Совы (так же, как Фонтан  Ариадны и Рометта) примыкает к западной стене, обращенной в сторону Рима. Если бы не дымка можно было бы с помощью хорошей оптики рассмотреть находящуюся в этом же направлении, в трех километрах отсюда Виллу Адриана (в кадре слева, у подножья холма)


А еще в кадр попало сооружение, которое я сначала приняла за ворота, но при ближайшем рассмотрении это оказался фонтан или колодец, в общем, какой-то источник воды, спрятанный в нишу, обрамленную аркой



Выше по склону над  Фонтаном Совы  находится Фонтан Прозерпины (19). Площадка перед ним окружена стенами и лестницами и вместе с аркой нимфея выглядит преддверием царства Плутона (Плутон во время растянувшего на века похищения Прозерпины, где-то потерял свою пленницу и теперь следовало бы называть фонтан не ее, а его именем)



Теперь круг замыкается и мы возвращаемся к Дворцу, поднимаясь все выше и выше по лестницам и пандусам
Мы проигнорировали Фонтан Биккьероне (20) - заметили кончик его чаши в густой зелени, но уже не было сил к нему спускаться.



Жаль! Вид у Фонтана замечательный и автор знаменитый - Бернини.
Позже я нашла фото в интернете. Большой Стакан на нем чем-то напомнил Каменный Цветок из одноименного советского фильма.



Мы увидели чашу вот в таком ракурсе.



Сверху это не Цветок и не Сакан, а скорее какая-то техническая деталь - шестирёнка, например.



Покидаем Виллу тем же путем, каким начинали ее осмотр - через Бельэтаж Дворца и внутренний двор.

186-3.JPG

Достоинства города одной Виллой д'Эсте не ограничиваются. Есть смысл заглянуть сюда еще раз, чтобы осмотреть Цитадель папы Пия II, XV века постройки  (одна из ее башен в кадре), виллу Адриана (II в. н.э) и Григорианскую виллу - сад XIX в. в романтическом стиле с руинами античного храма и 120-метровым водопадом реки Аньене.


А мы попрощаемся с городом там же, где начинали знакомство - на площади Гарибальди у  Арки Помодоро.
Округлые предметы у основания Арки к помидорам никакого отношения не имеют. Она названа по имени автора  Арнальдо Помодоро, того, что создал Шар во Дворе Сосновой Шишки в Ватикане


Tags: Вилла д'Эсте, Италия, Тиволи, фонтаны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments