moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Тиволи. Вилла д'Эсте. Часть 1 - Дворец

Если не знать заранее о всех чудесах Тиволи, то он произведет на путешественника впечатление типичного для Италии старинного городка, с набором достопримечательностей, состоящим из некоторого количества церквей, дворцов и крепостей. Неосведомленный гость, конечно, обратит внимание на древнюю церквь Санта Мария Маджоре, но он вряд ли станет любопытствовать, что это там за дверь, справа от ее главного входа так странно и нелепо втиснута в угол.



Но мы-то знали, куда и зачем приехали, поэтому вопроса, что это за вход и куда он ведёт, у нас не возникло, а расположение двери даже вполне оправданным показалось: в места необычные надо проникать по-особому (вспомним Алису и ее чудесный садик!)

Конкретно это необычное место известно миру как Вилла д'Эсте -  одна из самых впечатляющих итальянских вилл эпохи Возрождения.
В своё время хозяева дворца попадали в свои владения через центральные парковые ворота. Знатные гости тоже пользовались этим путем.
В наши дни сделали по-другому. Наверное, для того, чтобы посетители не были с ходу ошеломлены красотой, а могли постепенно настраиваться на эстетические переживания,  их теперь впускают через "черный ход".



"Черный ход" на деле выглядит ярко и красочно - цилиндрический свод длинного коридора украшен сочными орнаментами. Коридор приводит для начала во внутренний двор, который  с трех сторон окружен стенами дворца, а с четвертой закрыт стеной  церкви Санта Мария Маджоре.



Дворец возник не на пустом месте: он был перестроен из примыкавшего к церкви францисканского монастыря. (Во внутреннем дворе легко угадывается бывший монастырский клуатр).

Далеко не каждому смертному в XVI веке было позволены такие "инновации", но Ипполит д'Эсте был не просто представителем древнейшего и богатого герцогского рода, но и кардиналом, внуком папы Александра VI Борджа (сыном его знаменитой дочери Лукреции)  и  даже сам одно время метил в папы. Одним словом, он был влиятельным церковным сановником.
Когда ко всем прочим своим дожностям и титулам он получил пост губернатора Тиволи, то решил устроить здесь, на склонах Сабинских гор, свою резиденцию, которая должна была стать не только губернаторским дворцом, но и загородным домом - местом отдыха от столичной суеты. В Риме у Ипполита, само собой, имелся другой  дворец, предназначенный для встреч "на высшем уровне".
Почему он предпочел вариант с перестройкой монастыря, неизвестно. Возможно, потому, что его предшественники на губернаторском посту уже пользовались этим зданием. А может, кардинала привлекло название окрестностей - Валле Гауденте, "Отрадная Долина".



Для эпохи Возрождения не было ничего удивительного в том, что священнослужитель окружает себя изображениями языческих богов и символикой, далекой от христианства.
Идея примкнуть Фонтан Венеры к той стене внутреннего двора, которая принадлежит церкви Святой Марии, тоже никому не показалась тогда ни противоречивой, ни святотатственной.



Фонтан Венеры похож на грот в гроте. В меньшем гроте, под нависающими сталактитами уютно устроилась богиня, а через арку большего грота можно увидеть окрестности виллы с реками и водопадами, чьи воды, сбегая с холмов, оказываются в конце концов в одной большой ванне (бывшем римском саркофаге)
Отсыревшая после принятия водных процедур Венера обсыхает на пушистом матрасе из зелени в окружении орлов и веток айвы - символов рода д'Эсте

2.JPG

Теперь можно следовать во внутренние покои.
Мы осмотрели только Бельэтаж,  приватные помещения нам почему-то не показали. Вполне возможно, в них велись какие-то работы..
Коридор, идущий вдоль анфилады залов Бельэтажа был когда-то богато украшен потолочной мозаикой и нишами с фонтанчиками. Далеко не всё из этого убранства сохранилось до наших дней. От мозаики остался лишь клочок, по которому можно судить, как выглядело всё "полотно"



Зато росписи потолков в залах анфилады полностью восстановлены и смотрятся великолепно.



На ярко подсвеченных сводах хорошо видны не только картины с изображением мифологических и исторических сюжетов, но и все самые тонкие узоры



Фрески на стенах выглядят похуже. Их еще не коснулась рука реставратора.
Вилла долгое время (с середины XVII до начала XX-го века) принадлежала Габсбургам, а на деле была практически бесхозной. Обстановка залов была вывезена или просто расхищена. Росписи хоть и сохранились, но местами пришли в плачевное состояние.



Внизу штукатурка вытерта чуть не до дыр. Похожим образом выглядят стены, рядом с которыми долго стояли кровати (скорее всего, так оно и было, поскольку  одно время во дворце размещались казармы)



Неизвестные вандалы навечно вписали свои имена в историю виллы: среди сцен охоты, рыбалки и мирной сельской жизни можно рассмотреть их каракули
Восстановительные работы, начатые сразу после того, как вилла была возвращена Италии, ведутся и по сей день, но вряд ли удасться полностью избавиться от глубоких шрамов.



Залы, лишенные привычной дворцовой обстановки, не выглядят пустыми.  И это не только потому, что фрески пестрят изображениями людей и животных, которые отвлекают на себя внимание посетителей...



Здесь на каждом шагу сталкиваешься с живописными обманками - ложными колоннами, пилястрами карнизами и другими архитектурными деталями. Кистью художника созданы лепнина, рамы картин, шторы, занавеси и даже ложные двери и окна! (Стеклянный пол ко всем этим специально задуманным мистификациям не относится, он сделан в наши дни, чтобы можно было увидеть вскрытые археологами древние фундаменты)



Сколько было проделано тонкой кропотливой работы! Сколько на нее должно было уйти времени - бездна!
Но есть свидетельства тому, что вилла была обустроена в кратчайшие сроки. Даже по современным меркам темпы были ударные.
Кардинал привлек к выполнению своего плана известного архитектора Пирро Лигорио, под начало которому была дана целая армия художников и ремесленников.
Лигорио проявил себя не только, как талантливый проектировщик, ландшафтный дизайнер и инженер - создатель фонтанов, но и отличный руководитель и организатор.



Вот очередной "обман зрения" - псевдо-гобелен "Рождение Венеры", который прикрывает собой псевдо-мраморные стены.



Номером один по части создания иллюзий является Центральный салон. В нем имеется весь набор отмеченных ранее ложных архитектурных элементов...поэтому  взгляд в первую очередь падает на оригинальную дверь-обманку, в которой виден нарисованный обитатель покоев. Он выглядит так, будто только секунду назад шел навстречу и вдруг замер в проеме.
Но для меня самый большой интерес представил даже не этот эффектный фокус, а изображение виллы и парка, какими они были в XVI в.



Художник явно переборщил с уклоном рельефа, на котором расположен парк, но детали - аллеи, дорожки, площадки, фонтаны он воспроизвел документально точно.
Видно, что зеленые насаждения только-только пошли в рост. На раннем этапе своего существования парк давал больше возможностей оценить планировочные задумки автора: территория просматривалась из конца в конец



Центральный зал называется также "Фонтаном Тиволи". Ниша с фонтаном находится у меня за спиной, за ширмой (там идут реставрационные работы), а передо мной...

12-3-0.JPG

...сквозь проёмы между витыми колоннами видны пейзажи окрестностей Тиволи, называемого  в античные времена Тибуром.
Эту местность еще в древнеримскую эпоху облюбовала столичная знать для выездов на отдых - сельский уют, свежий воздух и спокойствие всего в 25 км от Рима! Здесь сохранились руины античных вилл, из которых самая известная и грандиозная - вилла императора Адриана



Фотографию Фонтана Тиволи я нашла в книге, купленной позже в Риме.
Фонтан  затейливо украшен мозаиками и эмалями. На панно в нише изображен храм Сивиллы Тивольской (Тибуртинской)



Потолок зала - это еще и потолок античного храма, который вдруг стал прозрачным - чтобы мы увидели, как пируют боги.
Наверное, художник хотел лишний раз отметить, что Тиволи - райский уголок, куда даже боги бывают не прочь заглянуть, чтобы отдохнуть и повеселиться.



Если отвлечься от нарисованных садов и пирующих богов и выглянуть в окно, то станет ясно: художники нисколько не приувеличивали.
Вид на склоны Сабинских гор к северу от Виллы вполне соответствует имени, которое дал долине не иначе, как поэт - Отрадная.



Сверху можно увидеть, что просторы парка превратились в зеленые кущи. Разросшиеся деревья  скрывают сейчас не только сеть дорожек и аллей. Сквозь них не рассмотреть даже самые большие фонтаны.



Немного виден старый городской центр с колокольней Кафедрального собора Сан Лоренцо.



Из Центрального Салона есть выход на лоджию, с которой по двум симметрично расположенным лестницам можно  спуститься на широкую террасу. Слева террассу замыкает еще одна лоджия, под сводами которой знатным персонам накрывались обеды
На крыше лоджии, на которую хозяева виллы попадали из верхних приватных покоев находится лучшая обзорная площадка, с которой видна виа Тибуртина, дорога, соединяющая Тиволи (Тибур) с Римом, и Вилла Адриана



Великий Рим отсюда не разглядеть, зато можно полюбоваться Рометтой, Маленьким Римом. Должность Губернатора не давала Ипполиту д'Эсте возможности часто бывать в столице, поэтому он пожелал иметь у себя под рукой ее уменьшенную копию.
Рометта представляет из себя собрание самых известных римских древностей, оформленное в виде аллегорических фигур, гротов и фонтанов. Она является частью сложной философской и политической системы символов, на основе которой был спланирован весь парк.


Продолжение следует
Tags: Вилла д'Эсте, Италия, Тиволи, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments