moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Августовский канал: обзор озер и шлюзов

Для получения первого опыта прохождения шлюзов далеко ходить не стали - ближайший к Августову одноимённый шлюз стал нашим тренажером.
В присутствии инструктора задачу мы выполнили с легкостью, но так ли просто будет, когда нам придется все то же выполнять самостоятельно, без подсказок?



Ночевать решили не в порту, где по случаю субботы стало чересчур шумно, а в соседнем озере Нецко.
Первая ночевка на воде далась непросто...

4.JPG

На следующий день по небольшому проливу мы перешли в езёро Бялэ - в Белое озеро. Оно самое крупное во всей системе озер, связанных каналом. Вода здесь по цвету, как морская - сразу хочется искупаться. Имея в распоряжении "дом-корабль" устроить пляж можно прямо посреди озера... Что мы и сделали. Заночевали здесь же.



Утром прошли первый шлюз Пржевензь. Выполнить все маневры оказалось ненамного сложнее, чем произнести это название.



За шлюзом оказались в озере Студеничном. Название озера и поселка, находящегося неподалеку, связано с колодцем ("студня", по-польски и будет "колодец"), вода которого издавна считалась лечебной.
Здесь с нами приключилось невероятное для этих мест проишествие - под вечер мы попали в самый настоящий шторм!



Потрепанные непогодой и бессонной ночью, утром следующего дня достигли шлюза Свобода.
После того, как чуть не потерпели кораблекрушение, прохождение шлюзов стало казаться нам детской забавой.



И что тут в самом деле сложного! Всего-то: на самом тихом ходу войти в шлюзовую камеру, причалить к стеночке и главное!...



...успеть ухватиться за цепь, чтобы, когда начнет поступать вода, судно не болтало и не било об стены и другие суда. Вот и вся хитрость!



По мере подъема воды начинаем обозревать окрестности. Здесь всё выглядит, как во времена создания Августовского канала в первой половине 19 века, если сравнивать с сохранившимися зарисовками, гравюрами и чуть более поздними  фотографиями.
Причиной создания канала  стала экономическая политика Пруссии, которая ввела драконовские пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию. Потребовался обходной транспортный коридор. По проекту 1824 года четырехсоткилометровый канал должен был соединть Вислу с российскими портами в Курляндии (нынешняя Латвия).  Было построено чуть больше четверти от запланированного. Но опять вмешались политические и экономические обстаятельства. Сначала из-за польского восстания стройка была заморожена, а потом наступило время железных дорог, которые по пропускной способности, скорости и объемам перевозок превосходили возможности таких гидротехнических сооружений, как каналы со шлюзами. Все-таки участок от Вислы до Немана в 1839 году  ввели в строй и он долгое время выполнял роль внутреннего торгового пути.



В промежутке между Мировыми войнами канал впервые стал использоваться в туристических целях . По маршруту Гродно-Августов-Гродно курсировали два колесных пассажирских парохода, вдоль канала был проложен туристический маршрут. Во время Второй Мировой войны канал частично был разрушен, особенно пострадали шлюзы на территории Беларуси - они были взорваны. После войны поляки восстановили в первозданном виде свою часть канала и стали использовать ее и окружающую территорию, как зону отдыха. Наша часть была отреставрирована только в 04-06 годах. Но, к сожалению, туристической инфраструктуры, подобной польской пока не создано. Пока что есть только русло канала, шлюзы и красивая природа (что тоже немало для просто посмотреть)



Августовский канал был признан ЮНЕСКО памятником гидротехнического зодчества. БОльшая часть объекта, 79 км, принадлежит Польше. Остальные 22 находятся на территории Беларуси. Всего на водном пути было построено 18 шлюзов (на нашей стороне сейчас три из них)
Как  было бы здорово, если бы восстановили весь экскурсионный маршрут! Понятно, что надо будет проходить границу, но ведь границу проходят и поезда с автобусами...  А каким интересным было бы путешествие на байдарках из Гродно в Августов и назад!... Мечта...



Так хорошо мне мечталось на Свободе, что я не заметила, как наполнилась камера. Ворота стали открываться, пропуская нас в узкую длинную часть водной системы, в собственно Канал. До этого мы шли по озерам, соединенным между собой искусственными "проливами"...



...а сейчас вступили в прямой, как стрела, зеленый коридор.



Трудно представить, что когда-то здесь ходили баржи, груженые лесом. Их тянули лошади, которые шли по берегу. Иногда использовали и бурлаков.
Этот участок, кстати (от шлюза Свобода, до следующего, Горчицы), самый высокий во всей водной системе.



Немного не доходя до Горчицы, сделали передышку - для этого воспользовались чудесным благоустроенным местечком. По каналу на малом ходу мы отмахали без малого 20 км.



До заката оставалось еще много времени. Мы решили пройти Горчицу и уже за ней искать место для ночлега.



"Горчица" выглядит совсем новенькой. Действительно, её недавно отреставрировали. Отсюда, от шлюза к шлюзу,  будем только опускаться. Если бы не ремонт шлюза Перкуч и не Польско-Белорусская граница мы могли бы так опускаться до самого Немана.



Дорога открыта. Выходим в озеро Орле.



В маленьком озерце никаких орлов мы не увидели. Попадались только лебеди.



Орле соединено с еще одним небольшим водоемом - озером Панево.
В нем же мы и бросили якорь - остались на ночевку недалеко от прибрежной корчмы, чтобы утром не пришлось заморачиваться с завтраком.

80.JPG

После завтрака в корчме отправились к очередному  шлюзу, называемому, как и озеро - Панево. Он двухкамерныйй, с полным перепадом высот более шести метров. Выше него только тот, что на нашей стороне, неманский. Он трехкамерный, высотой 7,5 метров.
Пока что мы, как  зрители, наблюдаем проход судов, но скоро сами станем действующими лицами в ежедневном спектакле. (Ого! парусная яхта на канале! Чтобы пройти под мостом ей пришлось мачту "срубить". Но вот вопрос: где она тут ветер берет? может с собой в трюме в герметичных пакетах возит?)

80.JPG

Настала наша очередь выйти на сцену. Народ на мостике обозревает сразу две камеры и две панорамы по обе стороны шлюзовых  ворот, мы же, начиная опускаться, можем  только увидеть далеко внизу зеркало Кривого озера.

80.JPG

Опустились на предельную глубину первой, верхней, камеры.
Не знаю, с 19-го ли века сохранилась кирпичная кладка стен, но вид у нее очень... "поношенный".

80.JPG

В нижней камере добровольный помощник "шлюзмэна" (не знаю, как правильно называется шлюзовых дел мастер) попытался ускорить процесс.

93.JPG

Еще раз углубились.

93.JPG

Дорога в Кривое озеро открыта!

93.JPG

Езёро Кшиве, Кривое озеро - самое маленькое красивое и романтическое из всех озер. В отличие от всех остальных озер этой водной системы, но окружено холмами.
Пройдя всю акваторию из конца в конец, мы причалили к самому высокому берегу.

93.JPG

После того, как обследовали ближайший к месту "парковки" лес, решили, что в Кривом делать больше нечего и поспешили назад.
Вот как издали выглядит шлюз Панево.



Повезло: ворота только что кого-то пропустили и не успели закрыться. Не придется ждать.



На заполнение камеры смотреть куда интересней. Такая мини-ниагара получается. И подниматься как-то всегда веселее, чем наоборот.



В "Горчице" на сей раз оказалось неожиданно оживленно.



Для флотилии молодых водников была устроена "пенная вечеринка". Мы тоже поучаствовали.
Ночевали неподалеку от этой веселой компании где-то между Горчицей и Свободой.



Снова на "Свободе".  Свобода даром не дается -за нее нужно платить!))) Впрочем, как и за проход  всех прочих шлюзов. Стоит это считанные копейки - несколько злотых. Думаю, это что-то вроде чаевых.



Работники шлюзов, как и в 19 веке, проживают тут же, каждый рядом со своим объектом, и, скорее всего, имеют постоянную зарплату.

110.JPG

Наш черед расплачиваться.



У шлюза с труднопроизносимым названием Пржевензь пришлось переждать прохождение статека (статек - по-польски, корабль)
Размеры судна почти совпадают с размерами камеры, как по ширине - зазоры между бортами и стенками минимальны, так и по длине: следом за ним даже маленькой лодочке вроде нашей не втиснуться. Может, это и к лучшему. Иначе пришлось бы дышать выхлопами из-под хвоста.



Последний шлюз прошли, как песню спели. Что значит опыт! Все маневры проделали ловко - с помощью весла и багра.
За шлюзом нам была открыта свободная дорога в порт, но у нас еще было много времени до окончания срока аренды.



Мы чудесно провели это время в одном из заливов Белого озера.



Более подробно все наши приключения на борту хаусбота изложены в рассказе Август в Августове.
Tags: #65задание, #92днялета, Августовский канал, Польша, обзор, озера, путешествие, шлюзы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments