moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Как ходить по музеям

Знаю многих людей, у которых одно только слово "музей" вызывает приступ зевоты. Особенно дети подвержены этой "болезни".
Когда-то и я откровенно скучала в музейных залах, чувствовала себя чужой на этом застывшем в веках празднике жизни. Культурные слои давили на мой неокрепший организм всей своей массой, пыль веков, несмотря на мое к ней уважение, оставляла то же ощущение, что и обычная пыль - хотелось чихнуть, протереть глаза и чистым, незамутненным взглядом смотреть на новый яркий мир или еще дальше - в будущее.


Музей Боде в Берлине может отпугнуть впечатлительную натуру - выглядит как пресс-папье.

Но постепенно всё изменилось. Среди пыли и тумана прошедших эпох стали прорисовываться контуры...
Вернее, я их стала намечать сама, когда у меня начали складываться конкретные запросы, касающиеся истории и искусства.

Отношение к музеям изменилось, но далеко не сразу я пришла к пониманию того, как их правильно посещать.
То, что я порекомендую, будет чем-то само собой разумеющимся для уже сформировавшихся любителей музеев.
Но я хочу обратиться к тем, кто находится в начале пути и только почувствовал в себе определенную тягу (к прекрасному и вечному).

Так вот, чтобы эта тяга не умерла в зародыше, надо соблюдать пару несложных правил.

Допустим, посещение определенного музея уже намечено. Это не спонтанный порыв (шли мимо, увидели, решили зайти) а заранее спланированное мероприятие.
Даже к посещению парка развлечений надо заранее как следует готовиться - выбрать, какие из аттракционов инереснее, а на остальные не тратить время, чтобы потом не переживать об утраченных возможностях.
С музеями то же самое. В первую очередь это касается больших музеев, включающих  разноплановые экспозиции.



Надо изучить весь ассортимент и сделать выбор. Не гнаться за количеством, не стараться за потраченные деньги затолкать в себя побольше информации и впечатлений, а ограничиться несколькими залами по наиболее интересующим темам.


Поэтажные планы Лувра. Их четыре. Даже если очень захотеть, не получится обойти их все за один раз

Лучше, если это будет одна тема (одна эпоха, один художник... в идеале - одна картина или скульптура и немного того, что её окружает - в качестве фона)

Совсем другое складывается впечатление от музея, когда приходишь туда не "делать открытия", а "встречаться со старыми знакомыми". Тогда музей перестаёт быть хранилищем "окаменелостей", а становится живым собранием, в котором ты сам - не просто зритель, а участник непрерывного процесса.
Поймать эту волну - вот настоящий кайф.

IMG_2179.JPG
Портрет Гонеллы, придворного шута Феррары (предположительно Ж.Фуке). Венский Музей Истории искусств

Если попадаешь в музей более или менее случайно, надо тоже постараться не блуждать по нему, как придется. Всегда на входе имеются листки-схемы с указанием, что и где находится.
Надо воспользоваться этой схемой, как меню в ресторане.


Еще одно "меню с картинками", на сей раз Неаполитанского археологического музея

Мы ведь в ресторане не заказываем всё подряд по списку, понимая, что не хватит сил поглотить гору еды, не заработав при этом несварения. Поэтому строго и беспощадно - только первое, второе и компот что-нибудь на десерт. В качестве десерта могут подойти посиделки в музейном кафе: придти в себя, дать отдых ногам и немного разбавить пищу духовную хорошим земным напитком - бесценно.
Никогда не оставляю без внимания и музейные сувенирные магазины. Именно в них можно найти самые оригинальные сувениры, которых больше нигде не встретишь.


Красиво изданная книга рецептов древнеримской кухни. Была куплена мной в музее Нимского Амфитеатра

Особая тема - поход в музей с детьми.


Санкт-Петербург, Русский музей.

Сразу скажу, что посещать музей с совсем маленькими детьми, не вижу смысла. Ни себе удовольствия, ни им (а если ребенок непоседа и капризник, то еще и другим посетителям будет беспокойство и дискомфорт)
С какого-то возраста (у каждого маленького индивидуума он свой) надо начинать прививать интерес, но делать это следует внимательно и аккуратно. А поэтому придется на время забыть о своих "хочу" и постараться понять, к чему наиболее склонно юное создание на каждом этапе своего созревания.

По своему опыту могу сказать, что на первых порах  детям понятнее декоративно-прикладное искусство, а живопись их почти не трогает. Поэтому не стоит мучить их бесконечными анфиладами с бесконечными рядами малопонятных полотен - ничего кроме усталости и отвращения это у них не вызовет.


Очень хотела показать детям эту огромную вазу в Эрмитаже, которая меня самою в детстве сильно впечатлила!

Также важна смена "сюжета" - вот тут как раз не помешает перемещаться, как на машине времени, из эпохи в эпоху, из Древнего Египта, например, в Древний Рим или средневековую Европу, нигде подолгу не задерживаясь. В детские годы важнее движение, поиск, сравнение, а не глубокое погружение в кажую из тем ...


Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Зал, посвященный искусству Древнего Востока.

Еще один прием, который можно использовать - интрига. Придумать предысторию, подогреть любопытство, которое будет удовлетворено, когда вы вместе отыщете "изюминку коллекции", может, даже не ту, которую рекламирует сам музей.


В Лувре отыскали... не Джоконду, а занятные работы Арчимбольдо, выполненные на стыке жанров - портрета и натюрморта.

И ни в коем случае не советую брать экскурсии. Дети сразу чувствуют себя учениками на уроке и с нетерпением ждут, когда их отпустят на свободу, чтобы получить возможность ходить в удобном для них ритме и обращать внимание на то, что их больше привлекает.


Школьная экскурсия в музее виллы Боргезе. Видно, что итальянским детям, (точно, как и нашим) не слишком интересно, стоя целой толпой, слушать, о чем там бухтит гид.

Сейчас многие музеи и выставки относятся с пониманием к тому, что для современной молодежи стал привычным иной способ получения информации, поэтому нередко устраивают всякие интерактивности. Детей за уши не оттащить от экранов, с помощью которых они находят комментарии ко всему, что их заинтересовало.
Отлично, если есть экспонаты, с которыми можно вступить во взаимодействие.


Галата - Морской музей в Генуе. По примеру Колумба ищем путь в Новый Свет.

Еще одна отличная идея - заложить элементы игры в программу дня, в течение которого предстоит знакомиться с достопримечательностями целого города-музея.
Мне ее подсказал итальянский Бергамо. Не знаю, чья именно это была инициатива, но мы ее оценили по достоинству - нам не пришлось самим изобретать способ поддерживать в детях интерес к исследованию старого города.  Вместе с билетом, который дает право посетить несколько церквей и музеев, детям выдают специальный "бегунок". Факт посещения каждого объекта отмечается в нем печатью. Ради этих "штампов в паспорте" дети готовы преодолевать любые расстояния!
Можно попробовать сделать такие паспорта самостоятельно или придумать другие поощрения за "преодоление препятствий".

 
Tags: #59задание, #92днялета, музеи, советы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments