moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Чудеса чудесатые!

Немного о современном европейском "площадном" искусстве

В этой заметке я собрала некоторые замечательные образцы монументального искусства, с которыми я встречалась в разные годы на самых людных площадях самых известных туристических центров Европы. Это случалось довольно часто. Вот и наболело накопилось фоточек... Кроме внешних оригинальных достоинств, некоторые из этих образцов замечательны ещё и тем, что внезапно появившись, они так же внезапно исчезают. Не исключаю того, что авторы сих творений, произведя фурор в одном месте, пускаются с ними в гастрольные туры по городам и весям, сея по ходу разумное, доброе и все такое...




Начну с Италии. Вот уж где искусства - через край! Искусства с большой буквы. Но богатое историческое наследие не повод почивать на лаврах и не пытаться искать новые формы, материалы, образы...
С изумительной композицией мы столкнулись в древней Вероне: на бывшем римском форуме, а ныне площади Рынка Зелени (пьяцца делле Эрбе) прямо на глазах у народа из яиц вылуплялись кони!



Птица-тройка, готовая пуститься вскачь, даже не стряхнув с себя скорлупу, вызывала законное недоумение почитателей старины, которые приехали полюбоваться средневековыми красотами города Ромео и Джульетты.



Не скажу, что меня сильно смутили эти  "кони с яйцами". Всё-таки в них было что-то привлекательное, а когда мы через год снова оказались на этом месте и не увидели там нашей тройки, то даже как-то "и скучно и грустно" стало. Может, этот "ход конями" был рассчитан на то, чтобы немного разбавить густой сироп восторгов по поводу ожидаемых чудес чем-то таким, что сходу даже не проглотить. Вроде, как на банкетном столе среди эклеров вдруг сухарь положили - попробуйте, погрызите! Вкус специфический, зато - разнообразие!



Другой итальянский туристический город, Портофино. На его набережной нам встретился... Носорог!
Само животное выглядело вполне натуралистично, но... каким ветром его сюда занесло и главное - и почему его повесили?



Еще более загадочной показалась шеренга сурикат, но вскоре мы поняли, что оберегает эта стража в малиновой униформе. А оберегает она... не выставку авангардистских скульптур, которая находится у них за спиной, а душевный покой отдыхающих, которые при виде таких охранников непременно должны насторожиться и подумать, стоит ли напрягать расплавленные солнцем мозги чьим-то творческим бредом.



Динозавр из покрышек, которого мы повстречали в Генуе, не в пример ярким зверькам модного курорта, мог не только удивить, но реально напугать какого-нибудь слабонервного эстета но, по крайней мере, смысл всей этой огромной инсталляции был на поверхности. Ящер в самом деле являл собой мерзкое зрелище, и это специально для того, чтобы лишний раз напомнить об опасности бездумного потребления и превращения планеты в сплошную свалку.



Мусорная экосистема породила существо, которое питается мусором. И оно, как и люди, ненасытно. Уже из брюха чудовища лезут кишки, но оно не перестает жрать...



...и может вместе с отходами проглотить того, кто стал причиной его появления на свет и создал для него питательную среду - самого человека.



Теперь Франция. Париж.
Черный ангел (или демон?) возле одной из старейших церквей города, Сен Жермен де Пре, если и вызывал вопросы, то именно своим местоположением и постаментом из ржавого железа. В остальном он, по нынешним меркам, был почти академичен.



Всё то же можно было сказать и о другой скульптуре на этой площади. Если мы правильно поняли, здесь человек превращается во что-то растительное (такой же процесс получилось передать Бернини, изобразившему в мраморе финальный эпизод мифа о Дафне и Аполлоне)



А вот какая трансформация образов произошла за те несколько лет, что мы здесь не были!
На месте черного мы увидели золотого ангела. Реалистичность фигуры "отдали в уплату" за более дорогой  и эффектный материал!



Совсем условной стала и вторая скульптура. В ней уже трудно было уловить, всё та ли это тема метаморфоз или же просто отвлеченная игра воображения.



Пластическими формами "порадовал" Версаль. Я не про мифических зеленых человекоподобных существ, а про здоровенные разорванные кольца всевластия.
Понятно, на версальских просторах места навалом, и рука так и тянется заполнить пустоту. Но почему ржавым железом???



Нечто подобное я увидела позже в маленьком английском городке Лемингтон Спа. Тоже крученая железяка, но тактично покрашенная в голубой оптимистичный цвет... а то мало ли...местные старички-пенсионеры обидятся, решат, что ржавчина - намек на их возраст.



Продолжение ржавой темы. Опять Париж, набережная Сены.
Вроде лошадь, как лошадь... и даже авторы в масть попали. Она ведь, правда, гнедая!



Получается, этот флейтист - он тоже гнедой!
Интересно, сохранилась ли до сих пор эта выставка работ любителей жести (в самом прямом смысле этого слова)? (фото 11 года)



Но настоящим гимном листовому прокату является большая пространственная композиция в Ковентри (Англия)



Чего в ней больше - воспоминаний о военных потерях и о разрушенном соборе, руины которого находятся рядом, или о великом автомобилестроительном прошлом? Только коренные жители города могут ответить на этот вопрос, а гостям остаётся только вздрагивать, листая взглядом страницы не очень радостной летописи.



Не отстаёт от Ковентри в создании сомнительных по своей привлекательности арт-объектов и его крупный сосед - Бирмингем. Вообще этот город настолько необычен во всех своих проявлениях, что в рейтинге странных городов даст фору многим  претендентам.



Поэтому сказать "не отстаёт" будет неправильно. Это за Бирмингемом надо выстраиваться в очередь.
Здесь можно увидеть ТАКОЕ, что болванка, силуэтом напоминающая женщину, и со швами по всему телу, как у Франкенштейна, покажется просто Венерой Милосской!



Я вот об этом! Как вам? Ничего не напоминает? Совсем-совсем ничего?



И лежит эта штука рядом с кафе... Наверное для того, чтобы его посетители, поглощая еду, могли зримо представлять процесс пищеварения... или его результат - это уж как у кого воображение разыграется или в зависимости от того, какой у каждого порог брезгливости.



Другой ракурс - и какие-то новые смутные фантазии начинают являться...
Как много зависит от ракурса! А еще больше от ситуации: помести любое г-но в престижном месте, и толпы будут взирать, если не с восхищением, то с любопытством и, определенно, это станет событием, даст повод для обсуждений, а там и маститые критики подтянутся , будут судить-рядить.. глядишь, и объявят его символом времени, предтечей нового стиля и т.д....

Этими своими бла-бла рассуждениями на тему, как замутить волну успеха я предваряю появление "на сцене" лидера моего "хит-парада"...



Па-па-па-пам!- А вот и он! И не где-нибудь, а во Флоренции. Да, мы снова в Италии, в городе, где трудились великие мастера Возрождения, в городе, который был когда-то эпицентром всего, что можно назвать художественным творчеством. В наше время, оказывается, здесь по-прежнему  задают тон...



...и высоко держат планку новаторства в искусстве! Причём держат так высоко, что Давид и прочие шедевры Ренессанса кажутся букашками, не годными даже на то, чтобы служить достойным фоном для по-настоящему грандиозного произведения.



Когда первый шок проходит, гости города начинают фотографироваться с... с этой... с этим... Оно ж прикольное! Прикольней знаменитого, но давно всем надоевшего бронзового кабанчика, не говоря уже о всех этих давидах. Что-то новенькое и завтра его не будет! Один раз и только у нас - как в цирке!.
Увы, искусство все больше становится аттракционом для туристов.



У вас спросят: вы были во Флоренции? И что там? Санта Мария Дель Фьоре? Кампанилла Джотто? Баптистерий?  Скукота, это все видели, в интернете тысячи фото одного и того же!
А вы вдруг карту из рукава - а это как вам? Что, съели? Это вам не фунт изюму! Завидуйте, вам так уже не посчастливится! Ведь завтра этот "не фунт изюму" уберут. И тем, кто не успел, останется только мечтать, чтобы здесь поставили какой-нибудь очередной потрясающий фарс.



Хорошо, что мы увидели всю площадь сверху. Это дало нам возможность оценить истинный масштаб и смысл "произведения": какая-то скомканная бумажка валяется, мусор, скоро его сдует ветром.
А истинное, ценное, не наносное, то, что проверено временем останется, сколько его не расстреливай из всех орудий фотокамерами, не замусоливай описаниями, не измеряй рулетками, не дроби на миллионы магнитиков...



В завершение, хоть и не совсем в тему - про эти самые магнитики. Не устояла, купила детям парочку - Венеру и Давида (одежки у них тоже магнитные). Приветик им такой будет от Флоренции.
Пусть подрастающее поколение знакомиться с настоящим искусством! Для начала - через магнитики.

21.JPG

Tags: Европа, Монументальное искусство, курьезы, современные вкусы и течения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments