moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Август в Августове

Путешествие на хаусботе по Августовскому каналу

Часть первая. Знакомство с хаусботом.

Приехали в Августов, центральный город на Августовском канале, имея на руках документы на аренду хаусбота. Они гарантировали нам недельное самостоятельное плаванье по каналам и озерам Подлясья. Опущу то, как мы на машине пересекали белорусско-польскую границу, как добирались до места назначения с заглючившим навигатором... Все это часть истории, но не об этом сейчас речь, а о наших водных приключениях, которые начинаются здесь, в маленьком порту Августова, на набережной у причалов.


Августовская "марина" до отказа заполнена разнообразными судами и суденышками. Дорогих многопалубных яхт здесь, конечно, не встретить, не тот масштаб, но парк моторных катеров вполне приличный. Парусников тоже хватает.



Попадаются и такие симпатичные старообразные посудины.

3.JPG

Выход на причал. Идем знакомится с плавучим домом, на борту которого нам предстоит провести целую неделю.



Наш миниатюрный кораблик (он в кадре справа) собственного имени не имеет, только номер - 007. Что ж, будем знакомы!
Окружающую обстановку тоже не мешает изучить. Слева  на берегу в здании под терракотовой крышей находится управление порта и стоянка, где мы оставили машину, по центру в доме-шалаше - гостиница и ресторан (ха-ха! портовый кабак!), а справа на поляне - эстрада для проведения концертов и дискотек.



Впервые ступаем на борт!

4.JPG

Ооооо! Отлично! Есть самое главное - камбуз (кухня, по-сухопутному)



Все, как дома: холодильник, раковина, плита, рабочий стол с подсветкой, полный набор кухонной и столовой посуды и все необходимые расходники: моющие средства, губки, салфетки, пакеты для мусора... А еще запас соли, сахара, специй, чая и кофе.



По другую сторону от кухни - уголок отдыха. А все вместе это - кают-компания!  Диваны и столик можно легко превратить в двуспальную кровать и тогда кают-компания превращается в спальню.



Важное место - гальюн, туалет, то есть. Тоже вполне себе домашний, если не забывать, что высота потолка где-то метр сорок. Впрочем, как потом показал опыт, забывчивые очень быстро обзаводятся сигнальной лампочкой на лбу.



На лбу лампочка-шишка, а что на носу? Про нос совсем другой разговор, потому что это нос корабля и здесь мы имеем еще одну спальню, по совместительству, детскую. Из нее можно выйти на верхнюю палубу, которая играет роль балкона-солярия.



Важнее, чем гальюн - капитанская рубка со штурвалом и навигационными приборами. Все это надо хорошенько изучить, как и прочее оборудование, которым предстоит пользоваться.



Пока мы осваивались в незнакомом для нас пространстве, хозяин бота пан Анджей и его помощник занимались заправкой судна всем необходимым: горючим, водой, электричеством.

4.JPG

И вот наш первый тренировочный выход из гавани на "большую воду". Кроме освоения навыков вождения надо было ускоренным темпом обучиться правилам прохождения шлюзов. Это было, пожалуй, самым трудным, поскольку мы и близко не представляли себе, с чем нам предстоит иметь дело.



Для получения первого опыта  далеко ходить не стали, ближайший шлюз стал нашим тренажером. В присутствии инструктора задачу мы выполнили с легкостью, но так ли просто будет, когда нам придется все то же выполнять самостоятельно, без подсказок?



С занятий возвращались под музыку, которая доносилась из прибрежных пансионатов, парков и детских площадок. Был вечер субботы и народ отдыхал и расслаблялся, используя все, что предлагают гостеприимные берега реки Нетты (если бы мы приехали немного раньше, в конце июля, мы могли бы стать свидетелями веселых "соревнований по плаванью на чем попало")



Мы собирались провести ночь на борту хаусбота, у своего причала, чтобы хорошо выспаться перед тем, как пуститься во все тяжкие  как отправится в дальнее плаванье. Но ближе к ночи мы поняли, что отдых нам не светит: в порту началась дискотека! Мы не долго терпели шум-гам и грохот, вспомнив, что теперь имеем возможность перемещаться по воде куда душа пожелает и бросать якорь там, где захочется. Поэтому, пока еще окончательно не стемнело, мы удалились по-английски...



...в ближайшее к Августову озеро Нецко и легли в дрейф прямо посередине... Звуки дискотеки долетали и сюда. Но не это было причиной беспокойной ночи.

4.JPG

В темноте то и дело раздавался рев моторов, будто кто-то решил устроить гонки на катерах, а один раз мимо нас и вовсе какой-то теплоход прошел, без пяти минут океанский лайнер, если судить по урчанию двигателя, шуму толпы на палубах и по тому, как нас потом долго качало на поднятых им волнах. Мы перепарковались поближе к берегу, оставили включенными бортовые огни и проверили все спассредства. Но сна все равно не было. Мерещились всякие ужасы, титаники вкупе с айсбергами, шторма и бури, кашалоты и спруты и плавное, плавное, плавное погружение на морское дно...

Часть вторая. Езёро Бялэ (Озеро Белое)

Утром вернулись в порт, чтобы заправиться закупить продукты перед выходом на маршрут и заодно позавтракать в ресторане гостиницы (мы еще успеем насладиться прелестями готовки еды в походных условиях). После первой ночи, проведенной на воде, нас слегка покачивало, но надо было привыкать к новым условиям жизни без твердой опоры под ногами.



И вот она - свобода! Уходим, уходим! В неведомые просторы, к неведомым берегам!
(прямо кадр из "Титаника"... тьфу-тьфу, конечно...)


Миновали первую "опасность" - узкий проход под мостами. Само по себе движение по этому коридору ничего сложного не представляет, если в в этот момент навстречу не идет "статек".



"Статек" по-польски - корабль. Разминуться с прогулочным "статеком" под мостами невозможно, нужно выжидать момент, чтобы проскочить, когда путь свободен. Днем движение в обоих направлениях активное, встречные корабли выскакивают из-за опор моста довольно неожиданно, поэтому самое безопасное - пристроиться в кильватер крупного судна.



Вышли в езёро Бялэ - в Белое озеро. Оно самое крупное во всей системе озер, связанных каналом. Вода здесь по цвету, как морская. Сразу хочется искупаться.



Нет проблем! Тут же бросили якорь и - вперед! Вот прелесть такого путешествия - все озеро в нашем распоряжении и личный пляж всегда с собой! Можно купаться в любом понравившемся месте, спускаясь в воду по специальной лесенке...



...а борт использовать вот так: делай РАЗ!...



...делай ДВА!



А после купания можно загорать на верхней палубе.



Оказалось, что не мы одни облюбовали этот чудесный природный аквапарк. И мы были совсем не против делить его с таким милым семейством... Но папа-лебедь как-то косо посматривал на все наши попытки наладить более тесное знакомство.



 Любимый кадр: сиеста, полный релакс!



День пролетел незаметно.

Часть третья. Езёро Студеничне. Шторм.

Утром прошли первый шлюз Пржевензь. Выполнить все маневры оказалось ненамного сложнее, чем произнести это название.


За шлюзом оказались в озере Студеничном. Название озера и соседнего с ним поселка связано с колодцем ("студня", по-польски и будет "колодец"), вода которого издавна считалась лечебной.



Кроме волшебного колодца на берегу озера есть Санктуарий (Святилище) Девы Марии Ченстоховской с посвященным ей костелом и часовней.



К святому месту паломники стекаются разными путями. Кто-то, как мы, прибывает сюда по воде, другие используют лесные пешие и вело-маршруты, Есть и самый простой вариант - приехать в поселок по автодороге, а потом, по дамбе пройти на остров, к часовне. Известно, что здесь любил молиться Иоанн Павел II (единственный пока поляк на ватиканском престоле) в те времена, когда он был простым кардиналом.

33.JPG

Став Папой, Иоанн Павел лишь однажды смог заехать в дорогое его сердцу место. Во время этого визита он пророчески произнес, что в качестве Папы он больше сюда не вернется. И действительно, в следующий раз он появился здесь в виде памятника, уже после того, как почил в бозе и был канонизирован.

38.JPG

Возле часовни находится тот самый чудотворный колодец. Мы набрали воды в освободившиеся бутылки совсем не для того, чтобы лечить всякие хвори, просто питьевая вода исчезала очень быстро, а где можно будет затариться ею в следующий раз мы пока не знали.



В часовне шла служба. Группа юных велопаломников, которая заполнила маленькое внутреннее пространство почти целиком, сопровождала молитвы религиозными песнями под гитару.



До костела мы не дошли (просто не знали на тот момент, что кроме часовни за пределами острова есть еще и костел) Его в конце 18 века основал отшельник, который первоначально посвятил его Святой Фёкле и Святому Яну Непомуцкому, образы которых он привез из Рима. Может, в память о традици почитания Непомука на берегу стоит его изображение, а может, просто потому, что этот Святой считается покровителем мостов и водных путей. Нам бы не помешало поставить ему свечку.



Собрались продолжить наше плаванье, но тут оказалось, что мы застряли! Дело в том, что причаливая к берегу (до этого только у пристани швартовались) мы допустили оплошность - не подняли шверт и, естественно, увязли этой штуковиной в песке. Вообще, наше судно, имея плоское дно и очень малую осадку, мелководья не боялось, только нужно было все время помнить про этот самый шверт. Пришлось просить водных паломников, которые дожидались своей очереди зайти в часовню, помочь нам сняться с мели.



На отдых устроились возле каких-то хлипких мостков. Пришвартовались к ним чисто символически, поскольку наступил полный штиль



Нам поначалу казалось, что мы на этом берегу одни, но когда я решила прогуляться по лесу, то сразу за прибрежными деревьями наткнулась на кемпинг со множеством палаток и машин. Как  большому скоплению людей удавалось оставаться неслышимым и невидимым, осталось для меня загадкой (может, это был тренировочный лагерь шпионов-диверсантов?) За все время на глаза попалась только пара рыбаков, но и они не издавали ни звука. Но тут понятно: рыбалка, как и служенье муз, не терпит суеты (с).



Познакомились с еще одной семейкой лебедей с четырьмя детьми-подростками



Штиль все больше становился похожим на затишье перед бурей... Вдали стало погрохатывать, но нас это не насторожило. Мы чуствовали себя в полной безопасности, а зря.



И буря грянула! Первым же порывом шквального ветра мостки были снесены и если бы не героические усилия нашего капитана, бросившегося на спасение судна, неизвестно, чем бы обернулся для нашего плавучего дома этот неожиданный природный катаклизм. Были использованы все тросы и все якоря, с помощью которых корабль был закреплен в относительно неподвижном положении (два якоря были вбиты в грунт со стороны носа и со стороны кормы, а еще несколько тросов ушло на то, чтобы к деревьям привязаться. Мы не знали, чего бояться больше: что нас унесет в открытое озеро или что выбросит на берег. Во втором случае был бы гарантированно разбит навесной ямаховский двигатель - самая дорогая часть оборудования и наше путешествие закончитлось бы досрочно, ну а вариант очутиться среди проднявшихся волн в ненадежной плоскодонке вообще был чреват оверкилем с непредсказуемыми малоприятными последствиями.



Снимки  этого проишествия получились... никакие.  Было как-то не до съемок, да и тьма наступила египетская. И в этой тьме  нас трясло и колотило весь вечер, а потом и всю ночь.

Часть четвертая. От Свободы до Горчицы.

Наутро, потрепанные непогодой, мы добрались до корчмы "Свобода", что недалеко от одноименного шлюза



После той науки, которую преподала нам природа, закрепились у пристани с тройным запасом прочности.


Разбавили адреналин пивом.



Дети восстановили силы гамбургерами.



Приятно было снова ходить по земле. Погуляли вокруг корчмы. Недалеко от нее обнаружили место для бивака с оборудованным кострищем.



А ещё нашли замечательную баньку.



Париться желания не было. Пошли дальше, к шлюзу "Свобода".



После того, как чуть не потерпели кораблекрушение, прохождение шлюзов стало казаться нам детской забавой.



И что тут в самом деле сложного! Всего-то: на самом тихом ходу войти в шлюзовую камеру, причалить к стеночке и главное!...



...успеть ухватиться за цепь...



...чтобы, когда начнет поступать вода, судно не болтало и не било об стены и другие суда. Вот и вся хитрость!



По мере подъема воды начинаем обозревать окрестности. Здесь всё выглядит, как во времена создания Августовского канала в первой половине 19 века, если сравнивать с сохранившимися зарисовками, гравюрами и чуть более поздними  фотографиями.
Причиной создания канала  стала экономическая политика Пруссии, которая ввела драконовские пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию. Потребовался обходной транспортный коридор. По проекту 1824 года четырехсоткилометровый канал должен был соединть Вислу с российскими портами в Курляндии (нынешняя Латвия).  Было построено чуть больше четверти от запланированного. Но опять вмешались политические и экономические обстаятельства. Сначала из-за польского восстания стройка была заморожена, а потом наступило время железных дорог, которые по пропускной способности, скорости и объемам перевозок превосходили возможности таких гидротехнических сооружений, как каналы со шлюзами. Все-таки участок от Вислы до Немана в 1839 году  ввели в строй и он долгое время выполнял роль внутреннего торгового пути.



В промежутке между Мировыми войнами канал впервые стал использоваться в туристических целях . По маршруту Гродно-Августов-Гродно курсировали два колесных пассажирских парохода, вдоль канала был проложен туристический маршрут. Во время Второй Мировой войны канал частично был разрушен, особенно пострадали шлюзы на территории Беларуси - они были взорваны. После войны поляки восстановили в первозданном виде свою часть канала и стали использовать ее и окружающую территорию, как зону отдыха. Наша часть была отреставрирована только в 04-06 годах. Но, к сожалению, туристической инфраструктуры, подобной польской создано не было. Пока что есть только русло канала, шлюзы и красивая природа (что тоже немало для просто посмотреть)



Августовский канал был признан ЮНЕСКО памятником гидротехнического зодчества. БОльшая часть объекта, 79 км, принадлежит Польше. Остальные 22 находятся на территории Беларуси. Всего на водном пути было построено 18 шлюзов (на нашей стороне сейчас три из них)
Как  было бы здорово, если бы восстановили весь экскурсионный маршрут! Понятно, что надо будет проходить границу, но ведь границу проходят и поезда с автобусами...  А каким интересным было бы путешествие на байдарках из Гродно в Августов и назад!... Мечта...



Так хорошо мне мечталось на Свободе, что я не заметила, как наполнилась камера. Ворота стали открываться, пропуская нас в узкую длинную часть водной системы, в собственно Канал. До этого мы шли по озерам, соединенным между собой искусственными "проливами"...



...а сейчас вступили в прямой, как стрела, зеленый коридор.



Жаль, что нельзя было приглушить шум мотора. Без него это движение в бесконечность было бы просто волшебным!



Несколько кадров для медитации






Полное погружение...



Трудно представить, что когда-то здесь ходили баржи, груженые лесом. Их тянули лошади, которые шли по берегу. Иногда использовали и бурлаков.
Этот участок, кстати (от шлюза Свобода, до следующего, Горчицы), самый высокий во всей водной системе.



Из живности мы здесь встречали только редких байдарочников. (Позавидовала этим тихушникам. Хорошо им плыть только под плеск весел)



Немного не доходя до Горчицы, решили передохнуть. По каналу на малом ходу мы отмахали без малого 20 км. А тут и местечко подвернулось чудесное, как на заказ.



Кроме причала мы нашли благоустроенный бивак и песчаный пляж с раздевалками. А вокруг не было ни души!



Дети купались с удовольствием, хотя после грозы заметно похолодало.



Я предпочла отсидеться в тепле. К тому же нужно было заняться работами по дому: приготовлением перекуса и уборками. Как на всяком корабле, для комфортного путешествия порядок на борту должен быть идеальным.



До заката оставалось еще много времени. Мы решили пройти Горчицу и уже за ней искать место для ночлега.



"Горчица" выглядела совсем новенькой. Действительно, её недавно отреставрировали. Отсюда, от шлюза к шлюзу,  будем только опускаться. Если бы не ремонт шлюза Перкуч впереди и не Польско-Белорусская граница мы могли бы так опускаться до самого Немана.



Погружение под контролем капитана!



Команда может быть спокойна.

67.JPG

Дорога открыта. Выходим в озеро Орле.



В маленьком озерце никаких орлов мы не увидели. Попадались только лебеди.



Те лебеди, с которыми мы сталкивались в больших озерах, привычные к людям и ими прикормленные, были почти ручными, а здешние при виде нас торопились укрыться в зарослях. Наблюдать за ними было куда интересней, потому что они были частью дикой природы, а не декоративным элементом нашей привычной среды обитания.



После Орле попали в еще один небольшой водоем - озеро Панево.



Не доходя до шлюза Панево повстречали очередную корчму. Так как день и запасы провизии были на исходе показалось разумным тут задержаться.



Корчма "Старожин" могла предложить и стол и дом и даже небольшой музей старых бытовых предметов. Дом нам был не нужен (свой с собой), а вот от стола было бы глупо  отказываться



Корчма стоит на пересечении водного и веломаршрутов, а также автодороги. Несмотря на это, народ здесь не толпился и мы смогли без суеты, практически в одиночестве, отдать должное великолепной польской кухне.



Заночевали тут же, чтобы утром иметь возможность не заморачиваться с завтраком.

80.JPG

Часть пятая. Езёро Кшиве (Кривое озеро) и путь назад.

За ночь совсем похолодало. На террасе сидеть стало зябко, предпочли завтракать внутри корчмы.

80.JPG


Стали даже подумывать о горячительном.

80.JPG

Но для начала заказали просто горячее - польскую классику, журек и бигос.

80.JPG

Дети всегда найдут, как согреться!

80.JPG

Подошли к шлюзу Панево. Он двухкамерныйй, с полным перепадом высот более шести метров. Выше него только тот, что на нашей стороне, неманский. Он трехкамерный, высотой 7,5 метров.

80.JPG

Пока что мы, как  зрители, наблюдаем проход судов, но скоро сами станем действующими лицами в ежедневном спектакле. (Ого! парусная яхта на канале! Чтобы пройти под мостом ей пришлось мачту "срубить". Но вот вопрос: где она тут ветер берет? может с собой в трюме в герметичных пакетах возит?)

80.JPG

Настала наша очередь выйти на сцену. Народ на мостике может обозревать сразу две камеры и панорамы по обе стороны ворот, мы же, начиная опускаться успели только увидеть далеко внизу зеркало Кривого озера.

80.JPG

Не знаю, с 19-го ли века стоят эти кирпичи, но вид у них очень... "поношенный".

80.JPG

Нас снимают со всех сторон. Дети, отложив книги, стали снимать ответно.

80.JPG

Опустились на предельную глубину верхней камеры.

80.JPG

В нижней камере добровольный помощник "шлюзмэна" (не знаю, как правильно называется шлюзовых дел мастер) попытался ускорить процесс.

93.JPG

Еще раз углубились.

93.JPG

Дорога в Кривое озеро открыта!

93.JPG

Езёро Кшиве - самое маленькое красивое и романтическое из всех озер (если не обращать внимание на то, что в самом дальнем его углу идут ремонтные работы шлюза Перкуч, но ведь ремонт - это не навсегда).

93.JPG

Озеро окружено холмами. Пройдя всю акваторию из конца в конец, причалили к самому высокому берегу.

93.JPG

Решили сделать вылазку в лес, чтобы проверить, как там с грибами и ягодами.
С холма наш плавучий дом выглядит, как лебедь в камышах.

93.JPG

С грибами и ягодами оказалось никак. Лес был совершенно пустой. Грибным духом даже не пахло.



Набрали всего с пол-стаканчика подвяленой черники. На что здесь реально могут расчитывать промысловики-любители, так это на рыбалку. Даже нам, далеким от этого увлечения, было ясно: рыбалка - лучшее, чем можно заняться в таком путешествии. Жаль, не догадались перед поездкой обзавестись удочками.



Прикинули, что в Кривом делать больше нечего и поспешили назад.
Вот как издали выглядит шлюз Панево.



Повезло: ворота только что кого-то пропустили и не успели закрыться. Не придется ждать.



На заполнение камеры смотреть куда интересней. Такая мини-ниагара получается. И подниматься как-то всегда веселее, чем наоборот.



Двинулись в обратный путь по каналу.



Проходим мимо райских уголков. Среди зелени прячутся какие-то домики. Интересно, жилье есть, а людей не видно.



Вокруг только лебеди и лилии.



В "Горчице" оказалось неожиданно оживленно.



Для флотилии молодых водников была устроена "пенная вечеринка". Мы тоже поучаствовали.



На ночевку расположились возле того места, где дети купались на следующий день после грозы. Судя по звукам, можно было понять, что байдарочники устроились недалеко от нас. Как и положено молодняку, он галдел, смеялся и бренчал на гитаре всю ночь.

Часть шестая, заключительная.

Снова на "Свободе". За нее нужно платить. Стоит проход этого, как и всех прочих шлюзов, сущие копейки, несколько злотых. Думаю, это что-то вроде чаевых.


Работники шлюзов, как и в 19 веке, проживают тут же, каждый рядом со своим объектом, и, скорее всего, имеют постоянную зарплату.

110.JPG

Наш черед



Заметила на мосту семейную группу. Вот как фанаты велотуризма прививают своим детям любовь к этому делу. Даже самые маленькие и те уже в седле!



Не могли пройти мимо знакомой корчмы. Но спокойно посидеть на сей раз не получилось - Ленка была здесь зверски покусана осой.



В качестве компенсации папа дал ей порулить. Я такой чести ни разу не удостоилась.



Мне доверяли только чалиться, якориться, вязать узлы, ну и по камбузу то сё...



У шлюза с труднопроизносимым названием пришлось переждать прохождение "статека"...



...причем в обоих направлениях. Корабль дальше, в Студеничное озеро, не идет, минует шлюз и сразу поворачивает назад. Так на примере одного шлюза пассажирам демонстрируют  спуск и подъем воды в камере.



Размеры судна почти совпадают с размерами камеры, как по ширине - зазоры между бортами и стенками минимальны, так и по длине: следом за ним даже маленькой лодочке вроде нашей не втиснуться. Может, это и к лучшему. Не придеться дышать выхлопами из-под хвоста.



Последний шлюз прошли, как песню спели. Что значит опыт! Все маневры проделали ловко - с помощью весла и багра.



Снова оказались в лазурном Белом озере. И снова какие-то подозрительные тучи стали собираться.



Были очень рады обнаружить защищенный от ветра залив с надежным причалом.



Этот причал принадлежал прибрежно-придорожному отелю "Амбер бей", окруженному благоустроенной территорией и сосновым лесом. Удивляло то, что в самый разгар сезона здесь было почти безлюдно.



Отель оказался с изюминкой - с собственным мини-аквапарком. Может, все постояльцы именно там проводят все свое время? (детский смех и визг, действительно, оттуда доносились)



А нам больше понравились водные аттракционы под открытым небом на песчаной отмели.



Со стороны наш ботик выглядит совсем крошечным. Даже пришвартованный по-соседству белоснежный катер смотрится более солидно. Такие катера не только на вид, но и по прочим характеристикам - ходовым качествам, остойчивости и цене - превосходят  нашу посудинку, но чего у них точно нет, так это нашего уровня комфорта.



Старые знакомые пожаловали! Семейная дисциплина на уровне: папаша впереди, дети следом - ать-два, левой!



Папа. Вот такой высоты, вот такой ширины.



Мама. Просто... красавица.



Детям было поручено отвлекать птичью толпу...



...чтобы папа мог беспрепятственно рискнуть здоровьем.



Показывает "класс!" Не верю! Слишком холодно.



Даже дети перестали уговаривать меня пустить их в воду. Переключились на кормление хищников.
Что, это не хищники? Милые белые птахи?



Тогда это КТО?



От греха подальше дети ушли в каюту читать книжки. В них картинки не такие страшные.



Мимо плывут утка и цапля. "Цапля" - название прогулочной моторной ладьи. В Августове много таких.



Взялась за приготовление прощального ужина.
Какая картинка! Понятно, чьи формы вдохновлял дизайнера этого чайника.



Закатный лучик.



Романтическая коллекция. Полный набор: закат, лебеди, отражения.



Можно добавить еще немного сырости и розового с золотым.



Пастельные тона с вкраплением тревожных черных силуэтов - фото вполне подойдет для обложки дамского романа про "любоффь"



Дождь пролился, а грозу, к нашему облегчению, пронесло стороной.



Отметили окончание нашего похода семейной вечеринкой. Отправили на стол все, что оставалось в холодильнике.
(Устроить такое застолье было равносильно подвигу. Готовить на четырех человек на двухкомфорочной плите было довольно муторно, вода закипала очень долго, даже полуфабрикаты разогреть и то было достаточно проблематично. А вообще это плаванье в полу-автономном режиме приучило постоянно думать об ограниченности ресурсов и выработанная за эти дни привычка экономить на всем, еще долго меня не покидала. Думаю, чтобы заставить людей бережно относиться к природным запасам их надо время от времени каким-то похожим способом отрывать от привычного "безлимита")





Утром вернулись в порт Августова. Снова стали сухопутными.



Печальная лодочка. Её грусть сродни нашей.

Tags: Августовский канал, Польша, путешествия, хаусбот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments