moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Прованс. Ним.

Из Арля выбрались на один день в Ним, чтобы сравнить, какая из древнеримских арен круче - арльская или нимская. Интересовали и другие древности... Но обо всем по порядку.

15.JPG


До Нима доехали поездом минут за 15.
Гостям города, увидевшим интерьер вокзального здания, сразу становится ясно: они "попали в историю"...  в том смысле, что исторического, древнего, в Ниме так много, что уже прямо с вокзала можно настраиваться на погружение в глубины веков.



Но снаружи здание вокзала вполне современное, еще и со своей изюминкой: поезда приходят на второй этаж. На первом - кассы, залы ожидания и выход в город.



Оставляем привокзальную площадь за спиной и по широкому проспекту движемся в центр. Проспект обрамляют платаны, за которыми скрываются солидные учреждения, такие, например, как эта Префектура.



Проспект выводит нас на Эспланаду Шарля де Голля. В центре обширной, покрытой мелким гравием площади, возвышается мраморная композиция. Женщина на постаменте - это Ним, корона на  голове образована из двух главных символов города: Амфитеатра и Квадратного Дома. У ног Нима (интересно, почему олицетворением города с мужским именем скульптор сделал женщину?) грустят Четыре Реки Прованса. Их водЫ  едва хватает, чтобы наполнить чашу фонтана...



...Что уже говорить о том, чтобы принести свежесть в эту Сахару! Пересечь ее, чтобы добраться до Амфитеатра, кажется безумием. Шанс на выживание дает платановая аллея справа. Путь не прямой, зато исключающий риск получить солнечный удар.



В тени платанов от солнца прячемся не только мы, изнуренные зноем путники, но и Дворец Правосудия.



Скамьи рядом с твердыней общественного порядка как будто должны всем своим видом напоминать о незыблемости закона, о тяжести и неотвратимости наказания за его нарушение.



Другой фасад этого же Дворца дает представление о положении дел в современной юстиции. Видно по всему - не стоИт на месте французская фемида, идет в ногу со временем, расширяется, а если судить по стилистическим тенденциям, то и ужесточается. Этой суровой, избавленной от декоративнойй мишуры стороной Дворец смотрит на Амфитеатр.



А ничего такая связка получилась: в зале суда преступнику выносят приговор, а сразу через дорогу - как удобно!  -  исправительное заведение. Пусть отбывает там наказание гладиатором!
Шутка, конечно. Времена нынче гуманные и Арене отведена роль просто туристического объекта, к которому мы подходим с заднего фасада (если такой можно выделить в эллиптическом здании)



Будем считать главной ту сторону эллипса, где находятся вход и кассы. Здесь мы покупаем билеты, дающие нам право на посещеие трех древнеримских достопримечательностей. Две из них мы уже видели в качестве короны на голове у Дамы Нимы. Третья это башня Мань



На этот момент арльский Амфитеатр мы еще не осмотрели изнутри, поэтому с ним сравнивать нимский мы еще не можем. Можно попробовать сравнить с Колизеем,  который мы знаем не по наслышке . Но, нет, не стоит, слишком разные весовые категории, а вот арены Арля и Нима вполне сопоставимы по размеру.



Сейчас мы можем оценить если не собственные впечатления, то известные из путеводителей цифры: нимская арена имеет 133 на 103 метра, чуть меньше чем в Арле, а вот зрительских мест столько же - 24 тысячи на 34-х рядах трибун.  По размеру нимский Амфитеатр где-то на 20-м месте среди доживших до нашего времени подобных строений , зато по сохранности - в числе первых. Трибуны не разрушены, но для большего удобства зрителей сиденья стали накрывать досками. Да, Арену и сейчас используют для всевозможных шоу (как и все остальные более или менее сохранившиеся арены). В том числе здесь устраивают корриды.



Поднялись на самую высокую точку, до которой хватило нашей решимости. Решимость была нужна не для того, чтобы преодолеть страх высоты. Просто солнце палило так, что ноги отказывались идти наверх. Хотя и внизу было не лучше. Казалось, там, на раскаленной песчаной  жаровне, могла  испечься чертова дюжина быков с тореадорами в придачу.
Металлические поручни вполне могли заменить шампуры. Хвататься за них с гарантией приготовить из своих ладоней парочку стейков в степени прожарки medium или балансировать без всякой опоры - выбор из серии "хрен редьки не слаще"



Поспешили покинуть античный гриль, пока не покрылись шипящей корочкой. Успели все же аппетитно подрумяниться. Нужна была передышка, чтобы вернуть себе несъедобный человеческий вид. Место для этого нашлось тут же, у Амфитеатра - Гранд Кафе де ла Бурс.



Мы бы с удовольствием устроились под кондиционером, но клиентов внутри не было, кондиционера, впрочем, тоже, а интенсивный красный цвет грозил довести до логического конца начатое жарой дело. Вернулись на улицу, к столикам под платанами. Заказали много всяких холодных жидкостей и стали понемногу остывать... Нет, все-таки древние римляне  были молодцы, у них хватало ума натягивать тенты над трибунами. Почему сейчас, в 21 веке не могут решить проблему защиты посетителей от солнца?



Теперь наша цель - Квадратный Дом, Мезон Карре. Если от остроугольного дома пойти налево, то придется маршировать по широкому прямому тенистому и... скучному проспекту Виктора Гюго. Выбираем другой вариант и поворачиваем направо, в сеть узких улочек.



Не уверена, был ли этот выбор удачным.



Местные предприниматели, видимо, отдавая себе отчет в том, что улицы старого города не особо радуют глаз разнообразной цветовой гаммой, стараются для привлечения туристов добавлять разные колоритные штрихи. Здесь мы видим сразу несколько таких штрихов.



Вот уже вдали засияла искомая ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ! (Люди! Те из вас, кто хоть как-то связан с написанием текстов. Скажите, вас так же , как меня, раздражает это длиннющее  неповоротливое слово? И ведь синонимов нет, если не считать сленговых или самолепных. Вот вам и "великий-могучий" И как тут быть?



Квадратный Дом, действительно, сияет неправдоподобной белизной. Наверное, совсем недавно фасады почистили. На некоторых фото в туристических проспектах они выглядят далеко не так безукоризненно - все в буро-черных подтеках.



Почему его назвали "Квадратным"? Вот этот фасад, может, и приближается к квадрату, но в плане сооружение имеет форму прямоугольника (где-то 26 на 14 метров) Однако куда больше вопросов вызывает не то, насколько форма соответствует названию, а удивительная сохранность объекта.



Ведь если вспомнить плачевное состояние его архитектурных современников в самОм Риме, то перестаешь верить в аутентичность всех этих деталюшечек, каким-то чудом не превратившихся в каменные обмылки.



"Тень прошлого" приютила компании туристов.  Вообще, здесь оказалось неожиданно многолюдно, притом, что на прилегающих улицах не было заметно движения народных масс к площади. Возникло предположение, что люди пришли сюда рано утром, по холодку, а потом просто побоялись "выйти из тени".  Некоторые группы выглядели так, будто собирались отсидеть здесь всю дневную вахту. Потом мы выяснили, что все они ждут начала следующего сеанса. В Квадратном Доме показывают фильм, посвященный истории Нима и самого Мезон Карре. Мы по своим билетам тоже могли его посмотреть, но томиться в очереди желания не было.



Абсуррд - приехать за тридевять земель, чтобы смотреть кино о том, что можно реально пощупать своими руками прямо здесь и сейчас! (Мне это сахарное изделие даже лизнуть хотелось... Удержалась)
А историческую информацию можно получить в любое другое время и из любых других источников.



Кстати, вот информация, коротенько: архитектурное чудо было создано на рубеже эпох, то ли в конце первого века до нашей эры, то ли в начале первого века новой, во времена императора Октавиана Августа, как мемориальный храм, посвященный его рано умершим внукам. Каким богам молились в этом храме, источники не сообщают, может, самому Августу, который, как известно, был обожествлен еще при жизни.



В Средние века здание прибрали к рукам монахи-августинцы (совпадение имени "Август" и названия ордена совершенно случайно) Статус христианской церкви помог римской постройке выстоять в тяжелые для всего языческого времена. Позже в Доме обосновался городской совет, что дало зданию еще один шанс сохраниться. Правда, пришлось пережить некоторые "реновации", в частности, было сделано перекрытие, разделившее внутренний объем на два этажа, встроен камин и даже проделаны окна. Однако настоящая угроза пришла, откуда не ждали, причем уже в то время, когда варварское уничтожение античных артефактов прекратилось, и их, наоборот,  стали  ценить и принимать за образцы для подражания.



Дело в том, что Кольбер, министр Людовика XIV, увидев изящный храм , пожелал иметь его под боком, поближе к столице. Он решил разобрать его на детали, чтобы потом перевезти по частям и снова собрать в Версале, где-нибудь на просторах дворцового парка. Неизвестно, согласовывал министр этот проект со своим работодателем, или действовал по его прямому указанию, или же брал все риски на себя, желая сделать любимому монарху сюрприз... Как бы там ни было, план осуществлять, слава богу, не стали. Но идея подчеркнуть исключительную власть исключительным архитектурным творением повисла в парижском воздухе и дала свои всходы уже во время правления Наполеона: по образу и подобию Мезон Карре стали строить церковь Мадлен, которую позже признали шедевром французского классицизма.
Окончательно судьба беспрецедентно везучего античного храма (единственного, не претерпевшего серьезных изменений со времени постройки до наших дней) определилась в 1823 году, когда он был признан национальным достоянием и стал музеем.

2.JPG

На этой же площади находится еще один "квадратный дом", современный. В нем размещается музей модернистского искусства и муниципальная библиотека. Отражение Мезон Карре в стеклах Мезон д'Арт устанавливает связь между новым и старым искусством.

38.JPG

От "площади двух Мезонов" держим курс на Башню Мань и выходим... прямо в Амстердам какой-то!  Каналы, мосты... а все вместе это - часть водной системы Сада Фонтанов, к которому мы приближаемся. В Саду бьет источник, возле которого еще в доримские времена находилось святилище галльского бога Немосуса. По его имени был назван первый галльский город, построенный на этом месте.

38.JPG

Римские завоеватели приняли чужого бога в свой пантеон (тогда с этим проблем не было), только имя сократили до "Немус". То, что мы видим сейчас, никакого отношения к античности, а тем более к галлам, не имеет. Это регулярный парк, разбитый на месте языческого капища в 18 веке. Источник и сейчас питает фонтаны, но уже  при римлянах он перестал удовлетворять потребности растущего города в воде, в связи с чем был построен водопровод. Один из его акведуков, Пон дю Гар, сохранился до наших дней.



Хорошо, что пошли в окружную, а не по главной аллее, ничем не защищенной от солнца. Дорожка плавно поднимается по склону, не приходится отсчитывать ступени.



Зато можно отсчинывать и снимать все новые и новые виды.



Но даже под прикрытием деревьев идти все время вверх и вверх при температуре +40... занятие не из приятных.



Наконец, вот она, Тур Мань, Большая Башня. Голубь поставил галочку в списке посещенного. Можно было бы повернуться и идти назад. Но билеты взывали к нашей совести: стыдно не зайти внутрь, раз уж обилетились. Но прежде осмотрим то, что снаружи. Восьмигранная кирпичная каланча была построена римлянами в конце первого века до нашей эры. Верхний ярус не сохранился, это минус приблизительно 10 метров. На настояший момент полная высота Башни 33 метра. Считается, что она была частью городских укреплений, но это не точно. Есть версии, что это мог быть мавзолей или даже постамент какого-то памятника. Еще отмечают большое сходство этого сооружения  с Фаросским маяком. Если бы рядом было море, скорее всего маяком бы и признали. А пока что это просто смотровая вышка.



Внутри в наше время построили винтовую лестницу, а вот про лифт не подумали. Посетителей запускают наверх ограничеными порциями: смотровая площадка очень маленькая. Надо дожидаться, когда очередная группа не только поднимется и осмотрится наверху, но и вся целиком спустится вниз, поскольку лестница узкая и на ней не разминуться.



Чтобы скрасить людям ожидание, внизу устроили мини-музей, где можно ознакомится с историей башни, ее параметрами и курьезом, случившимся как-то при ее участии.
Некий садовник Труко, завзятый кладоискатель, вычитал в центуриях Нострадамуса, что судьбе угодно возвысить из низкой доли безвестного садовника, если он потрудится и откопает в подземелье сокровища. Труко вбил себе в голову, что речь идет именно о нем и о Башне Мань, о которой в народе ходили всякие слухи. Он стал копать, но не нашел и намека на клад, зато обнаружил фундамент прежней, галльской постройки, на котором была возведена римская башня. Этим он оказал бесплатную услугу археологам,( которые не ожидали такого подарка ни от садовника, ни от Башни) и навсегда оставил свое имя в летописях Нима....



Виды сверху потрясающими не назовешь. К тому же обзор открыт только в одну сторону - на юг. Может, в другое время суток, в другой сезон, картина выглядела бы не такой  малоцветной и блеклой. .. Рассмотрели вдали серое корытце Амфитеатра и ведущий к нему густо озелененный прспект Виктора Гюго. А вот Мезон Карре не отыскали.



Правее увидели еще одну, более широкую и современную городскую магистраль - Авеню Жана Жореса. Авеню продолжает планировочную ось Сада Фонтанов. Эта ось и канал, тот самый, вдоль которого мы шли, пересекаются у главного фхода в парковую зону.



Уже внизу я увидела то, что меня впечатлило намного больше, чем башня и виды. На смотровую площадку поднималась слепая женщина с собакой-поводырем.



Парк на холме Кавальер, на котором стоит Тур Мань, в отличие от парка на равнине у подножия не регулярный, а пейзажный. Тропинки петляют серпантинами, среди деревьев и кустарников прячутся детские игровые площадки, зоны барбекю, полянки для отдыха. Но добираться до этих райских уголков  приходится  через огромные площади, засыпанные гравием...



...через лабиринты баллюстрад, с выстроенными, как на плацу, рядами балясин. Потом оказалось, что мои ассоциации с плацем и военным парадом совсем не случайны.



Как выяснилось, автором проекта был военный (!) инженер Людовика XV Жак Маришаль.
В свое время у этого проекта был один несомненный плюс: парк сразу задумывался и строился, как общественное  пространство. Он стал первым полноценным городским парком Европы.



До этого только знать могла получать удовольствие от подобных умопомрачительных изысков. Конечно, помогала ей в этом прислуга: носила в паланкинах, вентилировала опахалами, подносила холодное, в запотевшем бокале, розЕ (розовое вино)... Ну а нам надо своим ходом, под палящим солнцем...



Даже к руинам терм, которые почему-то прозвали Храмом Дианы, подойти уже не хватило сил (в кадре они вверху справа)



На фото пейзаж выглядит свежо и отрадно... На деле: солнце жгло, вода слепила, камни плавились...



Единственное место, где, казалось бы, можно избежать кошмара широченных аллей и лестниц - сумрачные низкие прохладные галереи. Но они недоступны - упрятаны зачем-то внутрь бассейна



Среди этого торжества пышности, апофеоза регулярности и симметричности трудно теперь отыскать изначальный источник, откуда "есть пошел" современный Ним, но он, невидимый, существует! Как и Большая Башня, которую увидит только тот, кто даст себе труд поднятся на холм.



Мы были счастливы оказаться, наконец, за пределами парка.



Возвращаемся назад тем же путем и вот - хороший кадр: черный скутер на фоне белого Мезон Карре.

44.JPG

Видимо, нимчанам (жителям Нима) так же, как и мне, по вкусу такие противопоставления, поэтому рядом с рафинадно-белым историческим зданием появилось кафе с радикално-черными кубическими креслами.



Классическим можно считать и сочетание белого с красным (интересно, угол наклона ребер зонта случайно совпал с углами фронтона или специалтно подгоняли?)



Красиво удаляемся.

72.JPG

И все же, как я не восхищаюсь античным стройным великолепием, мое сердце давно отдано средневековью, поэтому не могу пройти мимо даже такой невзрачной безымянной халабуды, не сняв ее неряшливую кладку с хаотично продыренными разнокалиберными окнами.



Пешеходные улочки в центре старого города замощены отшлифованным до блеска натуральным камнем  Еслти бы качество городской среды отмечалось звездами (как при указании уровня отеля) то такие тротуары добавили бы Ниму пару звезд.



Вышли на Плас Марше, Рыночную площадь.  Настолько устали, что не стали выбирать в длинном ряду, какой ресторан нам понравится, зашли в первый попавшийся.



Пусть не кондиционер, а вентилятор, все равно хорошо! А когда еще мороженое украшено бананами и пальмой с обезьянкой, тогда вообще счастье!



 После ресторанного мороженого не осталось места, чтобы попробовать то, что хранится в черном чреве этой сверкающей никелем кибитки.



Но вот каким образом Маше удалось подбить меня на дегустацию ледяного напитка ядовитого цвета, не знаю (В Италии нечто подобное продают под названием "Гранита". Это сицилийский десерт, состоящий в идеале из дробленого льда, фруктов и сахара.



Прошли чуть вглубь Рыночной площади и наткнулись на Фонтан Крокодила!



Сам фонтан имеет вид сломанной колонны. Вода сочится с поверхности скола. В ее струях отмокают голуби и бронзовый Крокодил.



Рептилия выглядит так достоверно, что если бы не натертый до блеска нос, ее можно было бы принять за настоящую. Эмблема - Крокодил, прикованный к пальме - была символом покорения Египта Римом. Ею отмечались легионы, участвовавшие в египетских походах.



Ветераны этих походов получили в награду от императора земли в районе Немуса и право чеканить собственную монету. На реверсе монеты был помещен этот знак.  В Средние века  гербом Нима стал бык, но когда кому-то из мэров в руки попала римская монета, было решено вернуть древний символ. Король Франциск I решение утвердил и с 16 века на гербе Нима красуются зеленые пальма и крокодил на алом фоне.



Сейчас этот знак можно встретить повсюду: на дорожных столбиках, на тротуарах и, конечно, в виде всевозможных сувениров.



Вечереет. Мы начинаем двигаться к вокзалу.



Минуем по дороге "лысую" площадь перед Отель де Виль (Ратушей)



А вот и знакомые места - выходим на Эспланаду Шарля де Голля.



Фонтан Четырех Рек (как тут Рим не вспомнить, любимую пьяццу Навона!) на закате и через кустарники выглядит куда более...  человечно.

73-1.JPG

И даже дырявые навесы-перголы в вечернее время не представляются такой уж откровенной издевкой.



Какой момент поймала! Дяденьки, оказывается, тоже бывают неравнодушны к цветочкам!



Конечно, мимо таких цветочков пройти трудно: горят, как стоп-сигналы!



Однако мужская практичность берет верх: может кто-то здесь меду прпас?



От Эспланады до вокзала вдоль всей улицы тянется... не канал, скорее желоб с проточной водой.
В жару им активно пользуются дети. Пусть не поплавать, но освежиться и поиграть - милое дело! Как я завидовала в этот момент малышне! Сама бы не отказалась поплескаться в этой хрустальной прохладной заманчиво журчащей воде.



 Или хотя бы ноги под струи подставить, как эти матроны (почему-то вдруг всплыло библейское: "...так сидели они на реках Вавилонских и пели..." , хотя эти "беженки" совсем не похожи на несчастных рабынь, лишенных родины.



Ручей заканчивает свой бег у вокзала, а мы заканчиваем свою самодеятельную экскурсию и допиваем волшебный напиток...



 Вот с такими языками мы уедем из бывшей столицы Нарбоннской Галлии!



Перед отправлением прогулялись еще по гулким прохладным вокзальным катакомбам, так похожим на подтрибунные галереи Амфитеатра.



Теперь наверх, на платформу.



Заканчивается день, заканчивается жара, заканчивается наше свидание с Нимом,



Мимо целых полей ван-гоговских подсолнухов возвращаемся в Арль.



Tags: Амфитеатр, Древний Рим, Ним, Прованс, архитектура, история., путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment