moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Одна дата и одна страница в семейной истории

19 апреля считается днем рождения знаменитой "копейки" - ВАЗ-2101. В этом году исполняется 50 лет с того дня, как с конвейера Волжского автозавода сошли первые машины этой марки.
Знатокам известно, что Жигули первой модели получились в результате основательной доработки (с расчетом на бездорожье и холода) Фиата-124. Было внесено более 800 изменений!
Для массового покупателя, на которого было рассчитано новое изделие советского автопрома, его заграничные родственные связи и итальянская внешность имели дополнительную силу притяжения - не просто "колеса", а почти импортные "колеса"! О том, насколько популярной была имено эта "Лада", говорит то, как долго ее выпускали (единичку - с 70-го по 83 год, а ее слегка видоизмененную версию ВАЗ 21013 - вплоть до 1988 года)


фото из Википедии

Но я не собираюсь рассказывать историю модели: таких историй, разной степени ширины и глубины, уже написано достаточно. Не буду также давать оценки и погружаться в технические характеристики - оставлю это дело специалистам.
Взялась я за "копеечную" тему потому, что мне эта машина знакома давно и не понаслышке. Довелось общаться с ней накоротке. Не часто, от случая к случаю, но всё-таки... Поэтому воспринимаю её, как старую подругу, с которой связаны воспоминания молодости.
А познакомилась я с Копейкой в тот же день, что и с родителями своего будущего мужа. Они приехали из соседнего города, где тогда проживали, на "смотрины" - на меня взглянуть, себя показать. Приехали на личном авто, что по тем временам было... ну, если не вау, как круто, то...  просто круто!

og_og_1538383695222647081.jpg

В пред- и перестроечное время редко мог  встретиться такой представитель "поколения строителей коммунизма", который не мечтал бы иметь свои "колеса".
Мечтали и мы, молодожены, но... перспективы на тот момент были туманные - Перестройка набирала обороты. Думать приходилось не об излишествах, а о том, как прокормиться. Но в условиях, когда вокруг, что ни день, всё меняется, молодые оптимистичные натуры (какими мы тогда были), живут  надеждами, что перемены, если происходят, то обязательно к лучшему.

На момент знакомства родительская Копейка была уже достаточно пожилой. На смену таким, как она, пришли новые объекты вожделения - ВАЗ-овские "восьмёрки" и "девятки", следом за которыми на наши дороги потихоньку стали проникать еще более желанные, похожие на райских птиц,  иномарки.
Но до массовой автомобилизации населения было еще очень далеко. Поэтому люди, владеющие собственным транспортом воспринимались всеми остальными, кто не имел такого счастья, как отдельная богоизбранная каста.
Родители моего мужа попали в эту касту вот каким образом: первые годы своей супружеской жизни они провели на Сахалине. Мать (ныне - моя свекровь) работала фельдшером, отец - механиком на торговом судне, ходившим в "кругосветки". Заработки у них по тогдашним меркам были приличные. На родину они вернулись несколько лет спустя, имея на руках некоторый капиталец... и сына-сахалинца.



Стоять в очереди на приобретение машины им не пришлось - подвернулся случай купить с рук почти новые Жигули  (продавцом был полу-знакомый фарцовщик, над которым в тот момент нависла угроза ареста и посадки и он спешно избавлялся от собственности)
Так в семье появилась любимица и помощница - "единичка", "копеечка".  Свекрови тогда было 35. Она закончила курсы вождения и получила права:  редкость по тем временам - женщина за рулём!
Моя будущая родственница тогда выглядела, как эта советская модель, садящаяся на водительское место своего авто (цвет волос только был другим и масть машины чуть темнее, зато платье голубое, кримпленовое, у нее точно было!)



К сожалению, в семейном альбоме нашлась только одна фотография, которая  запечатлела эпизод "дама с автомобилем", но он выглядит далеко не так празднично, как цветная рекламная картинка:



На родительской машине я вволю накаталась накануне свадьбы. Разумеется, не одна, а со всей компанией - родители и мы, молодые. Пришлось поколесить по окрестным деревням в поисках дефицита. В сельмагах иногда залёживались импортные товары и мы прочесывали местность в надежде отыскать хорошие ткани, нарядную одежду, модельную обувь или просто что-нибудь красивое на подарки родне. Вряд ли общественным транспортом мы смогли бы добраться до множества удаленных уголков. (Охота, насколько я помню, была не слишком успешной, но сами по себе поездки на машине были для меня необыкновенным приключением!)

Уже после свадьбы, в период, когда с зарплатами стало совсем туго, я, как и многие горемыки, взялась за купи-продайский бизнес. Насколько эффективнее могла стать торговля, будь у нас машина! У меня созрела идея: брать взаймы для таких дел Копейку. Младший брат мужа регулярно ею пользовался - просто для "погулять", прокатиться к знакомым в Минск. Но его  старший (на 9 лет) брат, т.е. мой муж, как это ни удивительно, не имел прав!...  и получать их не собирался! Свою позицию он обозначал предельно чётко: будет своя машина, будут и права! (Так потом и получилось: первые в нашей семье права и первая машина появились с разницей в неделю, причем права позже!)

...Прошли годы, свёкор умер, свекровь состарилась. Состарилась и ушла на покой Копейка. То, что когда-то было предметом обожания и заботы для одних и, вполне вероятно, источником тайной зависти для других, теперь пылится и ржавеет почти в полном забвении.
По случаю юбилея мы решили навестить машину № 1. Она по-прежнему живет в гараже у свекрови.



Свекор содержал своего "конька-горбунка" в идеальном порядке. Поэтому даже несколько лет спустя после его смерти, машина оставалась на ходу. Младший брат ею пользовался, когда ломалась его заграничная таратайка. Но потом запас прочности исчерпался и "старушку" поставили-таки на прикол. Чтобы вернуть ее к жизни, теперь потребовалось бы немало средств, умений, а главное - желания.



Салон почти новенький! (шутка, конечно). Кто делал оплётку руля, не знаю. Может, первый владелец.
Зеркальце заднего вида на крыле, как можно заметить, не круглое, а прямоугольное. Оно было заменено. На "историческом" черно-белом фото видно "родное", круглое зеркало.



Насколько я знаю, любители раритетных машин особенно ценят те "копейки", которые выпускались в первые годы, когда процесс контролировался итальянцами. Ходили даже слухи, что в то время все комплектующие были зарубежного производства, но на самом деле это не так.
Конкретно наш экземпляр был собран в 1974 году, так что, по большому счету, своего пятидесятилетия он еще не достиг. Может, за оставшиеся 4 года до его личной знаменательной даты стоит приготовить ему подарок - купить новую резину, например? Двигатель у него, вроде бы, в порядке.



Напоследок - ещё один привет из прошлого. Попал мне недавно в руки старый набор открыток с видами нашего города. Рассматривая одну фотографию, обратила внимание на ряд машин, припаркованных на площадке перед торговым центром. Среди них  что-то знакомое зацепило мой взгляд...



Ну конечно, как не узнать! Это он, Павел Андреевич, мой свёкор, в своей белой кепочке и клетчатой фланелевой рубашке. Вон он, внизу кадра, возится с дверцей своей машины!
Посмотрела я на год выпуска открыток - 1989!
Лето 89-го - как раз тогда мы бороздили магазины и рынки, готовясь к свадьбе, и если бы фотограф захватил чуть больше площади, может быть и остальные трое - основная часть нашего поискового отряда - тоже попала бы в кадр!


Tags: "копейка", ВАЗ, Жигули, вспоминалки, советский автопром, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments