moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Прованс. Древнеримский акведук Пон дю Гар.

Планируя посетить всемирно известную историческую достопримечательность, собиралась совместить это с поездкой в Ним. Такая связка казалась логичной, поскольку акведук был когда-то частью нимского водопровода.  Из Арля,  который мы выбрали одним из мест нашего проживания в Провансе, я предполагала сначала добраться до Нима, осмотреть его, потом съездить к акведуку и оттуда вернуться в Арль. Но, внимательно изучив карту, я поняла, что куда проще будет попасть к мосту из Авиньона, в котором мы должны были остановиться после Арля.




Из Авиньона в направлении парка Пон дю Гар ходят рейсовые автобусы. Они не подвозят непосредственно к парку, а высаживают пассажиров на трассе. Дальше надо пешком.
На пустынном перекрестке мы заметили указатель...



...и бодро зашагали к нашей цели.



До места назначения добрались минут за 10. Сначала на нашем пути возник музейный комплекс. Он служит входом на территорию историко-природного заповедника. В инфоцентре купили билеты, которые давали нам право на посещение музея и парка.



Здесь же увидели самое главное - план местности. Стало ясно, что из себя представляет территория заповедника и куда следует двигаться дальше. Но, прежде, чем идти к мосту, решили узнать о нем побольше (на обратном пути, как показывает опыт, на это не хватает ни времени, ни сил)



В музее получили информацию про то, как и когда акведук строился, какова его высота в слонах и длина в Боингах. Посмотрели небольшой, минут на 20 фильм.
Удивило само здание музея: одноэтажное, приземистое снаружи, оно оказалось внутри высоким, многоуровневым.
Однако, хотелось уже ознакомиться с объектом в натуре. К тому же в стоимость наших билетов входила экскурсия по верхнему ярусу акведука. Экскурсии проходят каждый час и время нашего сеанса приближалось (самостоятельно, без экскурсии туда попасть нельзя)



Сверившись с планом, отправились на долгожданное рандеву (правда, здесь и без плана не заблудишься: дорога от музея к мосту одна)



Тем более очень скоро Его Величество Акведук собственной персоной появляется в поле зрения.



На какой-то момент внимание от моста отвлекают масличные деревья с оригинальными кронами, подстриженными по последней оливковой моде. Хотя, не исключено, что это не результат стрижки, а просто они такими уродились.



И вот теперь все внимание  на нее, на супер-модель! Поначалу она скромно прикрывается густой растительностью, словно не желая раскрывать перед нами сразу все свои прелести, чтобы потом, когда мы подойдем еще ближе, ошарашить нас своими исключительными достоинствами - пропорциями, формами, фактурой.



Да, все это впечатляет! Какое изящество и чувство ритма...  А размеры!  В слонах они внушают, а в человечках и подавно.



Время поджимает. Начинаем карабкаться по скалам в поисках входа на третий уровень (На деле, вверх идет довольно удобная лестница с указателями)



Снимаю на ходу. Отсюда, с берегового склона нам видны второй и третий ряд арок. С экскурсией мы должны пройти по верху третьего ряда, именно там, где текла вода.



Взгляд по касательной... Неплохой скалодром! Не удивлюсь, если находятся любители забраться наверх не пользуясь общедоступной лестницей.



А это вид строго с торца. Здесь у входа в "водопроводную галерею" уже собралась группа. К назначенному времени подошла экскурсовод.



И вот мы на самом верху. Первый отрезок 275-метрового пути открытый. Возможно, плиты перекрытия здесь сняли специально, чтобы можно было осмотреться. Для этого же и настил положили, поскольку стены галереи выше человеческого роста



Слева по ходу движения открывается вид на широкую, слегка всхолмленную долину реки Гардон, которая в прошлом называлась просто Гар.



Справа с этой точки река почти не видна, зато хорошо видно, какое ложе она прогрызла себе в скалах за тысячи лет ежегодных разливов.



Оказывается, здесь есть и четвертый уровень! Самой высокой точкой сооружения является гребень перекрытия галереи. Предупреждающие таблички не рекомендуют совершать подвиги с выходом на крышу.


Для водопроводной трубы места в галерее достаточно, а вот людям продвигаться внутри не очень комфортно: приходится кое-где бочком протискиваться и голову пригибать.



Насчет того, была ли здесь труба вообще или вода текла просто по камням, в источниках есть расхождения. В пользу "трубной" теории говорит то, что "раздача" воды конкретным потребителям осуществлялась именно по трубам, которые частично сохранились в Ниме в развалинах терм и античных фонтанов. Удивительно то, что римляне для поставки питьевой воды использовали свинец, о вредных свойствах которого они знали. Но проблема, оказывается, решалась сама собой: жесткая вода быстро покрывала стенки трубы известью и переставала с ними соприкасаться.
Независимо от того, была труба или нет, водопровод работал бесперебойно почти 500 лет, с момента постройки в середине первого века нашей эры до развала Римской империи. Технически ничего не мешало ему работать и дальше, но без отлаженной государственной системы контроля, водопроводная система долго не продержалась.



Идем в том же направлении в каком когда-то текла вода. На протяжении всех 50-ти километров водопровода, от гор в районе города Юзес, где уже в наше время были открыты источники знаменитой минералки "Перье", до Нима не было ни одной насосной станции. Вода двигалась, благодаря точным расчетам, только самотеком. Уклон был 25 см на километр, а объем поставки позволял каждому жителю 50-тысячного населения Нима потреблять 400 литров воды в день. Вода также использовалась для общественных нужд, в упомянутых банях и фонтанах.



На другом конце моста, перед выходом, пришлось постоять, подождать. Экскурсия велась на французском, но в группе была парочка англоязычных дам, для которых вся информация пересказывалась по-английски. Остальные в это время вынуждены были "загорать". Ввиду нашего "глубокого знания" обоих языков, мы всю "говорильню" пропускали мимо ушей. Тем более, что гид повторяла все то, что мы уже узнали в музее.



Время ожидания мы потратили на более подробное изучение окресностей и визуальный поиск удобного пляжа.
От моста вниз по течению ничего приличного обнаружить не удалось: каменисто-песчаные пустоши выглядели неуютными, а речка с отмелями и шеверами непригодной для купания.



Зато левый берег выше по течению показался вполне перспективным.



Наконец, франко-английский пересказ был завершен и нас выпустили на свободу (буквально - открыли решетку; не понимаю, почему нельзя было сделать это раньше, отпустив тех, чья экскурсия уже завершилась и продолжив с двумя оставшимися) Радостная толпа, утомившаяся вынужденным стоянием на солнцепеке, ринулась сквозь скалу на волю.

30-0.jpg

Прежде, чем отправиться дальше, немного пришли в себя в тени. Устроили заодно фотосессию "на фоне" и рассмотрели вблизи блоки, из которых сложен мост. Шеститонные тёсанные глыбы устанавливали без раствора, так что все свои 2000 лет сооружение держится, можно сказать, на честном римском... и на законах физики.



Далше по кривой  дорожке-лесенке мы вышли...



... к огромной монолитной каменной стене - мечте скалолаза-экстремала.



Для спелеолога здесь тоже нашелся "райский уголок".
Именно, что "уголок", не пещера, поскольку это всего лишь неглубокий грот. Он является не только природным феноменом, но и объектом археологических раскопок, о чем сообщает табличка. Место научных работ огорожено, внутрь зайти нельзя.



Не исключено, что арки естественного происхождения послужили прообразами будущих строительных конструкций.
Пока я искала красивые ракурсы и ждала, когда зев грота освободится от очередного сгустка зевак и селфиманов, увидела, что члены моей семьи возбужденно мне симафорят - они нашли свое любимое - ресторан.



Мы пришли вовремя. Мест хватало. Позже, когда мы покидали "Террасу" (так называется ресторан) у входа уже стояла длинная очередь. И это вполне объяснимо: "Терраса" - единственное, если не считать ларьков с фастфудом, место на правом берегу, где можно поесть.



Ленка захотела безалкогольную "пина-коладу". На ее коктейль слетелась целая толпа ос. Одна из них свалилась в бокал. Ленка попыталась вытащить утопленицу. Это заметила официантка и не успели мы глазом моргнуть, как она заменила напиток. Всё бы ничего, но аппетитный арбузный ломтик стал при этом в два раза меньше. Когда очередная оса совершила суицид, на столе снова появился свежий коктейль(!) и арбузик снова уменьшился. Не зная, радоваться или нет такому вниманию к своей персоне, Ленка  поспешила покончить с напитком, пока ломтик не стал размером с дольку мандарина.



Вторыми блюдами осы интересовались меньше и мы смогли поесть относительно спокойно. Дети, как всегда, предпочли здоровой пище ударную дозу холестерина, я ограничилась ракообразными. Было бы интересно узнать, как они попадают на ресторанную кухню. А вдруг прямо из Гардона?



Так ресторан выглядит снаружи. В холодное время года можно кушать и греться внутри. Где-то на берегу есть еще маленький отель. Он для тех, кто хочет задержаться, чтобы увидеть ночную подсветку арок или фейерверк, который иногда прямо на мосту устраивают.



В ресторане питаются в основном туристы. Местные жители на общепит не тратятся, привозят все с собой. Их семейные становища с разложенными вокруг покрывал торбами, термосами, мисками, бутылками очень похожи на то, как выглядят наши "накрытые поляны". Разница в том, что здесь отдохнуть на берегу реки с видом на историческое строение стоит денег (18 евро с машины за дневной билет). У нас, насколько я знаю, устроится таким же образом недалеко от, например, Мирского замка, пока еще можно бесплатно.



Втиснула в кадр почти все 275 метров верхнего яруса. На нем 35 арок. На втором - 11, на первом - всего шесть.По центру пролеты арок шире, к берегам уже. Высота от воды 47 метров. После того, как акведук перестал работать водопроводом, он продолжал служить просто мостом.



Может, это спасло его от уничтожения. Он был и остается самым большим сооружением такого рода, хотя мародеры пытались растащить его на стройматериалы, как это было с многими колизеями. Другой угрозой его существованию было расширение проезжей части.



Для этого выдолбили опоры второго яруса и мост чуть не рухнул. При Наполеоне III недалеко построили новый путепровод, Пон дю Гар отреставрировали и с тех пор движение транспорта по нему запрещено. А вот ходить пешком можно сколько угодно. Гуляющих полно в течение всего дня и каждый пытается сфотографивоваться с аркой (-ами). Но смысла делать это на мосту нет. Если вдруг в кадр каким-то чудом поместится вся арка, человек на снимке будет, как букашка.



Сверху река выглядит зажатой в каньоне.



А это мы уже смотрим на мост с другой стороны, с левого берега, где мы еще во  время экскурсии заприметили удобный пляж.



С местом повезло: нашли свободный пятачок с деревцем-вешалкой и с какой-никакой тенью. Почти идеал!



Правда, если отойти чуть дальше и снять обстановку целиком, то идеал рассыпается. Слишком много народа, плотность которого ... не радует.



Но в любом случае, лучшего наблюдательного пункта на всем берегу было не найти. Отсюда хорошо просматривался и мост...



...и весь берег. Можно контролиравать, чем дети заняты. Как раз сейчас они готовятся к заплыву. Им надо только пропустить очередной косяк байдарок. Кроме загорания и купания на Гардоне есть еще два популярных занятия.



Первое - это сплав по реке на байдарках с проходом под мостом. Протяженность маршрута что-то около двух километров. Второе - это прыжки в воду с прибрежных скал.Прыгают все, невзирая на пол, возраст и габариты.



Вода в реке изумительная, холодная, но не до зубовного скрежнта и очень чистая. Все это потому, что речка берет свое начало в горах и на всем течении дно у нее каменистое - ни дать ни взять, бассейн аквапарка с проточной водой! Короче говоря, купаньем мы остались довольны.



 В перерывах между принятием бодрящих ванн я делала вылазки вдоль берега, приближаясь к мосту, насколько это было возможно. Хотела снять его с зеркальным отражением.



Ничего так получилось.



Вблизи можно было рассмотреть  царящую под центральной аркой толчею. Здесь скапливались байдарки - байдарочникам хотелось продлить момент и поснимать с необычных точек. Здесь "ходили по водам", устраивали массовые заплывы и без конца сигали со скалы. Удивительно, что при таком скоплении народа не случалось никаких столкновений. Особенное беспокойство вызывала детвора, которая сыпалась горохом с приличной высоты, отталкиваясь как можно сильнее, чтобы в прыжке не зацепить выпуклый каменный бок.



Но пора уже было думать о возвращении домой. Дети устали и до последнего рейса на Авиньон оставалось не так уж много времени. Самое интересное, что народу на пляже прибавилось. Дело в том, что после 18-00 начинает действовать вечерний тариф и парк можно посетить за копейки.



Перед уходом я еще хотела подняться на смотровую площадку. Ее я тоже заметила с верхнего яруса моста. Дети наотрез отказались идти с нами - выдохлись. Оставили их дожидаться нас на тех самых ступеньках, откуда начиналась экскурсия.



Это не совсем тот вид, которого я ожидала. Думала, что  увижу мост совсем сверху. Может, где-то дальше и есть такая точка, но разыскивать ее было уже поздно.



Жаль, что мы не могли задержаться подольше, до заката. Каким мог бы получиться этот кадр!



Напоследок не обошлось без приключений. Детей на том месте, где мы их оставили, не оказалось. 10-15 минут истерической беготни, звонков - и они нашлись, но время до отправления последнего автобуса сократилось до критического.



Пришлось нестись к остановке ускоренным темпом.



Всё закончилось хорошо - успели! Даже подождать пришлось немного. И доехали без проблем, любуясь мелькающими за окнами исключительно фотогеничными пейзажами.



Tags: Древний Рим, Прованс, инженерное искусство, музей, отдых, пляж, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment