moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Весенняя предпасхальная Мурованка

Меня всегда интересовали сооружения, называемые церквями оборонительного типа. Таких сооружений в Беларуси два - в Мурованке и в Сынковичах.
Так получилось, что в Мурованку мы попали на Страстной неделе, не помню только, какой именно это был день.
Как и в этом году, предпасхальная неделя тогда выпала на середину апреля и погода была ровно такая, как сейчас у меня за окнами.
Церкви оборонительного типа - особый вид архитектуры, совмещающий в себе две функции, что понятно из самого определения. Такие постройки можно встретить по всей Европе (в качестве примера могу привести церковь в Провансе, обладающую всеми атрибутами крепости) Вполне понятна причина, по которой перед культовыми постройками ставили, казалось бы, несвойственную им задачу. В те времена, когда они возводились, война была делом привычным и спастись от опасностей очередных боевых действий простой народ мог только в самом прочном здании в округе, а таким, как правило, и была церковь. А чтобы убежище было более надежным и те, кто в нем укрылся, могли в случае чего даже дать отпор, его наделяли теми элементами, которые больше свойственны рыцарским замкам - мощными стенами, наблюдательными башнями, бойницами, машикулями, а иногда еще и подземными ходами в качестве запасного варианта.

1-1.jpg

Многие древние культовые сооружения могли бы играть роль крепостей, благодаря своим толстым, в 1,5 - 2 метра стенам, иногда усиленным контрфорсами (как, например, костел в Ишколди), но классические церкви оборонительного типа имеют еще и другие особенности. Ими в полной мере обладают только две церкви на территории Беларуси - Мурованская (в прошлом Маломожейковская) и Сынковичская.
Деревня Мурованка находится в Гродненской области, то есть, на территории Западной Беларуси. У пограничных районов судьба, как правило более пёстрая, чем у центральных. Проэтому не стоит удивляться, что церковь не раз меняла свою конфессиональную принадлежность. Строилась она, как православная, потом была передана униатам, успела побывать католической и снова "перешла в православие". Неизменным оставалось только одно - посвящение ее Рождеству Пресвятой Богородицы.



Одно время считалось, что церковь была построена в начале 15 века, но более тщательное изучение документов сделало ее на век моложе.
В истории этого сооружения были периоды упадка, когда она, приняв на себя, как и положено крепости, удары врагов, приходила в плачевное состояние, но ее вновь и вновь восстанавливали в прежнем виде. При советской власти церковь была закрыта, службы не проводились, но здание имело статус охраняемого объекта.



Сейчас церковь действующая, в ее приход входит восемь деревень. Кроме того она является важным пунктом многих туристических маршрутов по Гродненской области.
Мы добрались до нее сами, на своей машине. Из объявления на дверях узнали, что есть возможность осмотреть интерьер с экскурсоводом. Мы позвонили по указанному телефону. Местная жительница,  работающая гидом "на общественных началах", нам не отказала. Попросила только заехать за ней.



Пока мы ждали возвращения посланника с экскурсоводом, осмотрели церковный двор и церковь со всех четырех сторон.
На церковном дворе мы увидели только одно захоронение, что довольно странно. Еще более странно то, что оно принадлежит польскому ксёндзу (это я предполагаю, что ксёндзу), ведь католической церковь была всего 20 лет (1928 - 48)


В семидесятых годах 19 века здание в ходе восстановительных работ подверглось некоторым изменениям. Самые  заметные из них: появился притвор и надстройки на башнях главного фасада (раньше они были вровень с алтарными)



Кроме этого появились фигурные карнизы, а вот большинство бойниц было замуровано.  И ещё винтовые лестницы в восточных (алтарных) башнях зачем-то разобрали.



Меня впечатлила исключительная центральноосевая симметрия, которую довольно сложно встретить в сооружениях такого возраста. (Удивление другого рода касается того, что православный храм был выполнен по строительным канонам, свойственным католическим церквям. Во всяком случае с первого взгляда, если не обратить внимание на православные кресты, он выглядит похожим на многие готическо-барочные католические церкви восточной Европы.)



В плане это четырехстолпное строение зального типа. Чертеж взяла в Википедии. Его в 1874 году сделал белорусский краевед, историк архитектуры и художник Василий Грязнов.
На его чертеже притвора еще нет.



Экскурсовод прибыла и мы вместе с ней пошли внутрь.
Над входом видна мемориальная доска, установленная еще в советское время. На ней написано всё то же, что и на воротах, только на двух языках - русском и белорусском.



Иконостас выглядит совсем новеньким. Он, как и положено в православии, закрывает алтарную часть. На стенах висят иконы, многие из которых выглядят древними. Насколько их реальный возраст совпадает с внешним видом, не знаю. Но одно не подлежит сомнению: потолки сохранились такими, какими их создали в 16 веке. Целиком побеленные готические своды прочерчены изящным звездчатым рисунком нервюр. Сняла я их неудачно - белое на белом не получилось.



Поэтому привожу ещё один чертеж - из своего "Атласа памятников архитектуры Беларуси". По нему можно представить сложное плетение каркасной сетки, создающее необычные геометрические узоры. В натуре, в объеме, это выглядит еще лучше.



Нам было позволено забраться на одну из "рабочих" башен, правую от входа. Высота ступеней, узенькие проступи и общее состояние лестницы таковы, что подъем пришлось осуществлять, используя все конечности.



Смогли увидеть зал сверху (умилил как бы выложенный крестом дешевенький синтетический палас). В это время послышалось негромкое пение.



Это прихожане стали распеваться перед службой.



Первые по пути наверх окна предложили нам радостные зеленые панорамы Мурованки и ее окрестностей.



На самой верхушке башни, за деревянным потолком, кто-то, невидимый для глаз, возился и издавал звуки средние между воркованием и мяуканьем. В былые времена, я думаю, здесь главными производителями шума были более громкие персоны - колокола, которые не дали бы спокойно устроится в этом месте ни одному другому созданию - ни реальному, ни мистическому.



В левой башне главный церковный музыкальный инструмент сохранился, но ужался до совсем несолидных размеров. Не колокол - колокольчик!.



Представляю, как из этих башен дозорные наблюдали за приближением вражеских войск. А мимо них прошло немало всяких иноземцев. И не просто прошло. Крепко от них доставалось небольшому, но приметному среди равнин строению. Особенно Карл XII, король Шведский постарался - устроил лютый арт-обстрел, во время которого он, ирод, не переставал выражать восхищение архитектурной жемчужиной.



Башни восточного фасада стройнее своих западных сестер - меньше в диаметре.



 На фото: просто весна и... покой.



Спускались вниз со всеми предосторожностями. Тут до меня дошло, почему разобрали лестницы в двух алтарных башнях - чтобы вдвое уменьшить количество несчастных случаев.



Когда мы спустились, то увидели, что началась служба. Мы постояли немного, послушали речетативы и пение.



Вышли в притвор, откуда начиналась экскурсия. (Кстати, наша самодеятельная гид никаких денег с нас не взяла, сказала, что мы вместо этого можем, если хотим, положить сколько не жалко в ящик для пожертвований. Мы положили и еще накупили в церковной лавке иконок и брошюр - я всегда привожу из таких поездок памятные сувениры для свекрови)



Осмотрели и деревеньку. Она, как и многие наши поселения, живет и трудиться под девизом "Бедненько, кривенько, но чистенько"
Жаль, что хозяин дома при нашем приближении скрылся. Вряд ли он застеснялся - скорее по делам ушел. Праздник ведь скоро. А к незванным "гостям" он привык - туристических групп здесь бывает немало.
Видно, что хата, несмотря на её ветхость, досмотрена и во дворе есть всё, что необходимо для нормальной сельской жизни - огород, лавочка, тазик на подставке из кирпичей и собака в будке.

1-1.jpg

Самый весенний и оптимистический вид - ясное небо, колодец с чистой водой...  Пасха...



В Мурованке не встретить глухих заборов, иногда их совсем нет, отчего деревня, особенно в отсутствие зелени выглядит прозрачной - ее можно рассмотреть из конца в конец без запинки.
Накануне было Вербное воскресенье. По-правильному оно Пальмовое. Вот и заколосились пальмы в огородах некоторых мураванчан.



Но в основном у нас растет то, чему положено расти в Беларуси. Растет и начинает зеленеть в свой срок, покрываясь поначалу легким салатовым туманцем, который нас так радует каждую новую весну.


Tags: Беларусь, Мурованка, Пасха, архитектура, история, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments