moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

ЭКСПО 2015 - Милан

Вечер первый.
Без преувеличения можно сказать, что ЭКСПО - выставка достижений всемирного хозяйства - событие планетарного масштаба. Летом 2015 Милан, принимая у себя очередную выставку, стал таким образом на несколько месяцев центром всего самого технологичного и продвинутого, что есть в мире. Но на сей раз устроители выставки решили сузить задачу и продемонстрировать чудеса прогресса только в одной области человеческой деятельности - в производстве продуктов питания.




Сама природа отметила значимость мероприятия, установив над входом  "триумфальноую арку" в цветах символики ЭКСПО-15.

31-6.JPG

Под ЭКСПО отвели огромную территорию, на ней уместился целый городок с улицами, площадями, зонами отдыха и спальными районами, где в отелях-времянках  могли устроиться  сотрудники, участники и просто гости выставки. Ориентироваться на местности помогала карта.
По ней видно, что планировка в общем проста: из конца в конец проходит главная аллея, на которую нанизаны павильоны. В самом широком месте участка главную аллею пересекает еще одна магистраль - Улица Италии, которая с одной стороны (на схеме вверху) заканчивается Озерной Ареной.
На обратной стороне карты даны условные значки павильонов. Всего их 96, 55 из них представляют страны, которые пожелали принять участие в выставке. Остальные павильоны тематические или "частные", рекламирующие компании и организации.



В первый миланский вечер мы отправились на разведку одни, без детей. От Милано Чентрале (главного ж.д. вокзала) до экспо-центра добрались на метро минут за 40
У входа (он на карте слева) нас встретил  огромный термитник павильона Зеро. Это своеобразное вступительное слово, пролог. Экспозиция павильона рассказывает об истории сельского хозяйства от древних истоков - охоты и собирательства, до наших дней - промышленного производства продуктов питания.



 На фасаде красуется девиз: "Божественное дыхание Земли"



У Нулевого павильона выстроилась процессия занятных скульптур. Каждая фигура символизирует какой-то вид продуктов. С одной из таких фигур мы уже успели познокомиться в аэропорту. Встречать там гостей поручили "Мясу"



Действительно, не "Вину" же доверить такое важное дело.



Территорию выставки по периметру опоясали каналом. Кроме него создали и другие водоемы: бассейны, пруды и даже целые озера. От жары они не спасали, но вид струящейся воды все-таки приносил некоторое облегчение. Еще организаторы придумали раздавать бесплатные веера из плотной бумаги в виде арбузных ломтей. Кроме них в информационных киосках можно было брать всякую справочную и рекламную макулатуру без счету

1.JPG

Длина главной аллеи - полтора километра. Быстро добираться до каких-нибудь удаленных точек помогают автобусы, которые курсируют вдоль "обводного канала"



По оси аллеи установлены прилавки с "едой". Каждый прилавок - один вид продуктов. Первый отдали под вино. (Вот уж не думала, что у итальянцев оно продукт № 1. Думала, что паста, то есть, макароны, по-простому)



Мяяяясо!



Оно же. Как живое! (увидев такое откровенное свинство, мусульмане, наверное, вздрагивают и крестятся)

9.JPG

А вот и один из первых СТРАНных павильонов. Он представляет СТРАНу Бразилию с помощью очень СТРАНной инсталляции: посетителям для чего-то предлагается пройти по сетке над типа джунглями. И желающих проделать это хоть отбавляй - целая очередь. Без очереди, ровно в соответствии с законами дикой жизни, можно пройти только по нижнему уровню, под сеткой. Те же, кто лезет наверх, должны быть готовы (и это тоже закон джунглей!) к неожиданностям и неприятностям. В подтверждение этого на наших глазах подъехали подряд три скорые, которые увезли троих незадачливых верхолазов. Мы не стали стоять в очереди, чтобы испытать судьбу, а "идти лесом", под ногами тех, кто достоялся, показалось нам делом недостойным.

12.JPG

Бирманский союз (Мьянма) утопает в зелени... риса, я думаю. К азиатам примкнула африканская Сьерра Лионе. Кстати, павильоны размещены "строго в беспорядке", безо всякой связи с географическим положением стран. Европа, Азия, Африка, Америка перемешаны, как в калейдоскопе. Размер павильона не зависит от размера страны. На выставочном пространстве позволительно, допустим, Южной Корее быть больше Соединенных Штатов, а Эстонии, если ей вдруг захочется, никто не запретит сравняться с Россией.



Сельское хозяйство Молдовы... хрупкое, как стекло. Очень тяжело ему тянуть само себя за чуб из болота.

15.JPG

Вау! А что это там впереди так красно зеленеет?! Неужели... Родина?



Но прежде, чем бежать к родным пенатам, приличия ради заглянем к соседям. Литва с Беларусью исторически и географически так тесно связаны, что и здесь решили не разлучаться.



 И вот, наконец - "Мой родны кут!... Як ты мне милы!"



Лужайку перед перед павильоном кроме трактора украшают каменные мельничные жернова и огромные куски удобрений (не навоза, слава богу - калийной соли)



Белорусский летний ресторан в свою очередь "украсили" бульбай и минским шеф-поваром атлетичной наружности.
Не патриотизма ради, а просто, чтобы покушать, заказали мы здесь "мачанку з блинами" и "калдуны". Эти блюда оказались самым вкусным из того, что мы до и после ели на чужбине.



Вкушая картофельные изыски, смогли без спешки рассмотреть наш павильон и промониторить его посещаемость. Выяснили, что нашим "холмиком" народ очень даже интересуется. Сооружение хоть и простенькое, но оригинальное: два "четвертьшария", между которыми вращается мельничное колесо. В левой четвертине экспозиция, в правой бар.



Периодически надпись "Беларусь" сменяется как бы льющейся водой. Красиво. Сразу все фоткать начинают.



После сытного ужина девочкам хочется десерт!

20.JPG

Мальчики тоже совсем не против угоститься сладеньким. Кто первый успел - тому сразу две итальянские конфетки достались.



Но уже слышатся протесты: не больше одной в одни руки! А лучше - одну на двоих! Такой ажиотаж... Нашему трактору, конечно же, трудно конкурировать с такими аппаратами.



Стражи порядка следят, чтобы положительные эмоции не вышли за рамки приличий.



Белым по белому, на чистом русском написано: Не хлебом одним.



Следуя этой истине, рядом устроили павильон, вход в который оформили в виде огромной виноградины - заходи и дегустируй итальянское вино.



...а здесь -  пробуй кофе!



Чуть дальше расположилась целая галерея ресторанов, собранных под одной остроумной вывеской, которая представляет собой англо-итальянскую игру слов. Ее понять несложно: "Итальянская еда".



Главный итальянский павильон - один из самых больших на выставке.



Девочка, вскормленная "честным молоком" (надпись на корове), рекламирует итальянскую молочную продукцию. Девочка тоже "честная", то есть, в отличие от коровы, настоящая.



На перекрестке главных магистралей торчит несколько гигантских "ростков". Они меняют цвета под звуки мелодий.



Мелодии слышны, только если войти внутрь "ростка"



Живые растения дешевыми эффектами не пользуются, но привлекают к себе не меньше восторженных взглядов, чем синтетические "злаки". В качестве фона для селфи натуральные цветочные поля вообще вне конкуренции.



 Море цветов родило в своих глубинах высокие волны китайского павильона.



Китайцы почему-то работу уже закончили. Мы смогли оценить интересную пространственную композицию только снаружи.



 Удивительно похожим на китайский выглядел...  французский павильон. Он, как и китайский, тоже продемонстрировал возможности клееных деревянных конструкций.



 "Франция" изнутри отчасти косила под "икеевскую" Скандинавию, но больше всего - под Страну Восходящег Солнца. Поскольку мы были уже сыты, попробовать французские блюда уже не смогли. Искренне надеюсь, что хотя бы в том, что касается кулинарных традиций, одна из великих гастрономических держав мира по-прежнему себе не изменяет.



У павильона нам встретилась маленькая Тур Эйфель. Не смогли французы не напомнить посетителям, что именно они принимали у себя одну из самых знаменитых ЭКСПО за всю историю, Парижскую,1889 года, к открытию которой и была построена Башня. Она служила парадным входом на выставку. По завершении мероприятия конструкцию планировали разобрать, но... рука у парижан не поднялась. Как и у лондонцев, которые не тронули сооруженный для первой Всемирной выставки 1851 года Хрустальный Дворец (он потом сам сгорел), и у брюссельцев, оставивших себе на память Атомиум (Экспо, 1958)  Интересно, сочтут ли миланцы  какой-нибудь объект нынешней выставки достойным сохранения.



Еще один павильон в стиле "многодерева" - эстонский, предпоследний на главной аллее. В логике кириллического алфавита,  последним в ряду должен был бы стоять  японский. Но, напомню, никакой логики в определении места под застройку не было и близко. Наверное, участки выдавали в той же очередности, в какой регистрировались заявки. Россия чуть-чуть опередила небыструю Эстонию. А последним к столу пришел (через моря и пустыни) Оман.



В "России" мы рассчитывали на халявный квас, о котором шумели СМИ, но, увы! - все успели выпить до нас.



На нашу долю осталась обычная "клюква" - мишки-матрешки-березки. Для полной "клюквизации" внутрь каждого медведя надо было бы бутылку водки поместить. Ну, или балалайку, на худой конец. Но даже если никакого "богатого внутреннего содержания" не предполагалось, то при таком собрании стандартных символов, его вполне можно было просто додумать.

41-1.JPG

А еще можно было красотой любоваться и фоткаться в огромом зеркале



Какие только варианты не изобретали здесь любители селфи! Самые популярные - из положения лежа. Я тоже хотела лежа. Не оригинально, да... но хотя бы просто отдохнуть.
Но все же прилечь я не рискнула. Побоялась, что подняться уже не смогу.



Несмотря на вот такое состояние, надо было еще как-то до дома добраться.





Вечер второй.
Вторую вылазку на ЭКСПО мы предприняли через день. Ждали, что, может, жара немного спадет. Но июль продолжал отжигать по-полной. Поэтому решили опять ехать под вечер. Между вариантами "жариться" или "вариться" выбрали второй. Был и еще один весомый аргумент - вечерние билеты стоили дешевле.
Процесс "приготовления себя на медленном огне" начался в метро. Кошмар номер один: в миланском метро не работают кондиционеры!!! (Но при этом субтильные офисные ребята, одетые, как на свадьбу, в элегантные тройки и остроносые туфли, не краснеют лицом, не обливаются потом, а выглядят свежо и благоухают парфюмом, как майские розы. Наверное, они сделаны из какого-то другого материала, чем мы, простые смертные.)






И вот мы снова у павильона Зеро, у наших знакомых великанов.  Тот, кто любит портреты-"коллажи"  Арчимбольдо, сразу уловит в этих добрых молодцах и молодицах отсылки к его творчеству. Дети мгновенно вычислили в съедобном строю то, что им всего милее - Мучное. Макарони, спагетти, пане, панини, фокачча, и, конечно, пицца - вот без чего они жить не могут. А ведь юным созданиям лучше не водить дружбу с этим нехорошим дядей! Марш к тете Фрукте!



Не прошли и пары десятков метров по Главной аллее, как увидели бассейн. Рухнули  возле него на шезлонги.



Здесь можно было не только смотреть на воду...



...но и реально в ней освежиться.



Оригинальный "птицемобиль" производства Чешской Республики напомнил мне работы Девида Черни в Праге.



 "Спасатель", которому поручено следить за порядком во вверенной ему акватории , тоже выполнен вполне в духе провокационных работ этого скульптора.



Нашли антураж для семейного фото - чиииз!



А еще мы сделали симпатичные фотооткрытки с помощью специальной стойки-компьютера. Выбираешь один из предложенных  вариантов оформления, вводишь адрес электронки, смотришь на экранчик, нажимаешь кнопку и... открытка отправлена тебе на почту.
"Веселые человечки" - анимированные фрукты-офощи - символы ЭКСПО. Они встречаются повсюду, поодиночке или компаниями, в качестве сувениров. Видели в миланской витрине большой многоярусный торт, украшенный глазастыми грушами, яблоками, апельсинами, бананами, вишенками...



На минуту задержали дыхание в капельке литовской воды, прежде, чем окунуться в родной водоем.



Мы снова дома!
Говорят, будьте проще и люди к вам потянутся. И вот пример: две краюхи земли, поросшие травой, между ними, как нож для пиццы, колесико вертиться...



...А эффект!... Народ тянется и тянется. Может, при виде "расступившейся земли" людям вспоминаются сказки про эльфов, про их потаенные подземные царства, где время течет иначе, чем на поверхности и они хотят проверить, работает ли и тут "машина времени"



Судя по экспозиции,  время у нас... не то чтобы течет иначе. Оно просто остановилось! На экранах показывают грибы, ягоды и прочий подножный корм. Рекламные проспекты выглядят вообще как-то убого, по-советски... Но если говорить о производстве продуктов питания, то выражение "прошлый век"  в наши дни, когда половина того, что мы употребляем в пищу, едой не является,  может быть, не самая плохая характеристика? Может быть,  "примитив" и есть наша изюминка?



В нашем баре именно на "примитив" и решили сделать упор. Примитивный комплект составили из "Белорусского бальзама", водки "Беларусь синеносая синеокая" и конфет "Аленка". Такие "изюминки" нас совсем не порадовали.  Единственное, что мы там "попробовали", так это оригинальную посадку у барной стойки - верхом на бревнах.



Не так уж далеко от белорусского ушло малайзийское сельское хозяйство. Бульба и ананасы - нормальное сочетание!



Откуда дровишки? Из Уругвая, вестимо!



Непритязательный уругвайский павильон, сделанный как будто из отходов деревообрабатывающих предприятий, в ночной подсветке смотрелся очень даже привлекательно.



Но пока еще светло. Нам хочется обежать и осмотреть побольше того, что снаружи, поэтому мы сразу отказываемся от стояния в очереди в корейский павильон. Он один из самых больших на ЭКСПО и самый популярный. Читала в прессе о каких-то невероятных технологических чудесах, которые там показывают.



Осмотрели здание по периметру, отметив, что большинство тех, кто томится в очереди  - "свои", т.е. корейцы (ну, может, еще ближайшие соседи, китайцы с японцами). Потом  снялись на фоне... то ли рисового шарика, то ли катышка жука скоробея, то ли глобуса Южной Кореи. В любом случае, это была  точка в южнокорейской теме.



В "Китае" очереди не было. Решили не откладывать на потом, зная уже, что китайцы могут закрыться раньше времени.



Судя по такому количеству зонтиков, можно ошибочно предположить , что в Китае ими и питаются.



Но дальнейшая экспозиция раскрывает глаза на то, что в действительности ест одна шестая часть населения Земли.



Целая "терракотовая армия" китайских поваров готовит... пекинскую утку!
После употребления такой тяжелой жирной пищи надо непременно измерить свой "кислотно-щелочной балланс". Для этого тут специальные умные весы поставлены. Очередь именно к ним выстроилась. Весы не только сообщают о лишних килограммах, но и дают совет, какие продукты нужно исключить из рациона.



Дальше следуем в огромный зал, где становимся свидетелями свето-музыкального шоу.



Оно, по всей видимости, должно вызывать ассоциации с рисовым полем.



Зрители обходят поле по пандусу, поднимаясь все выше и выше. "Рис" в это время растет, зреет, начинает ходить волнами под порывами ветра...



Над полем летают... птицы? (или в нем завелись вредители?)



Последний освежающий аккорд и мы ...оказываемся на улице, высоко над землей. Спускаемся опять-таки по пандусу, но уже снаружи.



А на улице тоже феерия цвета, не хуже, чем  китайское шоу.



Еще не совсем стемнело, наша молодежь может успеть немного порезвиться. Хоть она уже выросла из многих детских забав, иногда бывает не прочь на часок-другой к ним вернуться
Для детей на выставке предусмотрены всякие аттракционы, но они не простые, а тематические. Тема та же, что заявлена в девизе ЭКСПО: Накормить Планету. Еда - энергия для жизни.



Кроме аттракционов и всяких квестов есть специальные детские кафе и зоны отдыха. Они разбросаны по территории, и, чтобы быстрее их отыскать, можно пользоваться отдельной детской картой, где указаны только эти объекты с привязкой к главным осям.



В "Поливалке" надо собирать воду, то тут, то там льющуюся из "тучи" и поить растения.,



Велотренажер должен убедить детей в том, что только общими усилиями можно добиться максимального эффекта. Чем больше людей крутит педали, чем активнее работает каждый, тем выше будут подниматься струи фонтана.



И здесь не так важна манера, можно крутить ногами, руками, по-одиночке или в тандеме. Главное не филонить и не думать, что лично твой вклад  в то, что создано благодаря  совместным трудам, не имеет значения.



 Еще поиграли в почту. Из бассейна магнитной удочкой надо было выловить шар с посланием от неизвестного друга, послание оставить себе на память, написать свое и, поместив в шар, через специальное устройство отправить назад, в бассейн.
А вот овощная лазалка-прыгалка детей не вдохновила. Она для малышни.



Зато восхитил зал, где можно было пожить жизнью деревьев. Мы отращивали на себе ветки, пускали корни, сбрасывали листву, а потом еще гуще ею покрывались.



 Немного даже посимбиозили.



Туалет в детской зоне тоже оказался почти аттракционом: зеркальный лабиринт и комната смеха в одном флаконе.



 После активных развлечений потребовался отдых. Нашли  тихий берег с "пляжем", на котором имелось все необходимое для релакса.



Но расслабляться долго не пришлось: мы вспомнили о ежевечернем спектакле на Озерной Арене.
Поспешили туда. В первый вечер мы только самый конец захватили. Теперь увидим всё. За итальянским павильоном уже виднеется Дерево Жизни, которое "растет" посреди Озера. Это Дерево - главный персонаж свето-водо-музыкально-пиротехнического шоу.



Успели к первым аккордам! Музыкальные композиции каждый вечер меняются. Накануне было что-то современное, ритмичное, зажигательное. На сей раз нам была предложена классическая музыка

45-8.JPG

Поначалу звучание было тихим, нежным, оно даже плеск воды не перекрывало. Цвета тоже были спокойными и плавно сменяли друг друга.



Но вдруг тональность резко изменилась! Аларм! Должно что-то нехорошее произойти!



Не иначе, война началась! Музыка становилась все более тревожной и громкой, потом  стали слышны звуки, напоминающие взрывы, пальбу и гудение самолетов. Огонь, дым, вспышки - трагические события достигли апогея.



 Но трагедия не может длиться вечно. Понемногу напряжение стало спадать, дым развеялся, ожили теплые радостные цвета.

93.JPG

Дерево, возвращаясь к спокойной мирной жизни, засияло и заискрилось, как бриллиант.



На радостях, что всё хорошо закончилось, все пустились в пляс.



"Проплясали" посещение экспозиции "Еда будущего". Когда до нее добрались, было уже закрыто. Утешила детей (они особенно переживали), что от них-то это будущее никуда не денется.



А вот еда современная - бургеры!

100.JPG

Это территория Голландии. Именно "территория", поскольку павильона здесь нет. Есть зонтики, навесы, а то и просто столы-стулья и всякие лежанки прямо под открытым небом.
В час пик у таверн на колесах, оборудованных в колоритных ретро-автомобилях, выстраиваются целые очереди. Никого не останавливает необходимость ждать, а потом есть в "антисанитарных" условиях. Зато дешево и супер-демократично!



На летней эстраде один за другим сменяются какие-то доморощенные рок-группы. Музыка, толчея, запах жаренного-пережаренного жира... Все в лучших традициях городских народных гуляний. Но чтобы гуляньям придать сугубо голландский оттенок, не хватало одной ноты - кофешопа с его неповторимым амбре.... Видимо, организаторы не рискнули.



Для создания "местного колорита" обошлись коровами и Ван Гогом.
Наши дети поначалу стеснялись завалиться на кресла-мешки рядом с посторонними людьми, но атмосфера повального (по другому не скажешь!) пофигизма сделала свое дело. Посидели, полежали... но и только. На фаст-фуд все-таки не отважились.



Кушать пошли к "братьям по разуму", полякам. Мы уже давно поклонники их кухни.  Давиться бургерами и "фриттами" в то время, как рядом есть нормальная здоровая пища, было бы неумно. На оформлении польского павильона, должно быть, сказались ответные российские санкции. Нереализованных яблок сейчас в Польше хватает, вот и решили использовать здесь и яблоки и ящики. Зачем добру пропадать.



Хорошо головой подумали! Молодцы!



Сытые и отдохнувшие, решили быстрым темпом пробежать вдоль оставшихся павильонов. Заходить уже никуда не планировали. Не хватило бы ни времени, ни сил. Тем более, некоторые страны делали акцент только на ярком внешнем оформлении. Внутри посетителю, если это не заинтересованный клиент, желающий ознакомиться с товарами и заключить сделку, смотреть было нечего.



Нам вполне хватало этого внешнего. Оно радовало глаз и восхищало фантазией и оригинальностью. Германия, например, открылась нам с совершнно неожиданной стороны. Казалось бы, страна, чей лозунг по жизни "орднунг юбер аллес" - порядок превыше всего, должна  быть представлена основательным сооружением с прямыми углами и четкими пропорциями, а она взяла и вышла за рамки - выпустила ростки, лепестки, стручки и усики.



А вот Вьетнам можно было опознать и без надписи над входом.



Перелетная голубоногая олуша перелетела в Италию из далекого Эквадора. Надеюсь, эквадорцы не едят таких очаровательных пташек.



А вот за тайцев никто не поручится. По слухам, у них в пищу идет, практически, все, что шевелится (если бы реально у них драконы водились, ели бы и их)



Эмираты заинтриговали своей лаконичностью. Мы, может быть, и сунулись внутрь, но охранник у входа выглядел так, будто ему поручили обеспечивать безопасность сразу всех нефтяных скважин ОАЭ. И с работой он справляется: никому и в голову не приходит даже взглянуть на богатства шейхов.



У Катара дом - полная чаша... вернее корзина. Правда, чем она полна, мы так и не узнали.



Вообще, у меня осталось впечатление, что в погоне за внешними эффектами основная тема ушла немного в сторону и на первый план вышла демонстрация  новых стройматериалов и конструкций, а также  разнообразные приемы их использования.



Возможно поэтому в череду павильонов "про еду" вклинился вот этот, на первый взгляд чужеродный объект: павильон, похожий на унитаз, стилизованный под обрубок драконьего хвоста (или наоборот) является представительством китайской строительной компании "Ванке".



 Американский дом удивил своими скромными размерами. Он выглядел бы редкой дешевкой, если бы не фантастический водопад-реклама. Из-под флага периодически ниспадала вода, струи которой складывались в буквы.  Кстати, о флаге. Если бы какой-нибудь иностранец допустил такое вольное обращение с американским государственным символом, как отнеслись бы к этому "штатные" патриоты? Посчитали бы оскорблением национальных чувств или как? (поясню: на флаге вместо звезд тарелка нож и вилка.) Представляю себе другой вариант: на китайском флаге вместо четырех маленьких звездочек, окружающих большую, изобразили бы четырех пекинских уток... Скандал!



Азербайджанцы тоже свой флаг не сильно увАжили - завернули в него конфету. Правда, потом, вместе с конфетой, поставили на постамент.



Сам азербайджанский павильон смотрелся великолепно: волны Каспия, в которых голубеет... жемчужина, наверное. Жаль, не зашли, не поинтересовались, как там, в Азербайджане с...  нет, не с жемчугом, с морепродуктами.



Но все море- и прочие продукты моментально вылетают из головы, когда встречаешь ТАКОЕ!



Вернее - ТАКИХ! Вот бы верхом - и домой! И ведь, как специально, их четыре, каждому из нас по лошади. Но верхом, увы, не все умеют, так что это не вариант.



На рикше было бы неплохо... Но тут другая проблема: в одну таратайку мы все не поместимся.



Вот! Вот идеальный транспорт!  Ну-ка, попробуем: По щучьему веленью, по нашему хотенью!...Как там дальше?...



А дальше очень просто: пешком по длиннющей Главной аллее, потом по такому же длиннющему надземному переходу, потом 40 мин в метро, а там еще от вокзала метров 500 и мы дома!



Думаю, выживем!



Tags: Италия, Милан, ЭКСПО, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments