moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Южные берега озера Маджоре

Часть1. Анжера.
В порту Стрезы ожидаем скоростной катер. В наших планах сегодня - посетить два города на южной оконечности озера Маджоре, Анжеру и Арону.

1.JPG


Арона, как и Стреза, находится на западном, пьемонтском берегу, до нее по автомобильной дороге вдоль берега километров двадцать. Анжера лежит на восточном, ломбардском берегу, практически напротив Ароны.

2.JPG

Катер сначала заходит в Анжеру. Значит, с нее и начнем исследование южных берегов озера. Здесь мы наметили посетить Рокка ди Анжера, замок семейства Борромео. Наша цель видна пямо с пристани.

2.JPG

Но как только ступаешь на анжерскую набережную, вниманием завладевает не замок, а панорама противоположного берега. Пока моя семья просто любуюется пейзажем, я стараюсь найти взглядом ориентиры, по которым мы потом будем искать достопримечательность №2 на сегодня - Сакро Монте (Священную Гору) Сан Карло.

2.JPG

На северной границе Ароны возвышается живописная скала с отвесным склоном, но это не Сакро Монте. Я знала, что нужная нам гора находится дальше, за городом, по дороге на Стрезу, то есть, еще севернее, поэтому смещаю объектив правее...

2.JPG

...и точно, вот она! На ее склоне даже с другого берега можно рассмотреть то, ради чего в Арону приезжают как почитатели Святого Карло Борромео, так и просто любопытные туристы, вроде нас - огромную скульптуру, называемую Колоссо ди Сан Карло.
Святым мы займемся позже, после того, как осмотрим Анжерский замок, до которого от пристани, как нам показалось сначала, рукой подать. Однако потребовалось время чтобы отыскать проход к нему с набережной. Указателя не было, местные в ответ на наши расспросы пожимали плечами.

2.JPG

Наконец нам подвернулся краевед-любитель, который показал дорогу. Он же порадовал нас информацией, что до замка идти всего 500 метров. Обнадеженные , мы заспешили в указанном направлении.

2.JPG

Однако мы все шагали и шагали вперед, а улица не собиралась ни поворачивать в сторону замка, ни хоть как-то подниматься вверх.

2.JPG

Совершенно случайно мы заметили переулок и  первый указатель. Так вот какие 500 метров имел ввиду наш информатор! 500 - это только до этого поворота!

2.JPG

А дальше началось наше "любимое" - долгий утомительный подъем...

2.JPG

Иногда мы предпринимали попытки сократить путь, продираясь напрямик через кустарники, но времени и сил на это уходило много, а эффект был практически нулевой - замок, будто заколдованный, никак не хотел приближаться.

2.JPG

К заколдованным замкам логичнее подниматься в волшебной "зеленой карете"....

2.JPG

...или на худой конец, в обычной безпонтовой малолитражке. Не исключено, что из посетителей замка только мы припылили на вершину на своих двоих.

2.JPG

За входными воротами дорога продолжила медленно и неуклонно подниматься вверх, пока не вывела нас к очередным воротам.

15.JPG

В "преддверии" замка Маша решила присесть, чтобы перевести дух . Но тут расслабляться нельзя. Во-первых, потому, что впереди еще непочатый край работы, а во-вторых, это небезопасно: в заколдованном месте можно незаметно раствориться в мозаике камней.



Первый замковый двор... в общем, это и не двор даже, просто участок земли у внешней стены, которая смотрит на озеро.



Край площадки оформлен террасой с классической итальянской перголой, увитой виноградом.

16-1.JPG

Виды с холма подстать перголе - такие же стопроцентно итальянские: буйная зелень, терракотовые черепичные крыши, водная гладь... а на ней - островок! Удивительно, но клочок суши размером с носовой платок имеет имя собственное - изолино Партегора. Изолино явлляется частью природоохранной зоны с нетронутой человеком флорой и фауной.

16-1.JPG

Внутренний двор-колодец демонстрирует все виды кладки от начала строительства замка в 12 веке, до... ну, если судить по новехонькому лицевому камню на фасаде справа, то, наверное, до наших дней. Как большинство сооружений такого почтенного возраста, замок претерпел за свою историю не одну серьезную реконструкцию. Не надо быть специалистом, чтобы это заметить.

16-1.JPG

Интересно, а что думают специалисты по поводу этого каменного зверя? Мы признали в нем слона. Но что делает слон на севере Италии? И за что его в угол поставили? И не сопроводили при этом никакой табличкой с указанием возраста и прочих паспортных данных? И почему он такой маленький?... А может это... (забрежжила догадка)... игрушка? Ведь в замке, как мы узнали накануне Большой Прогулки, находится музей игрушек! Этот музей, собственно, был одной из причин, по которой мы вставили Анжеру в свои планы.

17-2.JPG

Уж если верхом кататься, то не на слонах, а на животных лучше для этого устроенных - на карусельных лошадках. Однако есть риск, что в какой-то момент в них проснутся инстинкты и страхи настоящих лошадей и они сорвутся в бешеный галоп, выскочат за пределы круга и разбегутся во все стороны.

17-2.JPG

...А все потому, что к их табуну неизвестно каким образом прибился лев. Вроде бы, опасный хищник ведет себя, как положено: скачет, вровень со всеми, агрессии не проявляет, но один вид его разинутой зубастой пасти, уже дает повод нервничать и ускоряться.

17-2.JPG

У лошадей свои страхи, у людей свои. Жертвой каких фобий был автор вот этой более чем странной "кукломатери"? В каком бредовом сне ему явился этот образ?

17-2.JPG

Глядя на некоторых кукол начинаешь понимать, почему они так часто становятся героями фильмов-ужастиков. Сосредоточенный "остекленевший" взгляд, растопыренные пальцы мертвенно-бледных рук и рубашонка, больше похожая на саван - что еще нужно, чтобы ваш ребенок стал заикой?

17-2.JPG

Клоуны тоже из этой серии. Некоторые дети их откровенно боятся. Застывшая на лице клоуна гримаса смеха - это все-таки больше про гримасу, а не про смех.

17-2.JPG

Игрушки - это калька со "взрослой" жизни во всех ее проявлениях и деталях. Так что музей игрушек вполне может считаться уменьшенной копией музеея быта. Но есть и попытки с помощью игрушек воспроизводить не только бытовое, обиходное, прикладное...

17-2.JPG

...но и отвлеченное, духовное (попыталась представить, как это играть не в дочки-матери, а в монахинь и церковную службу)



 И уж совсем душеспасительно - играть с куклой-инвалидом. У нас я таких никогда не встречала. И мое отношение к таким играм... сложное.



Сейчас растет возмущение по поводу засилья всяких монстров в мире игрушек. Раньше было не принято щекотать детям нервы пугающими образами фантастических тварей (нежити-младенцы и кривляки клоуны не в счет;  я думаю, современникам они казались милыми и смешными) Самыми "жуткими" в музее оказались клыкастые домашние бульдоги...



...да еще этот "жутко" орущий ребенок.



В противовес капризнику - целая витрина позитивных Кьюпи-доллс, пупсов-голышей с неизменной задорной улыбкой на румяной мордашке и лукавым взглядом. Кьюпи были популярны в начале прошлого века. Их создали на основе рисунка Купидона, опубликованного в женском журнале в 1909 году.



А вот еще одна интересная и в чем-то даже философская придумка: играя с куклами, которые играют с куклами, которые в свою очередь играют с куклами,  и так далее, ребенок невольно должен задуматься о бесконечности, о множественности миров, о соотношениях и пропорциях... Оооо куда меня занесло! Скорее всего самых больших в этом ряду кукол их малолетний владелец подвергнет примитивному раздеванию и расчесыванию, а маленьких в целях ознакомления засунет в рот и, подавившись, извлечет опыт, далекий от философского.



Экспозиция оформлена очень грамотно: экспонаты сгрупированы по времени создания, по странам, по фирмам-производителям. Основала музей в 1988 г. владелица замка, принцесса Бона из рода Борромео. Ее частная коллекция легла в основу собрания, которое и сейчас продолжает пополняться. В самом новом зале есть игрушки со всех концов света: китайские, эскимосские, африканские. Есть и наши - матрешки, но почему-то не обычные, а с лицами современных политиков.

27.JPG

Теперь отправимся в ту часть здания, где можно ознакомиться с историей замка и знаменитого семейства. То, что замок издавна принадлежал и принадлежит до сих пор роду Борромео, подтверждают гербы с Единорогом.



Изначально у замка были другие владельцы - местные епископы. В 14 веке их сменили миланские герцоги Висконти, но уже в 15-ом очередной представитель  этого рода продал Рокка ди Анжера своему казначею Виталиано Борромео.



Интерьеров сохранилось немного, но даже это немногое дает представление о том, как роскошно здесь было раньше.



Камин сохранился идеально, а вот фрескам не повезло, от них остались только фрагменты.



Где столовая, там должна быть и посуда, всякие тарелочки, блюдечки... А это что? Просто статуэтка для украшения стола или солонка с перечнецей? Интересно, кому какую роль назначил бы автор (имею ввиду НЕ автора статуэтки).

39.JPG

Тарелки украшены всевозможными рисунками: пейзажами, библейскими и историческими сюжетами... а на этой, должно быть, какая-то пословица или басня проиллюстрирована.

39.JPG

Мне же больше всего понравились комарики. Раньше, оказывается, тоже хватало приколистов - кто бы еще до такого додумался! Ведь весело же: съел гость угощение, а на дне тарелки дохлая букашка. Сюрприиииз!



Из большой столовой мы попали в еще одну, поменьше. В ней настенные росписи сохранились лучше, плиточный пол тоже. Тут почти не требуется включать воображение, чтобы мысленно воссоздавать обстановку. Можно предположить, что это было место не для торжественных приемов и пиров, а для повседневных трапез в семейном кругу.



У меня только остались вопросы к столу: действительно ТАКИМ пользовались герцоги, или время превратило его... в оригинальный дизайнерский объект.



Шкаф тоже показался довольно странным. Может, понятие "встроенная мебель" уже тогда было известно? Боковину шкафа подогнали к кривой стене помещения тютелька в тютельку - встроили в существующую реальность!



Самым интересным и старым оказался Зал Правосудия. В нем сохранились фрески 13-го века!



Готические своды потолка сплошь покрыты узорами. Каким чудом сохранились до наших дней и четкость линий и насыщенные цвета? Или это результат недавней реставрации? Итальянцы в этом деле непревзойденные умельцы.



В настенных росписях, к сожалению, утрачены целые фрагменты и если орнамент можно воссоздать по образу и подобию, то в сюжетных композициях такая самодеятельность будет сразу бросаться в глаза, как новая пуговица на старом платье.
Имя автора фресок неизвестно. Его называют просто: Мастер Анжера. Его работы в Зале Правосудия сыграли большую роль в становлении ломбардской живописи.

41-5.JPG

Смотришь на эти изображения и невольно думаешь: да уж, не всем быть леонардами... Но тут же вспоминаешь... Стоп! 13 век! До Леонардо и Высокого Возрождения - два века. Итальянская живопись еще в коротких штанишках ходит, а прочая европейская, та и вовсе - в пеленки...



Не было у Мастера Анжера этих двух веков на совершенствование... Дам ему возможность вступиться за свое творчество строками Шекспира:
"...И если бы я не отстал в пути,
С растущим веком мог бы я расти
И лучшие принес бы посвященья
Среди певцов иного поколенья..."



Может, потому меня так волнует и умиляет ранняя живопись, что она напоминает мне то, как я сама в детстве делала попытки изобразить окружающий мир или как позже трепетно изучала каракули наших чад, стараясь разглядеть в них искры таланта.
Кстати, чада, как им и положено, уже устремились вперед. Надо нагонять.



Пока я всматривалась в "лики прошлого", молодежь взяла новую высоту: поднялась на верхний открытый этаж-лоджию западного крыла замка - Ала Висконтеа (крыло Висконти)



И тут - виды!... Во-первых, на уже хорошо изученную нами Арону, которая вошла в кадр целиком - от маленькой портовой гавани на южной границе до приметной скалы на северной. На этой скале раньше стоял еще один замок, также принадлежавший семейству Борромео и потому носивший то же имя, Рокка Борромео (чтобы не было путаницы, анжерский теперь чаще зовут Рокка ди Анжера)  Во-вторых - на оборонительные бастионы с садами и виноградниками на них. За бастионами видна аллея стриженных деревьев, обрамляющих набережную и пристань.



Под стенами замка вдоль берега озера расположились виллочки, скромные, но такие очаровательные!



С другой стороны лоджии можно заглянуть в колодец двора, за стеной которого дальше, к востоку...



...раскинулась Анжера. Это курортный городок с населением около 6 тысяч человек. Из достопримов здесь есть 4 церкви разных лет постройки, археологический музей в старом палаццо и пещера с храмом языческого бога Митры.



В замке три башни. Главная, самая старая и высокая - Кастеллана. Две другие, более приземистые, носят имена своих владельцев, бывших, Висконти, и нынешних, Борромео. "Балкончик Джульетты" находится в одной из них.



Не могли не подняться на самый верх, на Кастеллану. Карабкаться по крутым лестницам удовольствием не назовешь, но после трудов, как всегда, нас ждет достойная награда.



Вот такая.

52-0.jpg

И такая.



Спускаясь вниз, наткнулись на любопытный рельеф. Что за странные животные? Чуть позже мы получили ответ на этот вопрос.



Точно! Там были изображены первобытные предки вот этих, с позволения сказать, лошадей. В ходе эволюции ноги у них так и не отросли, особенно у той, что справа.



Вернулись на набережную. Ожидаем паром, который переправит нас в Арону. На фото - тишина, покой, отдых, на деле - вокруг шум, суета, звуки сирен, полиция. В этот день оба города принимали у себя соревнования по триатлону.





Часть 2. Арона.
Заплыв триатлонцев с одного берега на другой мы не увидели. Может, это произошло чуть раньше, когда мы были в музее. А может, мы слишком увлеклись "сценическим плаваньем", во время которого гора со скалистым обрывом стала медленно, как бы красуясь, поворачиваться к нам другим боком. Мы смогли рассмотреть на ее плоской вершине живописный парк, раскинувшийся там, где раньше стоял замок. От замка остались только куски стен и несколько башен-руин. Благодарить за это надо "великого" Наполеона и его войска.





Если бы паром шел по кратчайшему пути, перпендикулярно берегам, то мы прибыли бы прямо к подножью горы. Там же находится главная площадь города. От нее было бы куда ближе до Сакро Монте. Но паром идет по диагонали, в самую дальнюю от Сан Карло точку Ароны.



Причина такого расположения порта - удобная гавань, и, может быть, близость вокзала. Хотя... скорее вокзал привязали к порту, чем наоборот. Ведь судоходство на озере существовало задолго до того, как появилось железнодорожное сообщение.
Тем, кто прибывает в город поездом, надо пройти всего несколько десятков метров, чтобы увидеть главную достопримечательность Ароны - вид на Анжерский замок.



Наверное, патриотично настроенные аронцы обиделись бы на меня за такое мнение и, отстаивая самоценность своего города, назвали бы немало собственных замечательных объектов, достойных внимания. Но даже в путеводителе по Ароне номером один стоит Набережная, прогуливаясь по которой можно любоваться... Анжерским замком!
Мы воспользуемся набережной, чтобы наиболее коротким путем, не плутая, пройти город из конца в конец, а потом двинуться дальше, к Сакро Монте.



Первый аронец, с которым мы познакомились, оказался капитаном. Есть волки морские, есть речные, этот - озерный. Арону часто называют воротами озера Маджоре и капитан призван "высоко нести знамя" этого звания (мысль про знамя появилась потому, что капитан держит в руке что-то вроде флагштока).



При отсутствии флага композицию могут украсить две барышни.



Пройти по набережной до главной площади, никуда не сворачивая, не получилось. Кое где старые здания стоят прямо у воды и их надо было обходить. Но, наконец, мы достигли пьяцца дель Попполо, Народной площади.



Город показался слегка запущенным и беспорядочным. На площади эти черты были усилены ремонтом церкви и тем бардаком, который обычно сопровождает массовые мероприятия.



Среди этого хаоса даже приличного вида старое палаццо с рестораном на первом этаже не выглядело "островком безопасности".



Эпицентром хаоса была финишная черта, отмеченная зеленой "триумфальной аркой". Арка ждала своих героев, в то время, как за ней...



...происходило что-то громкое, эмоциональное. Над этой суетой нависала развенчанная в недалеком прошлом гора. Ей была отведена роль безмолвного свидетеля.



Архитектурные древности выглядели лишними на этом празднике жизни. Кому придет в голову интересоваться историческими памятниками, когда история творится прямо здесь и сейчас!



Нам все же удалось найти укромный уголок - на самом краю площади. Нас приютила терраса ресторана, с которой можно было не только следить за тем, что происходит на площади, но и любоваться озером, парусниками, всхолмленными берегами и, опять-таки, замком. Единственное, чего мы здесь не получили - это прохлады. Несмотря на близость воды и ветерок, духота стояла нереальная. Стена ресторана полыхала жаром, как натопленная печь.



 После передышки снова отправились в путь и снова - вверх. Уклон был небольшим и мы бы вообще его не заметили, если бы не духота. Идти приходилось, как под водой, вкладывая в каждый шаг немалые усилия.

62.JPG

К тому же начала сказываться накопленная усталость.  Мы к этому моменту намотали приличный километраж, преодолев анжерский серпантин и Арону по всей ее длине. Кстати, Арона - самый большой город итальянского побережья Маджоре - целых 15000 населения! (есть еще Вербания, она покрупнее будет, но ее создали  совсем недавно, объединив административно три соседних городка).

62.JPG

Здесь я не замок в очередной раз снимала, а ресторанчик, разместившийся в кирпичной корзинке, которую водрузили на башню бывшей оборонительной стены.



Задача постепенно усложнялась. Сначала пешеходная часть стала Уже, что вынудило нас идти гуськом...



Потом на тротуаре исчез асфальт!



...и, в конце концов, пришлось вообще сворачивать с дороги и лезть в гору.



Оказывается, не все так плохо у нашей команды с энергетическими ресурсами! Некоторые еще в состоянии даже бегом припустить. Но надо помнить, что путь к священным местам не может быть ни быстрым, ни веселым, ни легким...



Если мы до этих пор не представляли точно, что такое тернии, то тут узнали. Может, биологический вид этого растения другой, но функции оно выполняло ровно те же: впивалось, царапало, опутывало и не пускало. Особенно от него досталось Маше - ее оголенным плечам. Пришлось потом раны пластырями заклеивать.



За прохождение полосы препятствий получили очередной приз в виде набора фотооткрыток с видами.



Наткнулись в зарослях на мемориальную табличку, посвященную местному поэту второй половины 19 века, который любил ходить пешком по этой тропе из Ароны в соседний городок Даньенте и обратно. Он посвятил своим походам сборник стихов. Мы с пониманием отнеслись к творчеству лирика, поскольку нас самих во время этой "прогулки" эмоции переполняли, правда изложить их в стихах или даже в прозе, используя только печатное слово, у нас вряд ли получилось.



Снова вышли на "столбовую дорогу". Может, все-таки стоило сесть в Ароне на туристический поезд и доехать до места, не напрягаясь? Поезд отправляется от привокзальной площади, проходит через Попполо... Но мы побоялись, что в связи с соревнованиями ждать придется слишком долго... И, действительно, пока мы шли по дороге ни поезд, ни другой какой общественный транспорт нам не повстречался и нас не обогнал.



 После того, как миновали придорожную часовню, замеченную еще с противоположного берега, увидели впереди церковь Сан Карло. Мы почти у цели!



Последний рывок, последние усилия...



...последние ступени!



Святой Карло Борромео уже несколько столетий непрерывно благословляет всех прихожан. Не исключает он из списка и "торгующих у храма". "Великое торжище" развернуло свои палатки прямо у ворот священной территории (хорошо, что хоть не прямо на ней)



На воротах можно увидеть Сан Карло в разрезе. Короткая справка о Колоссо: эскизы выполнил  Дж. Креспи в 1614 году. Проект осуществлен в 1698-м. На тот момент это была самая большая в мире статуя такого рода, то есть, выполненная из металлических листов, и, соответственно, полая внутри. Статуя Свободы только через 200 лет (в 1886 г.)  смогла ее превзойти.

76.JPG

Высота монумента - 35 метров, самой статуи - 23.4. Можно не только подняться на постамент, но и забраться на обзорную площадку, которая находится в голове.
Есть сведения, что сам Бартольди, автор Статуи Свободы, ставшей в наше время  символом Америки, приезжал сюда набираться опыта и идей. Не сомневаюсь, что он поднимался на самый верх. Мы от него не отстанем
По высоте итальянский монумент, конечно, сильно уступает американскому (46 метров статуя и 47 постамент), но учитывая высоту горы, на которой стоит Колоссо и экстремальные условия подъема...



...впечатлений нам должно хватить.



Первый этап "великого восхождения" - подъем по винтовой лестнице на постамент.



Находясь у подножья статуи, можно хорошо рассмотреть, как листы меди состыкованы и как соединены друг с другом заклепками.

92.JPG

С постамента открывается вид на прилегающую площадь. На нее выходят Колледжио Филиппи (справа) и церковь Сан Карло (слева). Внутри церкви находится воссозданная комната  аронского замка, та самая, в которой родился будущий святой.



Карло Борромео был самым выдающимся представителем своей фамилии. Он был архиепископом Милана, борцом за моральную чистоту церкви, автором обновленных уставов монашеских орденов, но известность и народное признание он получил за свою подвижническую деятельность во время эпидемии чумы. Он ухаживал за больными, помогал осиротевшим, совершал обряды над усопшими. После своей смерти в 1584 году он был канонизирован спустя всего 26 лет (очень быстро, по католическим меркам)



Самый красивый снимок за этот день.



Внутри статуи нам сначала предстояло преодолеть еще одну винтовую лестницу, после которой нужно было взбираться по вертикальной лестнице типа пожарной.



Увидев такую перспективу Маша спасовала и со слезами вернулассь на постамент.



Мы -остальные трое верхолазов - ступенька за ступенькой добрались до шеи. Еще немного и проникнем в черепную коробку! (У кого в голове нет своих тараканов? Но почувствовать себя тараканом в чужой голове - это что-то новенькое!)



Голова изнутри выглядит... почти демонически. Наверное, в этом есть какой-то потаенный смысл, но разбираться в смыслах времени не было, нужно было исполнить задуманное и вернуться поскорее к испуганной Маше.



Действие первое - посидеть на подбородке. Для этого не надо быть акробатом. Подбородок святого - место для сидения удобное, почти кресло. И подлокотники  есть - изогнутые полукругом губы.



Действие второе - выглянуть наружу через дырочки глаз и...  увидеть мир с точки зрения святого! Некоторые проспекты вещают: со смотровой площадки в голове статуи открываются незабываемые виды, но это вранье. Если кому-то прикольно рассматривать пейзаж в замочную скважину, то - да, приколоться здесь можно. Четыре раза  (можно смотреть в оба глаза и через уши - в них тоже есть отверстия).



Но супер-аттракцион - это лестница! При спуске вниз главное не расслабляться от радостной мысли: мы-таки сделали это!



Так выглядят Победители!



Вниз по лестнице ведущей к свету!



Маша, кончно, дико расстроена... то ли тем, что не смогла преодолеть свой страх, то ли тем, что мы не поддержали ее панические настроения.

94.JPG

Кто же утешит обиженную, как не Святой!



Ни утешения святого, ни мороженое, ни наши советы "выкинуть статую из головы" не помогали. Настроение исправил вовремя подоспевший поезд. Соревнования закончились и движение возобновилось. Проделать обратный путь в считанные минуты - на это мы уже и не надеялись



Просто счастье - катить с ветерком вниз по той дороге, по которой еще совсем недавно медленно, обливаясь семью потами, брели вверх.



Конец маршрута - привокзальная площадь.



Вокзал - впереди, а справа...Ооооо, Отель АтлантИк! Четыре звезды! "Бриллиантовая рука" сразу вспомнилась.



На вокзале сняла картину неизвестного автора. На ней изображена Арона начала 20 века (если судить по колесным пароходам) Вид со стороны порта.



Жара разморила и свалила с ног даже молодых, рельсы вот-вот начнут плавиться. Градус настроения тоже высок, но не благодаря погодным условиям, а вопреки им. Радостно, что выполнили все, что запланировали и совсем скоро будем дома, в Стрезе!



Напоследок вопрос для самых внимательных: сколько раз за этот день сменила обувь Маша и сколько Лена?



Tags: Анжера, Арона, Италия, замок, колосс, музей, музей игрушек, озеро Маджоре, статуя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments