moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Южные берега озера Маджоре. Часть 1. Анжера

Решили посвятить целый день "исследованию" южных берегов озера Маджоре.  В планах было - посетить два города на самой южной оконечности озера - Анжеру и Арону.
Я заранее собрала информацию об этих городах. Проездка обещала быть насыщенной и интересной, поэтому в целях экономии времени и сил в качестве транспорта выбрали скоростной катер. Он движется быстро, без качки и делает минимум остановок в пути.

1.JPG

Арона, как и Стреза, находится на западном, пьемонтском берегу, до нее по автомобильной дороге вдоль берега километров двадцать. Анжера лежит на восточном, ломбардском берегу, практически напротив Ароны.

2.JPG

Катер сначала заходит в Анжеру. Значит, с нее и начнем.
Здесь мы наметили посетить Рокка ди Анжера, замок семейства Борромео. Наша цель видна пямо с пристани.

2.JPG

Но как только ступаешь на анжерскую набережную, вниманием завладевает не замок, а панорама противоположного берега.
Пока моя семья просто любуюется пейзажем, я стараюсь отметить взглядом ориентиры, по которым мы потом будем искать достопримечательность №2 на сегодня - Сакро Монте (Священную Гору) Сан Карло.

2.JPG

На северной границе Ароны возвышается живописная скала с отвесным склоном, но это не Сакро Монте. Я знала, что нужная нам гора находится дальше, за городом, по дороге на Стрезу, то есть, еще севернее, поэтому смещаю объектив правее...

2.JPG

...и точно, вот она! На ее склоне даже с другого берега можно рассмотреть то, ради чего в Арону приезжают как почитатели Святого Карло Борромео, так и просто любопытные туристы, вроде нас - огромную скульптуру, называемую Колоссо ди Сан Карло.
Святым мы займемся позже, после того, как осмотрим Анжерский замок, до которого от пристани, как нам показалось сначала, рукой подать. Однако потребовалось время чтобы отыскать проход к нему с набережной. Указателя не было, местные в ответ на наши расспросы пожимали плечами.

2.JPG

Наконец нам подвернулся краевед-любитель, который показал дорогу. Он же порадовал нас информацией, что до замка идти всего 500 метров. Обнадеженные , мы заспешили в указанном направлении.

2.JPG

Однако мы все шагали и шагали вперед, а улица не собиралась ни поворачивать в сторону замка, ни хоть как-то подниматься вверх.

2.JPG

Совершенно случайно мы заметили переулок и  первый указатель. Так вот какие 500 метров имел ввиду наш информатор! 500 - это только до этого поворота!

2.JPG

А дальше началось наше "любимое" - долгий утомительный подъем...

2.JPG

Иногда мы предпринимали попытки сократить путь, продираясь напрямик через кустарники, но времени и сил на это уходило много, а эффект был практически нулевой - замок, будто заколдованный, никак не хотел приближаться.

2.JPG

К заколдованным замкам логичнее подниматься в волшебной "зеленой карете"....

2.JPG

...или на худой конец, в обычной безпонтовой малолитражке. Не исключено, что из посетителей замка только мы припылили на вершину на своих двоих.

2.JPG

За входными воротами дорога продолжила медленно и неуклонно подниматься вверх, пока не вывела нас к очередным воротам.

15.JPG

В "преддверии" замка Маша решила присесть, чтобы перевести дух . Но тут расслабляться нельзя. Во-первых, потому, что впереди еще непочатый край работы, а во-вторых, это небезопасно: в заколдованном месте можно незаметно раствориться в мозаике камней.



Первый замковый двор... в общем, это и не двор даже, просто участок земли у внешней стены, которая смотрит на озеро.



Край площадки оформлен террасой с классической итальянской перголой, увитой виноградом.

16-1.JPG

Виды с холма подстать перголе - такие же стопроцентно итальянские: буйная зелень, терракотовые черепичные крыши, водная гладь... а на ней - островок! Удивительно, но клочок суши размером с носовой платок имеет имя собственное - изолино Партегора. Изолино явлляется частью природоохранной зоны с нетронутой человеком флорой и фауной.

16-1.JPG

Внутренний двор-колодец демонстрирует все виды кладки от начала строительства замка в 12 веке, до... ну, если судить по новехонькому лицевому камню на фасаде справа, то, наверное, до наших дней. Как большинство сооружений такого почтенного возраста, замок претерпел за свою историю не одну серьезную реконструкцию. Не надо быть специалистом, чтобы это заметить.

16-1.JPG

Интересно, а что думают специалисты по поводу этого каменного зверя? Мы признали в нем слона. Но что делает слон на севере Италии? И за что его в угол поставили? И не сопроводили при этом никакой табличкой с указанием возраста и прочих паспортных данных? И почему он такой маленький?... А может это... (забрежжила догадка)... игрушка? Ведь в замке, как мы узнали накануне Большой Прогулки, находится музей игрушек! Этот музей, собственно, был одной из причин, по которой мы вставили Анжеру в свои планы.

17-2.JPG

Уж если верхом кататься, то не на слонах, а на животных лучше для этого устроенных - на карусельных лошадках. Однако есть риск, что в какой-то момент в них проснутся инстинкты и страхи настоящих лошадей и они сорвутся в бешеный галоп, выскочат за пределы круга и разбегутся во все стороны.

17-2.JPG

...А все потому, что к их табуну неизвестно каким образом прибился лев. Вроде бы, опасный хищник ведет себя, как положено: скачет, вровень со всеми, агрессии не проявляет, но один вид его разинутой зубастой пасти, уже дает повод нервничать и ускоряться.

17-2.JPG

У лошадей свои страхи, у людей свои. Жертвой каких фобий был автор вот этой более чем странной "кукломатери"? В каком бредовом сне ему явился этот образ?

17-2.JPG

Глядя на некоторых кукол начинаешь понимать, почему они так часто становятся героями фильмов-ужастиков. Сосредоточенный "остекленевший" взгляд, растопыренные пальцы мертвенно-бледных рук и рубашонка, больше похожая на саван - что еще нужно, чтобы ваш ребенок стал заикой?

17-2.JPG

Клоуны тоже из этой серии. Некоторые дети их откровенно боятся. Застывшая на лице клоуна гримаса смеха - это все-таки больше про гримасу, а не про смех.

17-2.JPG

Игрушки - это калька со "взрослой" жизни во всех ее проявлениях и деталях. Так что музей игрушек вполне может считаться уменьшенной копией музеея быта. Но есть и попытки с помощью игрушек воспроизводить не только бытовое, обиходное, прикладное...

17-2.JPG

...но и отвлеченное, духовное (попыталась представить, как это играть не в дочки-матери, а в монахинь и церковную службу)



 И уж совсем душеспасительно - играть с куклой-инвалидом. У нас я таких никогда не встречала. И мое отношение к таким играм... сложное.



Сейчас растет возмущение по поводу засилья всяких монстров в мире игрушек. Раньше было не принято щекотать детям нервы пугающими образами фантастических тварей (нежити-младенцы и кривляки клоуны не в счет;  я думаю, современникам они казались милыми и смешными) Самыми "жуткими" в музее оказались клыкастые домашние бульдоги...



...да еще этот "жутко" орущий ребенок.



В противовес капризнику - целая витрина позитивных Кьюпи-доллс, пупсов-голышей с неизменной задорной улыбкой на румяной мордашке и лукавым взглядом. Кьюпи были популярны в начале прошлого века. Их создали на основе рисунка Купидона, опубликованного в женском журнале в 1909 году.



А вот еще одна интересная и в чем-то даже философская придумка: играя с куклами, которые играют с куклами, которые в свою очередь играют с куклами,  и так далее, ребенок невольно должен задуматься о бесконечности, о множественности миров, о соотношениях и пропорциях... Оооо куда меня занесло! Скорее всего самых больших в этом ряду кукол их малолетний владелец подвергнет примитивному раздеванию и расчесыванию, а маленьких в целях ознакомления засунет в рот и, подавившись, извлечет опыт, далекий от философского.



Экспозиция оформлена очень грамотно: экспонаты сгрупированы по времени создания, по странам, по фирмам-производителям. Основала музей в 1988 г. владелица замка, принцесса Бона из рода Борромео. Ее частная коллекция легла в основу собрания, которое и сейчас продолжает пополняться. В самом новом зале есть игрушки со всех концов света: китайские, эскимосские, африканские. Есть и наши - матрешки, но почему-то не обычные, а с лицами современных политиков.

27.JPG

Теперь отправимся в ту часть здания, где можно ознакомиться с историей замка и знаменитого семейства. То, что замок издавна принадлежал и принадлежит до сих пор роду Борромео, подтверждают гербы с Единорогом.



Изначально у замка были другие владельцы - местные епископы. В 14 веке их сменили миланские герцоги Висконти, но уже в 15-ом очередной представитель  этого рода продал Рокка ди Анжера своему казначею Виталиано Борромео.



Интерьеров сохранилось немного, но даже это немногое дает представление о том, как роскошно здесь было раньше.



Камин сохранился идеально, а вот фрескам не повезло, от них остались только фрагменты.



Где столовая, там должна быть и посуда, всякие тарелочки, блюдечки... А это что? Просто статуэтка для украшения стола или солонка с перечнецей? Интересно, кому какую роль назначил бы автор (имею ввиду НЕ автора статуэтки).

39.JPG

Тарелки украшены всевозможными рисунками: пейзажами, библейскими и историческими сюжетами... а на этой, должно быть, какая-то пословица или басня проиллюстрирована.

39.JPG

Мне же больше всего понравились комарики. Раньше, оказывается, тоже хватало приколистов - кто бы еще до такого додумался! Ведь весело же: съел гость угощение, а на дне тарелки дохлая букашка. Сюрприиииз!



Из большой столовой мы попали в еще одну, поменьше. В ней настенные росписи сохранились лучше, плиточный пол тоже. Тут почти не требуется включать воображение, чтобы мысленно воссоздавать обстановку. Можно предположить, что это было место не для торжественных приемов и пиров, а для повседневных трапез в семейном кругу.



У меня только остались вопросы к столу: действительно ТАКИМ пользовались герцоги, или время превратило его... в оригинальный дизайнерский объект.



Шкаф тоже показался довольно странным. Может, понятие "встроенная мебель" уже тогда было известно? Боковину шкафа подогнали к кривой стене помещения тютелька в тютельку - встроили в существующую реальность!



Самым интересным и старым оказался Зал Правосудия. В нем сохранились фрески 13-го века!



Готические своды потолка сплошь покрыты узорами. Каким чудом сохранились до наших дней и четкость линий и насыщенные цвета? Или это результат недавней реставрации? Итальянцы в этом деле непревзойденные умельцы.



В настенных росписях, к сожалению, утрачены целые фрагменты и если орнамент можно воссоздать по образу и подобию, то в сюжетных композициях такая самодеятельность будет сразу бросаться в глаза, как новая пуговица на старом платье.
Имя автора фресок неизвестно. Его называют просто: Мастер Анжера. Его работы в Зале Правосудия сыграли большую роль в становлении ломбардской живописи.

41-5.JPG

Смотришь на эти изображения и невольно думаешь: да уж, не всем быть леонардами... Но тут же вспоминаешь... Стоп! 13 век! До Леонардо и Высокого Возрождения - два века. Итальянская живопись еще в коротких штанишках ходит, а прочая европейская, та и вовсе - в пеленки...



Не было у Мастера Анжера этих двух веков на совершенствование... Дам ему возможность вступиться за свое творчество строками Шекспира:
"...И если бы я не отстал в пути,
С растущим веком мог бы я расти
И лучшие принес бы посвященья
Среди певцов иного поколенья..."



Может, потому меня так волнует и умиляет ранняя живопись, что она напоминает мне то, как я сама в детстве делала попытки изобразить окружающий мир или как позже трепетно изучала каракули наших чад, стараясь разглядеть в них искры таланта.
Кстати, чада, как им и положено, уже устремились вперед. Надо нагонять.



Пока я всматривалась в "лики прошлого", молодежь взяла новую высоту: поднялась на верхний открытый этаж-лоджию западного крыла замка - Ала Висконтеа (крыло Висконти)



И тут - виды!... Во-первых, на уже хорошо изученную нами Арону, которая вошла в кадр целиком - от маленькой портовой гавани на южной границе до приметной скалы на северной. На этой скале раньше стоял еще один замок, также принадлежавший семейству Борромео и потому носивший то же имя, Рокка Борромео (чтобы не было путаницы, анжерский теперь чаще зовут Рокка ди Анжера)  Во-вторых - на оборонительные бастионы с садами и виноградниками на них. За бастионами видна аллея стриженных деревьев, обрамляющих набережную и пристань.



Под стенами замка вдоль берега озера расположились виллочки, скромные, но такие очаровательные!



С другой стороны лоджии можно заглянуть в колодец двора, за стеной которого дальше, к востоку...



...раскинулась Анжера. Это курортный городок с населением около 6 тысяч человек. Из достопримов здесь есть 4 церкви разных лет постройки, археологический музей в старом палаццо и пещера с храмом языческого бога Митры.



В замке три башни. Главная, самая старая и высокая - Кастеллана. Две другие, более приземистые, носят имена своих владельцев, бывших, Висконти, и нынешних, Борромео. "Балкончик Джульетты" находится в одной из них.



Не могли не подняться на самый верх, на Кастеллану. Карабкаться по крутым лестницам удовольствием не назовешь, но после трудов, как всегда, нас ждет достойная награда.



Вот такая.

52-0.jpg

И такая.



Спускаясь вниз, наткнулись на любопытный рельеф. Что за странные животные? Чуть позже мы получили ответ на этот вопрос.



Точно! Там были изображены первобытные предки вот этих, с позволения сказать, лошадей. В ходе эволюции ноги у них так и не отросли, особенно у той, что справа.



Вернулись на набережную. Ожидаем паром, который переправит нас в Арону. На фото - тишина, покой, отдых, на деле - вокруг шум, суета, звуки сирен, полиция. В этот день оба города принимали у себя соревнования по триатлону.


 Далее - отправляемся в Арону
Tags: Анжера, Италия, замок, музей, музей игрушек, озеро Маджоре, путешествие
Subscribe

  • Дюжина Венеций в моем багаже

    Венеция - она одна. Неповторимая, удивительная, впечатляющая, вызывающая бурные эмоции - у каждого свои. Не смолкают споры о том, считать ли ее…

  • Ханой в десяти кадрах

    О Вьетнаме и о его столице Ханое мне бы хотелось рассказать подробно, не упуская из виду все те детали, которые не слишком бросаются в глаза, но…

  • ...Шла вторая коронавирусная весна...

    Когда начиналось всё то, в чем мы сейчас по уши, я была, наверное, самым большим оптимистом. Мне казалось, что неделя-другая, ну, месяц от силы, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments