moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Безмолвные "актеры" второго плана в советских фильмах

Восьмого марта, в женский день, попалась (в который уже раз!) на крючок "Служебный роман". Я бы не стала тратить время на очередной его просмотр, но фильмом неожиданно заинтересовалась моя 17-летняя дочь и мне стало любопытно, какой будет ее реакция на комедию прошлых лет. Несмотря на то, что мое чадо и близко не представляет себе реалий советского быта и мало что пока смыслит в служебных отношениях, всё, о чем идет речь в фильме, она восприняла, как надо - смеялась, смущалась и возмущалась и, что важно, досмотрела до самого конца! Но я, собственно, хотела про другое рассказать.
Поскольку мне все сюжетные ходы и все смешные эпизоды давно знакомы, я невольно стала обращать внимание на другое - на детали. И вот что заметила:
Деталь первая: мраморная коленка. Она появляется в начале фильма. Бубликов сидит рядом с лестницей, которую эта коленка украшает. Кому она принадлежит?



Позже показывают общий план помещения. Хоть и мельком, но можно заметить обладательницу коленки.



Скульптура полуобнаженной девушки за время фильма не раз появляется в кадре среди рабочей обстановки советского учреждения ... Тот, кто увлечен сюжетом, вряд ли задержит на ней свой взгляд, а вот если мысли свободны от сопереживания главным героям, то можно успеть не только рассмотреть "героиню второго плана", но и вспомнить о встрече с ней в другом кинопроизведении.



Чтобы не было ошибки, проверила себя с помощью ЮТюба. Точно! Это она в "Формуле любви" Марка Захарова!  Только у него мраморная девушка уже не просто интерьерная вещь. Она полноправный участник истории.



Поэтому ей уделяется куда больше внимания. Её показывают в разных ракурсах. Есть и крупные планы.



"Героиня не "сидит на месте" - перемещается. С ней даже в конце фильма случается казус - она оказывается свергнутой со своего пьедестала.



Решила расспросить Сеть, замечено ли было кем-то до меня участие одной и той же мраморной дивы по имени Галатея, в двух разных фильмах. И, да - Америку я не открыла. Интернет сообщил не только об отмеченных мной, но и о некоторых других появлениях на экране этой необычной "актрисы". В частности, у нее есть мимолетная роль в фильме "Бег".



Но вернусь опять к "Служебному роману", поскольку в нем есть еще один неодушевленный персонаж, достойный упоминания.
В отличие от первого, вернее от первой - от Галатеи, с этим "опознанным летающим объектом", Пегасом, главные герои фильма входят в прямой контакт.



Пока Новосельцев, обливаясь потом, стоит в обнимку с крылатым конем, можно заметить, что к мифическому созданию прилагается еще и человеческая фигура. Это Персей который борется с диким скакуном-летуном, чтобы его оседлать. Самое интересное, что  раньше я этого красивого голого мужчину, слившегося в одно целое с животным, в упор не видела. Впрочем, и герои фильма, обсуждая увесистый подарок, говорят только о коне (называя его лошадью)...



...точно так же, как и в "Бриллиантовой руке", где эта парочка - Пегас и Персей - появляется на несколько секунд. Заметить, что это скульптурная группа, а не только конь, мало кто из зрителей успевает, но фразу "А у вас есть такой же, только без крыльев", я думаю, помнят все.



О Пегасе с Персеем,  как и о Галатее, интернет сообщает еще много фактов их "работы" в кино. Но я о них не буду. Мне интересно  рассказывать о тех находках, которые я сделала сама  (пусть даже потом выясняется, что о них давно известно).
Однако у меня есть еще одно наблюдение, которому уже много лет, и пока я нигде никаких обсуждений на эту тему не встречала. Вполне может быть, что плохо искала. Ну, да ладно, не это ведь главное. Вот оно, моё любимое:
Готические стулья! Их сложно назвать героями картин, они даже на второстепенных персонажей не тянут, в лучшем случае - массовка, но учитывая то, сколько раз и в каких фильмах они появлялись на экране, и как фон, и крупным планом, назвать их реквизитом язык не поворачивается.
Отслеживать эпизоды карьеры этих "фактурных актеров" я стала давно, еще в юности, когда фильмы с их участием только появлялись в прокате. Но поскольку записей не вела, вспомнить все сейчас не смогу.
Вот то, что всплыло в памяти:
1. "Чёрная стрела" - Экранизация исторической приключенческой повести Стивенсона о времени войны Алой и Белой Розы (1985)



Присутствие в английском замке такой мебели в 15 веке  вполне обоснованно.



Здесь не один-два стула - целый гарнитур.



2. Опять Марк Захаров, его "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Как и в "Черной стреле", стулья в замке (на этот раз немецком) выглядят уместно.



3. И снова Захаров, "Убить Дракона" (1988). Как и "Мюнхгаузен", это сказка для взрослых или, как сейчас говорят, фэнтези. Или притча.  Действие происходит в вымышленном мире, а имя главного героя, Ланселот, отсылает к средневековым рыцарским романам, поэтому и здесь "готическая " тема вписывается очень хорошо.



Вот актер встал и его место в центре кадра занял мой "подследственный"



Еще один эпизод из "Дракона", в котором наблюдается скопление эффектных стульев со спинками, похожими на уменьшенные фасады готических церквей.



Можно рассмотреть изящную "розу". В каждой готической церкви есть такой элемент - круглое окно над входом.



4. Присутствие таких откровенно "западных"  мотивов в пушкинской "Сказке о царе Салтане" (1966), оформленной в "русском стиле", выглядит немного странно.



Но на то она и сказка - в ней можно всё. Главное, чтобы красиво. (И ведь красиво же! Голубкина - прелесть и стулья не хуже)



5. Не только в сказках играли мои любимчики. Они были замечены мной в пятом фильме киноэпопеи "Освобождение", в "Битве за Берлин" (1971).
Действие происходит в замке недалеко от столицы Рейха и стулья здесь смотрятся так естественно, будто именно это место и есть их родина.
(Почему нет? Можно предположить, что гарнитур был трофеем и попал на "Мосфильм" после войны. Кстати говоря, все упомянутые ленты произведены на "Мосфильме")



Жуков-Ульянов играет на баяне, сидя на готическом стуле.



Потом он откладывает инструмент, встает, уходит. На мгновение стул остается в кадре один. Очередное мгновение славы!



Думаю, можно не продолжать. И так видно, что с реквизитом даже на лучшей советской киностудии было не густо. Вот и получалось, что одни и те же предметы кочевали из фильма в фильм. Впрочем, это не мешало их авторам создавать настоящие художественные произведения, которые не теряют привлекательности и в наши дни.
Tags: курьезы, реквизит, советское кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments