moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Белорусский "Остров Мурано"

Я давно планировала посетить старейший в Беларуси Березовский стекольный завод "Нёман", но попала туда, можно сказать, случайно - со школьной экскурсией. Меня попросили поехать в качестве сопровождающей (Теперь осталось дождаться какой-нибудь оказии, чтобы "вынужденно" МАЗ посетить - тоже очень хочется, да все никак не выберусь).
Продукция стеклозавода "Неман" у нас широко разрекламирована,  чуть не в каждом городе есть фирменные магазины, но мне было интересно посмотреть, каким образом создают всю ту красоту, что в них продается. А после того, как я побывала в Венеции, на острове Мурано - в одном из древнейших центров производства художественного стекла в Европе и стала свидетелем аттракциона для туристов изготовления стеклянных безделушек  в специальном демонстрационном цеху - стало вдвойне интересно увидеть настоящее производство.



Датой основания завода считается 1883 год,  когда здешний помещик Ленский начал строить стекольный заводик в лесу у Старой Гуты. Гутами назывались избы или навесы с печами для выплавки стекла. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ещё до Ленского в этих местах занимались мелким производством изделий из стекла. Стеклотара стала особенно востребована после открытия по соседству, в Лиде, пивзавода (1876). Ленский занимался в основном выпуском пивных бутылок. Позже, в 1891 году он сдал свой завод в аренду двум предприимчивым мастерам-стеклоделам - Краевскому и Столле, которые стали расширять бизнес, построив уже собственную, Новую Гуту и выкупив еще один завод. Потом они посчитали логичным собрать все мощности в одном месте. Так около поселка Березовка возникло объедененное предприятие, а поселок благодаря ему со временем превратился в небольшой городок. К 1911 году торговая марка "Неман" могла уже предложить покупателю 1828 видов изделий - от общедоступной посуды, плафонов и дверных ручек до шикарных сервизов и изысканных ваз. Первая Мировая, революция, гражданская война... не способствовали развитию предприятия, выпускающего такие хрупкие вещи... Ну а Вторая Мировая уничтожила завод практически до основания. Все цеха, которые мы видим сегодня, были отстроены с нуля в послевоенное время. Выглядят они местами не слишком эстетично...



...но большая часть корпусов постепенно покрывается  металлическим панцирем "фирменного" синего цвета.



Территория завода аккуратная, ухоженная. Кое-где видны попытки придать ей вид фойе перед главным "театральным залом" со сценой, на которой в реальном времени проходит интереснейшее предствление...



Я поначалу смотрела на "сцену" с задних рядов. Но даже издали, через головы стоящих впереди,  действие, которое разворачивалось на фоне необычных декораций, производило завораживающее впечатление.



Я дождалась, когда экскурсовод поведет детей дальше, чтобы рассмотреть внимательнее всё, что там было...
А был там... круглый подиум, в центре которого жарко полыхали печи. И были в кругу "действующие лица и исполнители", каждый из которых двигался в заданном темпе, определенном его ролью в этой загадочной сложной системе: мастера - медленно и плавно, подмастерья - четко и ритмично, девочки на побегушках - быстро и суетливо. И  этот танец-круговорот сопровождался гулом печных топок, гудением вентиляторов, стуком и звоном... Единственное чего не было слышно - людских голосов.



Не знаю почему, но у меня осталось стойкое ощущение, что круг вращался! Адский жёрнов, движимый скрытым в недрах огнем, переваривал стекольное сырьё, пускал его в оборот, отделяя, в конце концов, "зерна от плевел" - хорошие красивые вещицы шустрые чертята горяченькими выхватывали и несли в закрома, а всё негодное отправлялось по жестяным желобам в небытие.



Даже если бы я весь день простояла там, пытаясь понять как и что происходит,  все равно вопросов осталось бы больше чем ответов.
Как у них получается делать вручную, на глаз, все бокалы (чашки, рюмки) одной модели одинаковыми? Так, чтобы и размеры и пропорции совпадали? И чтобы изделие не перекосилось и чтобы ручки и ножки оказались приклеенными там, где надо?...



Эти фокусники ничего не скрывали. Всем своим видом они как-будто говорили: следите за руками! Я и следила, но ничего такого, что помогло бы мне проникнуть в тайну мастерства, не заметила.



Сейчас один из творцов перережет пуповину и отправит свое создание в грозный и опасный мир...



Вот его уже подхватила перелетная птица и понесла в клюве - навстречу судьбе...



Всё, что получается ладным и правильным, отправляется в пасть металлическому Молоху, который непрерывно заглатывает приношения...



Жаль, что не сняла вот эту картину на видео. Можно было бы потом наложить музыку... Даже знаю какую - "Танец рыцарей" Прокофьева. Классный клип получился бы! ...А если бы еще карусель, действительно, двигалась!.. Картина Ада получилась бы законченной.



Это тоже Ад, только Ад после Конца Всего, еще более страшный, чем действующий - покрытый пылью и полиэтиленом.



В следующем цеху мои не в меру разгулявшиеся фантазии поутихли. Здесь всё было более менее понятно и статично.



Здесь красивые девушки делали красивые гравировки...



...превращали обычную посуду в хрусталь. Вряд ли сейчас у кого-то при звонком звуке этого слова (хрусталлль!) сердце забьется быстрее, а ведь раньше столько всего в нем слышалось: роскошь, престиж, успех, дефицит!..



В этом же цеху немного в сторонке огнедышащее многоголовое желтошеее чудище, посаженное на привязь, отрабатывает повинность...

1.JPG

... наносит серебристые следы на края бокалов.



Процесс красивый, а вот результат... не сказала бы.



Строгую Даму де ОТК можно было бы избрать "лицом"  всепланетной Лиги Контролеров.



В упаковочном цеху всё не так напряженно, но и здесь нельзя позволить легкомысленному звону чарок задурить голову.  Надо быть внимательным, не сбиться со счета, не допустить пересортицы.



Совсем просто обстоит дело с теми изделиями, которым упаковка не требуется. (Тут главное не совешить ту же ошибку, что Трус в "Операции "Ы", когда из похожей стопки он вытянул один, самый нижний сосуд. Каким был эффект, я думаю, все помнят)



Всё, что мы видели до этого в цехах - это ширпотреб, пусть и вполне симпатичный.
В начальственных кабинетах хранятся изделия более солидные, выполненные по индзаказу (как удивительно легко держит наша экскурсовод многокилограмовые кубки! правду говорят - своя ноша не тянет!)
Но настоящий эксклюзив находится не здесь, а в отдельном здании, в котором целый этаж отведен под Музей.



Главный зал Музея оформлен витражами. На центральном изображен стеклодув, на правом - гравер...



...а кто на левом? Одно из двух: или это художник, который вынашивает идею нового произведения из стекла или... упаковщица.



В музее хранят вышедшее из употребления оборудование - штамповочный пресс. Сейчас многие виды посуды тоже производят методом штамповки, но используют для этого более современные агрегаты.  На старых фотографиях - история завода от "отцов-основателей" до наших дней.



Вряд ли я стала бы снимать эти бледные мутные изделия, если бы случайно не глянула на дату: 1910 год! Это самые старые образцы продукции в Музее - "Прибор для ликера, стекло, матирование, шлифовка" и "Притиск (что за зверь такой?)  с цветами"



Коллекция двадцатых годов тоже не отличается яркими красками. Некоторые модели выглядят необычно, другие, наоборот, напоминают что-то очень знакомое. Фруктовница с гроздьями винограда и прямоугольное блюдо имелись, мне кажется, когда-то давно у нас дома.



Блюда и салатницы с окантовками из шариков встречала в продаже совсем недавно.



Сталинский ампир, он и в посуде - сталинский ампир! 1950 год, "Приборы для вина и воды". А еще написано - "Стакан", но, наверное, имелась ввиду всё-таки "Ваза"

25.JPG

Без всяких сомнений - Ваза! Тоже 1950 год.



Шестидесятые годы. Оттепель! Разрешено расслабиться. И шутить. Даже на алкогольную тему.
По центру - "Шутейные бокалы "Барыни". Интересно, если их перевернуть, то есть, поставить как следует, на ножку, они устоят? А в наполненном виде?
Слева "Прибор для коньяка "Наседка" (можно заметить, что стаканчики наполовину прячутся под графином)
Справа - "Лошадка", совсем непохожая на муранских лошадок-"пятиминуток".



Еще теплее! (Неужели мастеров стали выпускать за границу - опытом обмениваться? Пусть не в Италию, хотя бы в Чехословакию. Чешское цветное стекло, помню, у нас очень ценилось)



Конец 70-х - начало 80-х. Расцвет застоя. В стекле это почувствовалось не сразу. Даже наоборот, стали появлятся какие-то новые формы, декоративные композиции.

25.JPG

Потом общий настрой стал приобретать всё более мрачные тона... (79 г)



Особенно это сказалось на названиях. Веселый, на первый взгляд, комплект носит настораживающее название "Под колпаком" . После такого уже не удивит, что следующей композиции дали имя...



..."Тишина"... (ну а что еще может быть в глухом болоте, на самом его дне, кроме тишины)



И совсем уже мрачно - "Предостережение"



Но надежды и творческие порывы не покидали и в это время. Работа "Мир входящему"(89)  получила в 1990 году серебрянную медаль Академии Искусств СССР



Перестройка и связанный с ней кризис, если судить по музейной экспозиции, не лучшим образом повлияли на работу предприятия. В музее я не нашла работ,  датированных годами, следующими за 1990-м. Правда, было несколько стендов, где годы, а иногда и названия, вообще не указывались (Вполне возможно, что я просто не заметила табличек, ведь кроме того, чтобы смотреть и снимать, мне приходилось еще контролировать детвору, чтобы она не разгромила эту "посудную лавку")



Композиция "Меч и Розы".



А тут и без подписи видно, что это Розы. Наверное, такие цветы стали выращивать уже в новое время, в веке 21-м.



Напоследок - фото имеющихся у меня дома изделий из "нёманского стекла":  рюмка для ликера (из набора в 6 штук), креманка и "пьяная" пивная кружка. Пока еще держатся наклейки с фирменным знаком завода (я как будто знала, что понадобится их сфотографировать и не счистила).  Была еще кружка с выгравированной символикой Чемпионата мира по хоккею, проходившего в Минске в 2014, но я подарила ее иностранному гостю. Теперь это, должно быть, раритет.


Tags: Беларусь, история, отзыв, производство, путешествие, стекло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments