moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Эпизод 6. Венеция со стороны хвоста

Возвращаемся в Венецию тем же путем, что прибыли на Мурано - на вапоретто, мимо кладбища Сан Микеле. Название остановки Чимитеро и значит Кладбище. Я устроилась на открытой палубе на корме, чтобы смотреть и снимать. И вот вижу, как мы удаляемся от Мурано и как его постепенно заволакивает дымкой. А еще с ужасом замечаю, что вода поднялась еще выше и уже добралась до входа в капеллу Эмилиана.
Капелла при церкви Сан Микеле и без аква альта вызывает множество опасений за ее судьбу. Визуально она похожа на тяжелое пресс-папье, которое своим весом вот-вот продавит хрупкую столешницу, на которую его так непридусмотрительно поставили.

2.JPG

И в самом деле, фундаменты, на которых стоит капелла с трудом несут на себе массивное строение, увенчанное куполом, полностью выполненным из камня. Такое архитектурное решение для Венеции редкость. Обычно купола делали двуслойными - над внутренним деревянным каркасом  возводили высокую, но легкую металлическую оболочку. Проблемы с Капеллой, построенной мастером из Бергамо (не Труффальдино!) возникли почти сразу после сдачи объекта и венецианцу Сансовино, тому, что создал знаменитую Библиотеку на Сан Марко, пришлось срочно принимать меры. Однако устранить всё, что могло грозить Капелле разрушением, не удалось, так что остается только надеятся и молиться... Но, в конце концов, раз она простояла 500 лет, значит что-то там в ней или под ней есть такое, что не дает ей разрушится или затонуть (как, впрочем, и всей Венеции в целом)




Миновали стены "Острова Мертвых" и по фарватеру, отмеченному бриколами, направляемся к Фондамента Нова. Вместе с нами, прочь от территории вечного спокойствия пытается плыть остроносая ладья с двумя пассажирами, которые по обычаю этих мест не присаживаются на банки, а стоят, удерживая равновесие, несмотря на качку. Они будто бы пытаются поймать своими просторными одеждами ветер, ведь  по-другому им двигаться не получится - ни весел, ни мотора у них нет.
Эта скульптура изображает Данте и Вергилия, которые пересекают Ахерон. Так пишут везде. Но если внимательно почитать Божественную комедию, то можно узнать, что Данте и сам не помнил, как они с Вергилием переправились через реку, отделяющую мир живых от загробного царства: он впал в забытье на одном берегу, а очнулся уже на другом.  Позже, правда, оба поэта, уже находясь непосредственно в Аду, пользовалисьлодкой или каким-то другим плавсредством - когда пересекали Стигийское болото....
Но, понятное дело, эта композиция - обобщенный образ, а не дословная иллюстрация к произведению. Создал ее в 2007 году российский скульптор Георгий Франгулян, как пишут, на собственные деньги. Несмотря на то, что фигуры выполнены в два человеческих роста, на просторах Лагуны они теряются. Я заметила их совершенно случайно.



Новая Набережная всё ближе. Слева уже можно различить мрачное здание госпиталя, над которым нависает громадина церкви Санти Джованни э Паоло. При такой видимости они будто сливаются в единое целое.
Тут мы подумали, что поскольку уже гуляли в этом районе, то будет лучше не выходить на Фондамента Нова, а отправиться на вапоретто дальше. Автобусный маршрут даст нам возможность осмотреть "хвост" Венеции с воды.



По этому мосту мы проходили по дороге к остановке. Он называется Мостом Нищих, и набережная, уходящая вглубь, тоже зовется Набережной Нищих... Тут и в самом деле витает дух обездоленности и сиротства. Как будто в одном месте собрались все житейские горести сразу и окрасили собой и небо и все, что под ним...



Людям, лежащим в больнице, по-любому, не сладко, а когда за окнами маячит кладбище... представляю, как это может действовать на пациентов... Те, кто силен духом, погружаются в философские настроения, а более впечатлительные, я думаю, предпочитают вообще наружу не выглядывать.



В перспективе канала Санта Джустина увидели знакомое ангароподобное строение церкви Сан Лоренцо. На этот канал церковь смотрит задним фасадом, а передним выходит на канал своего же имени, на котором находится наш отель.



За очередной остановкой показались стены из красного кирпича. У неподготовленного зрителя при их виде реакция будет одна - каким образом тут оказался Кремль? Но неподготовленных единицы, а для большинства уже давно не секрет, что Кремль строили итальянцы, применявшие привычные им элементы, в том числе зубцы в виде ласточкиных хвостов.



Вдоль стены можно прогулятся пешком по металлической консольной дорожке. Но желающих совершать в такую погоду променад между небом, водой и стеной что-то не видно.



Кстати, стена охраняет важнейший венецианский стратегический объект - Арсенал. На его территории ковалось морское могущество Республики - там строили корабли, отливали пушки, изготавливали порох. Это было крупнейшее промышленное предприятие средневековой Европы, у которого даже были филиалы на других средиземноморских островах. Здесь впервые выпуск кораблей был поставлен на поток. Стена для того и нужна была, чтобы секреты конвейерного выпуска типовых кораблей не достались врагам, ну и для того, чтобы шпионы не могли узнать, каковы реальные боевые возможности морской державы.



Впереди показались Новые ворота Арсенала. За ними находится канал, который связывает Дарсену (внутреннюю гавань) с Лагуной. Должно быть, раньше кроме башен, которые обрамляют проход, реально были какие-то заграждения - решетки или цепи.



Вообще Арсеналов у Венеции было три. Они создавались последовательно, по мере того, как росли амбиции островной Республики и расширялся театр боевых действий. Старый Арсенал мог строить по 20 галер единовременно, в Новом Арсенале уже хватало мощностей, чтобы производить и ремонтировать сразу 80 кораблей, а когда потребовались суда больших размеров, появился Новейший Арсенал. Все они распологались рядом друг с другом, в восточной, хвостовой части Венеции и были обнесены общей стеной.



На старинном рисунке видны внутренние гавани Арсенала, окруженные доками, складами и другими производственными зданиями.



Так  Арсенал выглядит в наши дни. Галочками я показала морские ворота для судов (с севера и востока, мы их уже миновали) и сухопутный вход с юга (красная стрелка). До недавнего времени Арсенал продолжал оставаться военным объектом и вход  на территорию был ограничен. Но сейчас идет реконструкция и в бывших складах, цехах и доках один за другим появляются экспозиционные залы, галереи, культурные и развлекательные центры.



Возле Новых Ворот находится круглый островок Сан Пьетро ди Кастелло с одноименной церковью на нем (выше, на снимке они обозначены цифрой "1") Удвительно, но именно в этой церкви вплоть до 1807 года находилась кафедра патриарха Венеции, то есть не Сан Марко, а этот скромный, ничем не примечательный Сан Пьетро был в течение столетий  Кафедральным Собором Венеции.



Хотя примечательное все же есть и это... нет, не свалка и не парковка вапоретто (здесь они, видимо, ночуют), а наклонная колокольня. В Венеции она не одна такая, но это не делает ее менее  интересной.



Вапоретто продолжал двигаться вдоль берега, огибая хвостовую часть... А я вдруг вспомнила, что время действия наших автобусных билетов ограничено.  Взглянула на часы - оказалось, что мы уже давно едем зайцами!... Да уж, весело было бы, если бы нас засекли, оштрафовали  и высадили за борт!



Выскочили, как ошпаренные, на ближайшей остановке - Сады Биеннале, возле вынесенного на берег тела  утопленницы. Наверное она тоже ехала зайцем...

3.JPG

Вива Италия! Мы спасены! Качка, ветер и довольно мрачные виды промышленных районов - все это позади. Мы снова на твердой земле, идем по Виале Джардини Пуббличи (Бульвару Общественных Садов), любуясь буйной ноябрьской зеленью.
В садах Биеннале находится около 30 павильонов, принадлежащих разным странам. Они используются для проведения выставок во время знаменитого венецианского Фестиваля Искусств, который проходит раз в два года (Биеннале) В остальное время это просто городской парк - любимое место отдыха жителей города и приезжих.



 Кто сказал, что Санкт-Петербург - это Северная Венеция? Как раз наоборот, Венеция - это южный Санкт-Петербург.  Вон Ростральная Колонна за пинией прячется!



Мы идем по южному берегу, к центру, к площади Сан Марко. За небольшим каналом начинается Рива деи Сетте Мартири - Набережная Семи Мучеников



Несмотря на такое суровое название, никаких мук и мучеников здесь не наблюдается, наоборот, пейзажи ласкают взгляд, жизнь горожан выглядит размеренной и спокойной...



...а местами даже роскошной ... Я бы не отказалась пожить какое-то время в таком миниатюрном дворечике с видом на Лагуну и парком в качестве заднего двора.



Блокированные многоквартирные дома не так изысканны, но и они, я думаю, относятся к элитному жилью.



Вид на море, тихий дворик и, в качестве бонуса...



...рядом просторная зеленая зона для отдыха и прогулок с детьми. Для Венеции это редкость. Особенно необычным выглядит отсутствие народа.



Такой простор и обилие зелени в Венеции кажутся просто невероятными. Ведь что в первую очередь представляется при упоминании города-на-воде? Узкие улицы-каналы и кругом толпы-толпы-толпы. А тут вдруг такое!



Улочки разрезают жилые массивы под углом к линии набережной. Поэтому получаются два типа домов - тупые и острые.



Впереди, за "взлетно-посадочной полосой" уже видны главные достопримечательности, они же символы, Венеции: Палаццо Дукале, Кампанилла Сан Марко, Морская таможня, Санта Мария делла Салюте.



Потихоньку все возвращается на круги своя: появляются рестораны, верный признак туристической активности.
Впереди, за углом дома, там, где стоит газетный киоск, берет начало одна из главных улиц района Кастелло, в котором мы находимся - виа Гарибальди.



Вот он, угловой дом со львами, похожими на котят, а за ним...



...эта самая виа Гарибальди - улица совсем не похожая на венецианскую. Раньше она была обычной для Венеции улицей с каналом, Но по приказу Наполеона канал засыпали. О нем напоминает разметка. Белые линии показывают, где проходила граница между водой и сушей.



Дальше по набережной (а она уже успела сменить имя на Рива Сан Биасио), в здании бывшего зернового склада находится Музей истории военно-морского флота.
Жаль, что не зашли - не увидели Бучинторо (Буцентавра) - знаменитую церемониалную галеру венецианских Дожей, представленную уменьшенной копией, а также золоченую ладью, не такую грандиозную, как Буцентавр, но зато настоящую.



И снова Арсенал! Канал ведет к тем воротам, через которые "на завод" проходили рабочие (красная стрелочка на фото вида сверху)



За мостом, перекинутым через Канал Арсенала, набережная опять меняет имя. Теперь это будет Рива Ка ди Дио, что означает Набережная Божьего Дома.  Божедомка, одним словом!



В длинном здании на Божедомке размещается Клуб морских унтер-офицеров.



Продолжение этого здания выглядит более нарядным и кокетливым. Не иначе в нем унтерофицерские жены собираются!



Еще на офицерскую тему: вот фасад, который напоминает офицерскую линейку. Даже деления есть!



Один за другим посыпались отели, в роли которых выступают бывшие дворцы. Кстати, это уже главная набережная Венеции Рива дельи Скьявони

22.jpg

Лицом к Лагуне стоит церковь Санта Мария делла Пьета, которую называют церковью Вивальди. Всемирно известный композитор руководил хором девочек-сирот из детского дома при монастыре Оспедале делла Пьета. Хор часто выступал в своей "домашней" церкви. Сейчас в ней также дают концерты, поскольку в церкви прекрасная акустика.



Еще несколько шагов по направлению к Сан Марко и - мы почти что дома! Наш отель вон там, за покачнувшейся колокольней Гречкской церкви. Только пройти к нему отсюда не получится. Пешеходного пути здесь нет. Придется идти уже протоптанной дорогой в обход.



Но прежде, чем туда отправится, хочется еще немного постоять - полюбоваться



Здесь я показала весь наш путь на вапоретто от Мурано до Фондаменто Нова и далее вокруг хвоста, а также пеший участок пути (длиной чуть больше километра)

Tags: Венеция, Италия, отзыв, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments