На первый взгляд Мурано - это Венеция в миниатюре, ее пригород, где, как в любом другом пригороде и дома пониже и народу пожиже.

Как только мы сошли на берег на остановке Мурано Колонна, местные зазывалы сагитировали нас посмотреть, как производят знаменитое муранское стекло. Может, раньше туристов и водили на настоящие фабрики, но сейчас досужее любопытство приезжих удовлетворяют в специально для этого отведенных местах.
Прямо у пристани выстроились друг за другом несколько зданий, где находятся демонстрационные цеха

В цеху, куда нас пригласили, было две печи и зрительские, в несколько ярусов, места. Молодой человек малазийской наружности в течение минут пятнадцати-двадцати показывал нам основные этапы процесса. Зрителей было всего четверо (мы вдвоем и еще одна русскоязычная пара)

Результатом трудов "шоумена" стала вот эта лошадка. Здесь она еще тепленькая. Купить таких лошадок и множество других стеклянных безделушек можно в соседнем магазине. Я купила целый табун из четырех скакунов: классического - полностью прозрачного, двух - с добавлением цвета и ещё одного - матово-черного; вся четверка обошлась в 10 евро)

Но в магазине я не столько стекляшки выбирала, сколько вот этим видом любовалась (вдали видно кладбище Сан Микеле, а дальше за ним, очень мутненько - Венеция).

После этого направились вглубь территории острова - совершенно наобум и, что вполне закономерно, заблудились. Попетляли по району малоэтажной, практически современной жилой застройки, но, в конце концов, распутали этот узел.

Вышли на центральную улицу-канал, с магазинами и редкими (что отрадно) туристами.

Наверное, в каком-нибудь 14-15-м веке это двухэтажное строеньице с галереей считалось дворцом... ну если не дворцом, то богатым домом (Называется он очень длинно: Ка 'Анджело дель Галло-Обицци-Содечи-Чиполлато-Ферро. Скорее всего, перечислены последовательно его владельцы)

Вот еще один, такого же типа, с изогнутым в соответствии с береговой линией канала фасадом. Имя у него попроще: Ка 'Корнер.
В таких домах сейчас на нижних этажах магазины и рестораны, а на верхних, как и прежде, обитают местные жители.

На Мурано сохранилась традиция торговать продуктами с лодок. Часто можно встретить такие плавучие овощные лавки. В Венеции нам ничего подобного на глаза не попадалось. Но Венеция - это центр, столица, а Мурано - переферия, рабочий поселок!

Хотя муранцы, скорее всего, так не думают. Ведь у них есть всё, чтобы считать Мурано вполне самостоятельным, отдельным от Венеции, городом. Мурано, как и Венеция, тоже является архипелагом, состоящим из нескольких островов. Тут тоже есть каналы с набережными, отделанными по краю светлым камнем, есть мосты и мостики, есть просторные площади, соборы, дворцы и даже собственные верфи.
Одна из важных артерий - канал Стекольщиков (Рио деи Ветраи) разделяет два острова - Сан-Пьетро и Сан-Стефано.

На Сан-Стефано находится одноименная площадь с Часовой башней. Башня построена в 19 веке на фундаменте не сохранившейся церкви и монастыря Святого Стефана. Рядом с Башней стоит стеклянная скульптура, которую кто-то называет Кометой, кто-то Рождественской Звездой, кто-то вообще - Взрывом Звезды.

Напротив Кампо Сан-Стефано, на другой стороне канала - то есть, на острове Сан-Пьетро находится церковь Святого Петра Мученика. Боковой фасад церкви тянется вдоль набережной, которая, как и везде, представляет из себя узкий тротуар, а главный фасад выходит на крохотную площадку. Можно было сбегать на другую сторону по мосту, который, как специально здесь построен, и с просторов Кампо снять церковь целиком, а заодно выяснть, кто автор стеклянной композиции и как она на самом деле называется. Но я поленилась. Опять стал накрапывать дождь.

Из-за дождя, вернее, мелкой водяной пыли, рассеянной в воздухе, одна из достопримечательностей Мурано - Палаццо да Мула - получилась не очень четко. Дворец в стиле венецианской готики был построен в 15 веке. Сейчас в нем находится мэрия и выставочные залы. Снимала я его с Понте Виварини, который чаще называют просто Длинным мостом (Понте Лонго)

Металлический Понте Лонго - единственный мост, который переброшен через Канале Гранде. Да, Мурано имеет свой собственный Большой Канал! Отсюда можно увидеть колокольню той самой церкви Святого Петра Мученика (Сан-Пьетро Мартире). С других точек ее практически не видно.

А вот и еще одна овощная лавка, прямо в самом центре Мурано, можно сказать, на главной площади. Очаровательная сцена: пожилая торговка и пожилая покупательница, которые, вероятнее всего, знают друг друга давным давно, совершают сделку, обмениваясь последними новостями

Меня заинтересовала лодка необычной формы и веселой, нарядной раскраски. В отличие от нее, знаменитые гондолы чаще всего просто черные. Кстати, на Мурано мы не встретили ни одной гондолы.

Перешли через мост на центральный остров муранского архипелага - Сан Донато. С самого южного мыса острова открывается вид на Венецию, которая проглядывает в горловине Большого канала между островами Сан Стефан и Навагеро.

Теперь движемся вдоль канала Сан Донато. Серое здание на другом берегу - палаццо Тревизан. Авторство проекта этого дворца приписывается знаменитому архитектору эпохи Возрождения Палладио. А напротив него, прямо за фонарем слегка виднеется еще одно палаццо - Джустиниани. В нем находится Музей стекла.

Вход в Музей не с набережной, а со двора. Снимать в музейных залах категорически нельзя, да, в общем, и смысла нет. Думаю, многие из экспонатов вряд ли хорошо получились бы на фото. Например, тот, который нас впечатлил больше всего - статуэтка уточки. Это такая филигранная работа, что фотография не смогла бы передать, как изящно и натурально сделано каждое перышко. Выглядела птица восхитительно. Мы, походив по другим залам, всё к ней возвращались. И теперь, если речь у нас заходит об этом Музее, мы в первую очередь дружно восклицаем: Уточка!

Со стороны двора палаццо Джустиниани, сквозь по-весеннему зеленеющую крону дерева, видна колокольня Собора Санта Мария э Донато.

С другой стороны, с набережной канала, видно, что колокольня довольно далеко отстоит от Собора. Возле нее в 1927 году был посторен памятник жертвам Первой Мировой войны.

Сам Собор - один из самых древних не только на Мурано, но и на всех островах Лагуны - был построен где-то в 7 веке, потом претерпел несколько реконструкций - в 9-м и 12-м. Со времени последней реконструкции его вид остается неизменным, то есть основной объем, форма и стиль больше не менялись, хотя видно, что сооружение пережило не один ремонт - слишком уж свеж кирпич на фасадах.

Присели передохнуть в остерии возле Собора. Пока я пыталась представить себе, каково это жить рядом с такой древностью, работать по соседству, выгуливать тут свою собаку... на противоположном берегу показалась веселая стайка ребятишек, возвращающихся со школы. Вот сейчас они придут домой, включат телевизоры, откроют ноутбуки и погрузятся в фантастические миры, в то время, как у них за окнами будет мир, который для нас и есть самая настоящая фантастика...

Чтобы жители Мурано не забывали, кому они обязаны своей славой и своим процветанием, Венецианский Лев об этом непрестанно напоминает. Его изображения встречаются на каждом шагу. Если бы в 13-м веке жители Венеции, опасаясь пожаров, не вынесли сюда все стекольные предприятия, может быть, Мурано (как его родич Бурано) продолжал оставаться простой рыбацкой деревней, и стекло не стало бы "муранским", а продолжало быть венецианским.
Но, видно, далеко не всем на Мурано нравятся эти напоминания, и то, как "большой брат" столбит территорию, обозначая этим свою власть. Вот и появляются на её символах знаки, начертанные чьей-то дерзкой рукой (на колонне, подо Львом Святого Марка нарисован Петух - герб Мурано) Интересно, в чьих головах рождаются сепаратистские настроения? Неужели в тех самых, что погружены в виртуальные сказки?

Вот он,красавец - геральдический символ Мурано, Петух со Змеёй в клюве, воплощение победы Добра над Злом.

Над символом Венеции муранские мастера работали как будто с каким-то пренебрежением, спустя рукава. По сравнению с Петухом Лев выглядит каким-то корявым.
Не являются ли эти симптомы признаком будущего раскола? Сейчас в мире так сильны центробежные силы, что отделится друг от друга скоро захотят не только регионы и области, но и города, а там, глядишь, желание обрести самостоятельность появится у городских кварталов и улиц.

Была еще мысль посетить Бурано, но мы взглянули на карту и поняли, что потратим уйму времени, чтобы только добраться туда, а дело уже было к вечеру, поэтому решили возвращаться домой, то есть, в Венецию. Пошли назад, к остановке. Впереди путеводным ориентиром возвышался Маяк Мурано.

Где-то по дороге увидели Стеклянную Мадонну... Тут я поняла, что на острове, знаменитом производством стекла и на котором магазинов, торгующих стеклом, не счесть, я этой специфической особенности должного внимания не уделила - почти ничего стеклянного не сняла.

Пришлось потом в Венеции наверстывать упущенное.

В Венеции стекло тоже чуть не в каждой витрине - можно ходить, любоваться, восхищатся, снимать - до бесконечности.

