moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Львов: строго по центру

Уже на стадии выбора и подготовки фотографий я поняла, что рассказать о Львове мне будет сложно. Слишком пестрые и неоднозначные впечатления оставил у меня этот город. Немалую лепту в тот сумбур, который образовался у меня в голове, внес стремительный темп получения информации. Ведь на знакомство со столицей Западной Украины у нас было всего каких-то пять часов. Из них два были отданы пешей экскурсии по центру.
Наша гид - прелесть что за женщина! - всеми силами старалась пустить нам пыль в глаза, пытаясь убедить в том, что нет большего счастья, чем быть гостем Львова. На правах хлебосольной хозяйки она угостила нас блюдом из сваренных всмятку исторических сведений, смешанных со всякими байками, под кисло-сладким соусом на основе любимого ею прилагательного "уникальный"
Начала она с заявления, что побывала во всех самых красивых городах Европы и пришла к выводу - Львов найкращи среди них.
Пришлось проглотить этот аперитивчик без возражений. Просто не было времени на вопросы. Хотя очень хотелось спросить, какая зараза поразила самый красивый город Европы, что он стал выглядеть вот так:



...и вот так:



Почему здания исторического центра не только не приводят в порядок, но всячески курочат, запихивая в расползающиеся оконные проемы пластиковые стеклопакеты?



Пока мы ехали через весь город - от окраин до самого центра, к месту встречи с гидом, то насмотрелись всякого... Нет, "светлых пятен" тоже хватало. Например, приятное впечатление произвел Стрийский парк - большая, опутанная сетью мощеных дорожек, зеленая зона, расположенная на холмах, со стороны похожая на кусочек леса посреди города. Понравилась Площадь Таможни - современно обустроенное пространство, украшенное по случаю Нового года "конфетной" елкой от "Ферреро-Роше" (не путать с конфетами порошенковской фабрики "Рошен")



Наш пешеходный экскурсионный маршрут стартовал с другой зеленой зоны, со сквера "На валах", находящегося  у  горы "Высокий замок". Гора и ее ближайшие окрестности - это то самое место, где зародился и начал развиваться Львов. Здесь сохранилась Пороховая башня 16-го века, которая была частью городских укреплений. От укреплений кроме названия сквера и улицы (ул.Пидвальна) почти ничего не осталось.
Во время реставрации Пороховой башни в 1954 году стенам из нетесанного камня вернули первоначальный вид - освободили от штукатурки.

1.jpg

После завершения работ "будынак" целиком  отдали под Дом архитектора, тогда же перед входом установили фигуры двух спящих львов.



Совсем недавно на другой стороне улицы Подвальной обнаружили фундаменты древних оборонительных стен. Планируется продолжение раскопок. Участок огородили и до поры до времени стали использовать в качестве большой мусорки.



Напротив исторической ямы высится Башня Корнякта. Она была построена в то же время, что и Пороховая башня, на деньги львовского купца греческого происхождения Корнякта в качестве колокольни для Успенской церкви. Она выполняла также роль пожарной каланчи. При высоте 66 метров ей нетрудно было присматривать за городом, но за собой уследить (это уж, как водиться!) она не могла - горела регулярно. Во время одного из пожаров погибла находящаяся в ней библиотека Успенского братства...  Колокол Башни Корнякта был одно время самым большим (уникальным!) на Галичине - 2 метра диаметром. Из-за него случались скандалы: соседи - монахи-доминиканцы - жаловались властям, что его зычный голос мешает им молиться. Но, скорее всего, дело здесь было в противостоянии католиков и православных или... в элементарной зависти.



Часть площади у Успенского собора занимает Блошиный рынок, на котором торгуют в основном, как я успела заметить, книгами. Торговля идет с благословения первопечатника Ивана Фёдорова. Гид тут же сделала поправку: Этот Иван на самом деле никакой не Фёдоров,  и вообще не русский, а украинец по фамилии Федорович. Мы слегка опешили, но опять-таки, на полемику времени не было. Позже я навела справки и да, наравне с фамилией Фёдоров была и другая, но только не Федорович, а Фёдорович и обе они, по существу, являлись не фамилиями, а просто означали "сын Фёдора". Фамилий тогда у простых людей не было, только отчества, а сам Фёдоров часто подписывался уточняющим прозвищем "Московит".



Тут же стоит мемориальный (и, само собой, уникальный) трамвай, который напоминает о том, что во Львове трамваи на электрической тяге появились раньше, чем во многих европейских столицах. Не знаю, шло ли соревнование в этой номинации между Габсбургами и Романовыми, но Габсбурги, которые на тот момент владели Львовом,  оказались впереди - В Санкт Петербурге трамвай сменил конку на 4 года позже, в 1898 году. Лидерами же в деле трамваестроения в конце 19 века были немцы, французы и британцы.



За громоздким зданием в стиле львовского модерна (не знаю, есть ли такой, а если нету, то пусть с этого момента будет!), которое вот-вот должно вернуть себе достоинство свежесть цвета, виднеется терракотовый Арсенал. В нем сейчас находится Музей Оружия, но куда большую популярность этому зданию приносит не Музей, а находящаяся в подвале "Реберня" - мясной ресторан, где главным блюдом являются копченые ребра. Попасть в ресторан нелегко - там всегда стоит очередь, значительно быстрее будет купить деликатес навынос.



Львов на протяжении всей своей истории был городом многонациональным. Люди одной национальности предпочитали селиться поближе друг к другу, а евреям это даже  предписывалось законом. Львовское еврейское гетто  было обособленным кварталом, городом в городе, со стенами и воротами. Квартал занимал самый небезопасный участок земли у городских стен.



По улице Арсенальной, проходящей позади здания Арсенала, вышли на улицу Староеврейскую, которая в самом начале имеет просторную площадку, именуемую Пространством Синагог.



Когда-то на этом месте располагалась синагога "Золотая Роза", а теперь... кладбище? Не совсем. Захоронений здесь нет, а на стелах, напоминающих могильные памятники,  выбиты имена евреев, истребленных во время войны, и изображения уже исчезнувших памятников архитектуры еврейского квартала. Темы военных преступлений наша гид коснулась вскользь, зато рассказала, что львовяне в далеком средневековье чурались евреев, потому что... от них дурно пахло. И тут же поведала, что когда случалась чума, евреи закрывались в своем квартале и не выходили, пока зараза не покидала город. Выживаемость евреев во время эпидемий была выше, поскольку... они соблюдали правила гигиены. Вот как?!  Мылись чаще других, не мёрли от чумы и при этом страшно воняли! Есть отчего невзлюбить таких соседей!



А еще гид  сообщила, что слово "банкрот" появилось именно во Львове. Банками называли скамьи евреев-ростовщиков, на которых они производили финансовые операции. Когда наступал комендантский час вечер, приходилось "сворачивать лавочку" и возвращаться в свой квартал. Банкиры тогда громко оповещали - "банк-рот!", что значило - банк закрывается!...  Где наша сказочница почерпнула эти сведения, не знаю, наверное, сама придумала. Нет, про банку-скамью все верно, но вторая часть слова происходит от итальянского "ротта", что значит "ломать". Если банкир не мог вернуть взятые в рост деньги, его наказывали - ломали "оборудование", ту самую скамью (скамью - это в лучшем случае).Так что слово итальянского происхождения никак не могло родиться во Львове.
В бывшем еврейском квартале, как, в общем, во всей центральной части Львова, шагу не ступить, чтобы не наткнуться на какой-нибудь колоритный ресторан. Было бы странно, если бы здесь не нашлось места еврейскому. Один такой называется "Под Золотой Розой". Рядом в витрине стоит макет утраченной синагоги.



Среди довольно аккуратных домиков здесь встречаются настоящие ископаемые монстры. Удивительно, что они все еще не развалились...



Мммда! Некоторые все-таки не выдержали...
Гид объяснила наличие безобразных пустырей и руин в самом сердце старого города дороговизной работ вблизи исторических зданий. На таких участках приходится проводить бесчисленные археологические и историко-культурные изыскания, чтобы невзначай не повредить какие-нибудь артефакты. К тому же новое строение не должно стать чуждым элементом в архитектурном ансамбле. Вот и выходит, что предпринимателю проще и выгоднее вложить деньги в участок, не обремененный огромным количеством требований и запретов, и лакомые, на первый взгляд, кусочки земли в центре продолжают пустовать.



Зато местных бомжей такое положение дел вплне устраивает. Одно к одному - руины к руинам.



Вышли на улицу Руську, Русскую. К русским она имеет ровно такое же отношение, как одна славянская нация к другой. Под этим названием подразумеваются, конечно же, не "москали", а русины, восточнославянский этнос, который некоторые ученые считают самостоятельным, а некоторые - частью украинского. Так что правильнее было бы писать Русиньска (Русинская)
Мы уже в двух шагах и в одном квартале от самого центра - Площади Рынка. Некрасивая выщербленная стена  - это уже не про русских, русинов или украинцев, а про их двоюродных братьев - поляков. Грязно-серое страхоцце (бел. - страшилище) было когда-то  Дворцом Любомирских, а сейчас уверенно движется к воссоединению с соседними руинами.



И вот мы уже на Площади, естественно - уникальной. Как целиком, так и в деталях. Здесь каждый дом неповторим, а весь ансамбль имеет статус всемирного наследия ЮНЕСКО.
А еще наша неуёмная хвалительница всего львовского сказала, что все - ну прямо все-все-все! - здания на Площади построены в стиле Ренессанс. В этом изюминка и исключительность и... нигде такого больше нет!!! (Уже сам по себе этот факт, наверное, должен вызывать восторг и трепет у приезжих, поэтому приводить фасады в порядок не обязательно)
Но, постойте (хотелось воскликнуть мне) а как же Ратуша, которая занимает центр площади? Или она со своим венским классицизмом не в счет? Или тот же Дворец Любомирских, который, не подумав, высунул на площадь свое барочное лицо?



Но что это я вздумала правду искать? Какая разница - Ренессанс-Неренессанс! Надо просто смотреть, а не проставлять штампы на каждую единицу исторического наследия. Не инвентаризацию же проводим - красотой любуемся!
Кстати, а вот и вполне себе Ренессанс - Каменица (Дом) Корнякта, того самого, который строительство Колокольни Успенского собора финансировал.. Позже здание  приватизировал польский король Ян Собесский. Он расшилил его и внес некоторые изменения в декор фасада. После этого дом некоторое время называли Королевским Дворцом, но потом вернулись к первому варианту. Королей много, а Корнякт такой один!



Здание обращает на себя внимание не только гармрничной архитектурой, но и шириной фасада. Большинство домов, окружающих площадь, имеют по ширине не больше трех окон, а тут целых шесть! Только самые богатые могли позволить себе такую роскошь - купить два соседних участка.
Сейчас в Доме Корнякта работает Исторический музей.



Чуть дальше показался интересный дом...



Тут же гид выдала комментарий:  полностью черный дом есть только во Львове и больше нигде в Европе.
Те, кто бывал в голландской столице, сразу спросят: а как же Амстердам? Ведь там черные дома стоят через один! На всякие сомнения у нашей львовянки был готов ответ: имеется ввиду не просто черный, а именно ТАКОЙ черный дом!
Про сам дом: он не сразу стал четырехэтажным, сначала было построено два этажа, третий и четвертый появились позже. Здесь была открыта первая во Львове аптека, которая не сохранилась. О ней напоминают фигуры святых - покровителей медицины. Фасад не задумывался черным. Песчаник, из которого он сложен от воздействия окружающей среды потемнел сам. Позже какой-то креативщик посчитал, что это выглядит прикольно и предложил усилить акцент. С тех пор дом стали красить специально.
Теперь Черная Каменица - визитная карточка Львова. В ней находится музей истории города.



На площади самая большая концентрация музеев. В кадр попало сразу два: Музей почты (в центре) и Аптека-музей (слева).
Аптека действующая и, как сказала гид, самая старая в Европе из тех, которые неприрывно работают на одном месте с момента открытия (1735 г) (Каааак? - удивились мы. А таллинская? Она-то, как минимум, на полтора века старше!)



Площадь в плане почти квадратная (127х135 м). В центре, как я уже упоминала, стоит Ратуша (конец 19 века) с Башней, на которую можно подняться по 408 ступеням. По углам площади находятся фонтаны, каждый из которых посвящен персонажу греческо-римской мифологии - Нептуну, Диане, Амфитрите и Адонису. Периметр площади обрамляют жилые дома с узкими (опять Амстердам вспомнился) фасадами, выкрашенными в разные цвета.



Вот один из фонтанов на фоне Ратуши. Это Фонтан Адониса.(Интересно, как простой паренек-охотник затесался в компанию богов?). Вдали виднеется каток, залитый на небольшом искусственном возвышении. Позади него - дом с большой витриной, явно выпадающий из ряда ренессансных... да что там - даже  более поздних барочных и классических домов.. Ой, это я опять на тему стилей. Лучше про другое.
На площади по случаю праздника работает ярмарка - несколько длинных рядов деревянных киосков. В них обычные в таких случаях товары: игрушки, сувениры, сладости...



Но мы заметили и еще кое что. Расшифровать труда не составило.



Вернулись к тому углу, с которого начали - ко Дворцу Любомирских. В нем работает "Копальня кавы", то есть "Кофейный рудник". Можно одеть каску, спуститься в подвал и, вооружившись киркой, накопать себе немного кофе. А можно и без всякой жести просто выпить чашечку в зале на первом этаже. Народ в заведение валит сплошным потоком. На входе я заметила "любимую" табличку, запрещающую съемку, и решила, что, значит, мне туда не надо.



Тем более, что гид повела нас дальше, мимо Дианы, вдоль трамвайных путей, чтобы показать Венецианскую Каменицу, построенную в конце 16 века для венецианского консула.



Фасад каменицы довольно скромный, а о Венеции напоминает только Лев Святого Марка над входом. Несмотря на непритязательный внешний вид,  дом пользуется необыкновенной популярностью и у местных, и у приезжих. А все потому, что в подвале работает "бандеровский" ресторан "Крыивка" ("Землянка") Думала, что он появился после новейших украинских событий, а оказалось, что он тут аж с 2007 года. И уже успел войти в книгу рекордов Украины, как самый посещаемый (миллион в год)
И что же в нем так привлекает посетителей, что они готовы стоять в длинной очереди?
Вот информация от гида: там все "атмосферно" - на входе вооруженный мужик в партизанском прикиде требует гасло - пароль.  Отвечать надо, само собой: "Слава Украине - Героям слава". Потом следует допрос с пристрастием: москали, жиды, комуняки среди вас есть? "Пристрастие" заключается в шкалике крепкого алкоголя, который, по идее, должен выявить нежелательных визитеров. Во время пребывания в "блиндаже", где полно всякой военной атрибутики времен второй мировой, искать москаля могут начать по новой. Могут и песнями побаловать и пальбой. Могут в карцер посадить.
Позже я прочитала интервью автора проекта: "Мы создали живой музей истории УПА... Хотим доказать всем, что историю надо воспринимать легко, а не превращать прошлое в политику, не спекулировать на нем"... Ну да, про москалей и комуняк - это совсем не про политику, ребята просто шуткуют! И это же реально хохма - блюдо под названием "Усмешка Нахтигаля"!
А почему бы тогда не прокачать другую веселенькую идею - целый ресторан под названием  "Нахтигаль",  где у входа будет стоять боец в соответствующей форме со шмайсером. Он будет проверять посетителей на лояльность Третьему Рейху, требуя зиговать под шнапс и пение "Хорст-Весселя"... А там, глядишь, в Освенциме придумают какие-нибудь аттракционы и квесты и вот он - желанный Мир-Без-Границ, объединенный всепобеждающим юморм! И главное (заметили?):  нигде! - никакой! - политики!
В общем, мы поняли, что развлечения подобного рода нам, мягко говоря, не по вкусу. Это для тех, кто счаслив получить в качестве сувенира рульку туалетной бумаги с портретами и буквами.



Я не против атмосферности, но категорически не приемлю провокаций и розыгрышей (даже "добрых") Не выношу, когда меня пытаются "веселить" втёмную, заставляя играть по правилам, которые мне неизвестны. Все фишки ресторанов сети "Локаль", к которым относится и "Крыивка", заключаются именно в этом - удивить, эпатировать, вывести из равновесия... Кто падок до таких развлечений, тот может попробовать еще "Мазох-кафе" со всякими фривольностями (18+) или "Мяса и справедливости", где главную скрипку играет палач, которому позволено засадить клиента в клетку и отправить под пол...
Нет уж, увольте! От ресторана я жду вкусной еды в расслабленной приятной обстановке, а не сомнительного качества шоу с неизвестными последствиями.
Поэтому мы заинтересовались другим рестораном, о котором рассказала наша гид. "Масоны" находятся в том же доме, что и "Крыивка" и считаются самым дорогим рестораном Галичины. Об этом сообщают и надписи на вымпелах с масонскими символами. Мы соблазнились описанием невероятных интерьеров и после экскурсии решили проверить, что там и как. Зашли в подъезд, протолкались через очередь, стоящую в "Крыивку", поднялись на второй этаж и... не увидели там никакого ресторана. Обычные двери обычных квартир. Видимо, гид решила, что достаточно напугала дороговизной и никто из нас туда не сунется, поэтому и не объяснила, что вход в ресторан находится именно за одной из этих дверей. Остальное я узнала позже, из И-нета.  Сначала посетитель попадает в тесную старую кухню, где его встречает хозяин в халате и тапках и после беседы проводит в роскошный зал...Типа конспирация у масонов такая. Но главный сюрприз не в этом, а в меню: цены со множеством нолей могут шокировать. Есть бонус: лишние нолики не считаются, если клиент пользуется скидочной картой "Локаль". Тогда цены превращаются в абсолютно нормальные. Однако (подумала я) официантам ничего не мешает посчитать все строго по меню. Ведь именно оно, меню - главный финансовый документ заведения. А бонусы - это так, добрая воля хозяина. И поди докажи потом, что тебя ввели в заблуждение!
Слава богу, что не нашли этот ресторан и нам не пришлось играть на деньги на чужой территории и по чужим шулерским правилам.

IMG_0274.JPG

В поисках "Масонов" мы поднялись до самого верха и обнаружили в просторной мансарде еще один ресторан с довольно приятным интерьером и с кухней, отделенной от зала условной перегородкой. Он так и называется : "Самая высокая кухня". Насторожило отсутствие клиентов, а еще больше.... отсутствие меню. Нам сказали, что надо будет разговаривать с шефом. Как и о чем  мы будем вести переговоры, сколько времени на них потратим, а главное - к какому результату придем, было непонятно, поэтому решили не рисковать и отправиться в нормальное, без всяких подстав, заведение, которых во Львове, даже на взгляд залетного туриста, предостаточно. (Об одном из них, о "Докторе Фаусте", в котором мы побывали, я расскажу отдельно).



Экскурсия наша продолжилась движением по часовой стрелке вокруг Ратуши. Дошли до угла Площади, с которого стал виден католический собор Успения Девы Марии. Здесь из-за поворота выныривают то трамваи, то с туристические паровозики, то раритетные авто, на которых катают желающих.



Этот угол отмечен фонтаном Нептуна, которого безошибочно можно опознать по трезубцу. А вот что за шлейф у него позади, я не поняла. Должно быть, скульптор так представил себе какое-то морское животное или растение. Непонятным осталось и то, что в городе, находящемся в сотнях километров от моря, встречается большое количество морских символов.



От Нептуна, вдоль ряда пестрых ларьков и не менее пестрых зданий можно пройти к его супруге Амфитрите.



Про Каменицу Гепнеривску (Дом Геппнера) гид  почему-то не сочла нужным рассказать. И информацию о нем я еле отыскала. А ведь этот дом со времени проживания в нем некого доктора Геппнера в 1610 году почти не изменился, да и выглядит он привлекательно.  Срочно нужно придумать какую-нибудь легенду про этого доктора, чтобы дому уделяли больше внимания! А пока что он больше известен рестораном "Честное мясо".



Описав полный круг по Площади, прогулялись по соседним улицам. На Армянской увидели Армянский (а какой же еще!) собор...



...с двориком, в котором снимались эпизоды фильма "д'Артаньян и три мушкетера". Здесь у д'Артаньяна были назначены дуэли последовательно с Атосом Портосом и Арамисом, которые не состоялись из-за появления гвардейцев кардинала. На фоне вот этих арок происходит стычка четверки с гвардейцами под песню "Притон, молельня, храм или таверна..." и далее по тексту..



В кадре часто мелькает вот это деревянное резное распятие в нише.



Прошли мимо Доминиканского собора (самого красивого, по мнению нашей экскусоводши)



... и мимо иезуитского костела Святых Петра и Павла, который был первым культовым зданием Львова, построенном в стиле барокко.



А закончили мы прогулку на просторном Проспекте Свободы. Отсюда мы пойдем гулять самостоятельно. Гулять и заодно искать, где бы покушать. (Об одной, неудачной попытке совместить достойный ужин с достойным интерьером я уже написала выше, про остальное еще напишу).
Странно, но мы почему-то даже не попробовали узнать, что за такой "Пивной дом". Не заглянули, не проверили, а сразу рванули к масонам... Теперь вот любопытством мучаюсь


Tags: Львов, Украина, бандеровский ресторан, впечатление, отзыв, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments