moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Орта Сан-Джулио и Сан-Джулио на Орте

Часть 2. Сакро Монте.
(Первую часть смотреть здесь)

Возвращаемся в мини-порт Орты.




Дети потребовали паузу и джелато. Когда жара под 30, освежится в самом деле не мешает. А тут и место подвернулось, как на заказ, на самом берегу: терраса ресторана при отеле "Золотой Лев"



Стопроцентно итальянский сюжет! Даже цвета, как на их флаге - зеленый, белый, красный!



Пока семья прохлождается, я делаю небольшой кружок по окрестностям. Пройти мимо славного домика Палаццо Коммунита и не сфотографировать его в очередной раз просто невозможно. Он ведь не просто архитектурная достопримечательность, но и целая галерея гербов и прочих живописностей. Заодно нашла начало пути на Сакро Монте: возле правой передней ноги домика-сороконожки вверх уходит улица-лестница. Подъем надо начинать оттуда.



Там и указатель на углу есть, чтобы паломники не заблудились.



Теперь с новыми силами снова вперед! Далеко не впервые за время нашей Большой прогулки нам предстоит восхождение.



Чуть приподнялись над площадью.



Еще выше!



Если судить пр флагам, то это отель... Ничего не скажешь - аутентичненький!



Рядом со всеми аутентентичностями дом справа просто режет глаз свежей краской.



Свежеокрашенные здания в Орте, как можно заметить, встречаются крайне редко. (Бизнесменам на заметку: торговля фасадными красками имеет здесь большие перспективы!)



Дорогу наверх преграждает церковь Вознесения Девы Марии - Дель Ассунта. Новички, впервые совершающие подъем к святыням могут подумать, что достигли цели. Но не так все просто с этими "сакро"! Мы не новички, поэтому понимаем - это только начало. (Кстати говоря, желтое здание с галереей  справа в кадре - жилой дом 14 века, Каса деи Нани. Вот так, без всяких понтов и толп туристов стоит среди города музейная ценность... Уму не постижимо!)



Дальше, за Каса деи Нани, серой угловатой улиткой ползет пр склону палаццо Джемелли (16 в.) В Палаццо впечатляют не столько росписи карниза (изрядно потертые), сколько сам этот карниз. Как такая утонченная, в смысле тонкая, архитектурная форма смогла сохраниться до наших дней?
Рядом с тяжеловесным и приземленным (несмотря на высоту в 3-4 этажа) дворцом церковь выглядит легкой желтокрылой птахой, желающей упорхнуть в небо вслед за облаками.



 Что-то подсказывает, что фасад церкви нельзя датировать 15-м веком. Может сама кьеза делла Ассунта и была построена в четырехсотые, как об этом пишут путеводители, но в те времена о барокко еще и не слыхивали. Можно даже сильно не приглядываться, чтобы подсказки заметить: чего только стоят плавные взмахи "крыльев" и "оперенье" декора!.. Здесь мы видим обычную для "соборостроения" историю: на лице-фасаде была в какой-то момент сделана "косметическая операция". А может быть, "лица" вообще не было, как во флорентийской Санта Марии дель Фьоре, там главный фасад только к концу 19-го века выстрадали.



У церкви поворачиваем направо и движимся дальше, все вверх и вверх.



Улица Джемелли - это наш крестный путь на сегодня.



Труды наши праведные мог бы оценить Святой Франциск, но он был занят более важным делом - он с птицами общался.



Прохождение ворот вовсе не означает, что мы добрались до конца маршрута. Мы просто переходим на новый уровень



От ворот - поворот. На 90 градусов. И снова вверх.  Сколько всего мы сделали таких поворотов не помню - не считала.



Наконец, добрались до самого верха, до просторной площадки перед церковью. На церковь мы поначалу даже не взглянули, потому что открылся  такой вид!...



Прямо как в сказке - Чудо-Юдо Рыба-кит!



Переведя дух, оглядываемся на церковь. Она выглядит на удивление свежо. Но больше удивляет другое: она посвящена св. Николаю, тогда как весь комплекс капелл на Сакро Монте был построен в честь Святого Франциска Ассизского (того самого любителя птиц, которого мы встретили по дороге) Причина скорее всего в том, что церковь на этом месте была заложена значительно раньше, веке в 10-м, а капеллы стали строить в конце 16-го. Последняя из них, 20-я по счету, была завершенак в 1750 г. Чтобы кьеза Сан Николао не выбивалась из францисканского окружения к ее названию добавили "е Франческо)



Первые капеллы выстроились в рядок прямо возле церкви. Если бы у нас на тот момент была схема расположения всех часовен, мы бы посетили их "правильно", в соответствии с хронологией. Я имею ввиду не время постройки, а эпизоды жизни Святого Франциска. Каждая капелла посвящена какому-то событию из его биографии - от рождения до смерти



Переходя из здания в здание, можно мысленно пройти весь жизненный путь известного подвижника



Зайти в каждую распахнутую дверь просто не хватит времени. Для посетителей открыты все часовни и вход везде бесплатный. Кстати, там нет ни смотрителей, ни камер видеонаблюдения, чем, невзирая на святость места, пользуются вандалы



К сожалению, лишь некоторые композиции защищены решетками от деятельности этих энткузиастов.
Вот одна из защищенных, к тому же недавно отреставрированная.



Жизнеописательный сюжет представлен гипсовыми фигурами в масштабе один к одному.



Все выглядит очень натуралистично. А для людей, которые не знали ни кино, ни компьютерной графики, а иногда не имели возможности даже книжку с картинками посмотреть, такие инсталляции должны были казаться чудом.



Капеллы разбросаны по парку (раньше, я думаю, их окружал просто лес), таким образом, чтобы во время перехода от одной к другой паломник успевал прочесть Аве Мария.



Весь комплекс построек находится под охраной ЮНЕСКО, но несмотря на это, состояние многих зданий снаружи и внутри оставляет желать лучшего.



Может, просто не хватает денег. Ведь капелл, напомню, двадцать и в них находится 900 живописных работ...



...и около 400 скульптур. А если учесть, что в Пьемонте кроме Сакро Монте ди Орта имеется еще то ли 7, то ли 9 подобных Священных Гор...



...то это просто бездонный колодец, куда деньги можно сыпать бесконечно



Само это явление - создание центров паломничества на территории Пьемонта, а также в других местах Италии и кое-где в остальной Европе, стало следствием того, что Святую Землю захватили турки и с тех пор риск путешествий к Гробу Господню вырос многократно.



Паломники очень скоро оценили предоставленную им более дешевую и безопасную альтернативу для исполнения обетов. Зачем, жертвуя деньгами, временем, здоровьем, а иногда и жизнью, ходить "за три моря", когда прямо под боком есть все необходимое...



...для отпущения грехов.



А заодно можно подышать целебным горным воздухом...



...полюбоваться красивейшими пейзажами...



...познакомиться с новыми людьми и вспомнить старые библейские сюжеты.



В общем, мы положительно оценили все прелести этого культурно-оздоровительного лагеря с религиозным уклоном.



Но пора уже было возвращаться назад, в город.



Для спуска вниз мы выбрали не ту широкую дорогу, по которой поднимались, а случайно подвернувшуюся узкую крутую тропку.



Уже находясь в центре, так же случайно заметили красивый дворик. Заглянули туда. Оказалось, дворик и находящийся в глубине небольшой сад прилегают к зданию муниципалитета.



 Здесь, в небольшом инфоцентре мы, наконец, разжились картой Орты и книжечкой про нее же на английском (на русском не было даже буклетов)
Если Италию сравнивают с сапогом, то полуостров, который занимает Орта, похож на ботинок. Ботинок бьет (и промахивается!) по мячу - острову Сан Джулио.



Городские власти располагаются в сочном оранжевом Каса Босси 17-го века.



Миниатюрный сад - просто загляденье.



Балкон, к которому ведут ступени, висит над водой, а под балконом, в глубокой нише устроен лодочный паркинг.



 Так красиво, что просто невозможно не взяться за кисть!



Красиво и ...немного официально.



...Но разве у кого-нибудь поднимется язык назвать это учереждение "горисполком"?...Я бы посидела здесь подольше, в зеленой тени, среди цветочных ароматов и щебета птиц, но...



... мое вечно голодное семейство требует ЕДУ!



На этот раз устроились в ресторане отеля "Венус"



Чтобы долго не засиживаться за столом, заказали пиццу. Можно по пальцам перечесть, сколько раз мы в Италии ею соблазнялись. Когда есть возможность выбирать среди блюд из свежих морепродуктов, или рыбы, или овощей, жевать фастфуд как-то не комильфо (не раз замечала, что итальянские официанты с некоторым недоумением, если не сказать с презрением, реагируют на то, что клиент в качестве основного блюда берет пиццу, ведь она - просто легкая закуска, способ скоротать время, пока готовиться настоящая еда)



Время летит незаметно, до последнего автобуса на Стрезу осталось пару часов - как раз, чтобы неспешно прогуляться по центру, а потом выйти на Панорамико, к автобусной остановке.



Сначала внимание привлекла арка: что там за ней?



А за ней еше одна церковь, уже не лимонно-апельсиновая, а скорее персиковая.



Налицо ущемление в правах! Жилые дома так сдавили церквушку с обеих сторон, что её, бедную, аж вспучило. Но она держится, не давая себя сплющить. Силы ей, видно, придает Святая Троица, которой она посвящена.



По соседству - дом пастельных тонов, выглаженный до шелковистости и весь в кружевах, будто немолодая, но следящая за собой дама в дорогом пеньюаре.



Любителям розового тут будет счастье! (отдаться полной эйфории мешают грузовички, развозящие продукты по ресторанам. Они движутся по узким улицам, как поршни в цилиндрах, шаркая бортами по стенам и оставляя на них заметные следы. Пешеходам в такие моменты надо искать дверные проемы, подворотни  и другие спасительные места)



Те, кто не в восторге от розового, могут с головой погрузиться в желтое.



Не оставляет ощущение, что ходишь среди театральных декораций. Здесь - авансцена, там - задник.



А это?... Нет, это не театральный реквизит, это что-то из реального мира. Хотя... чтобы  джип оказался здесь, он должен был протиснуться...



...через вот эту улицу-щель. Какая тут реальность! Чистая фантастика с телепортацией. Или уже на самом деле создали машины-трансформеры? Специально для таких случаев.



Присели... нет, не отдохнуть - концерт послушать



А вот и "исполнители". Должно быть, соседи встретились, языками зацепились... и понеслось! Но как же музыкально звучит итальянское бла-бла, усиленное рупором арочного свода!.. Это просто опера! Ла Скала!



Концерт окончен. Зажигается свет. Надо идти дальше. Кстати, мы движемся по самой старой улице города - виа Берсани.



Интересное местечко: два дома стоят близко-близко друг к другу, как боксеры, которые вошли в клинч и замерли...на пару-тройку столетий. И никто не скомандует им "Брейк!"



Под их крепкими кулачищами пройти можно только пригнув голову. Люди здесь ходят годами и ситуация, по всей видимости, не кажется им странной. Птицы - те вообще нашли этот уголок уютным и безопасным и свили гнездо, да так, что до него, при желании, можно рукой дотянутся.



С обратной стороны всё выглядит почти прилично. Стена древнего эркера слегка кривовата, это да, и балки торчат низковато, но ведь не процессии тут торжественные водить!



А здесь мы увидели пример использования в строительстве рельефа местности: дом будто вырос из скального грунта, а в процессе роста еще и побег пустил - каменную лавочку.



Засмотрелись, зазевались и заблудились в трех соснах



 На помощь пришла недавно купленная карта. Так, мы находимся на площади Сан Бернардино у одноименной церкви.



Видно, что культовое здание досмотрено и ухожено, чего не скажешь о пристройке у апсиды



А ведь это, похоже... жилой дом! Окна-двери современные, вполне приличного качества, но балкончик!... Наверное он.. .боюсь предположить... декоративный? То есть... для украшения? В любом случае, я бы на такой выйти не рискнула.



За церковью мы выходим на финишную кривую, на улицу Панорамико и идем по ней к автобусной остановке, любуясь сверху старыми городскими крышами.





Орта подарила нам много сюрпризов. И они не собирались заканчиваться! Я не имею ввиду небесно-голубой кар, хоть он и материализовался возле нас, как НЛО. Большей неожиданностью оказалось то, что автобус в положенное время не появился, и после часа унылого ожидания мы поняли, что сегодня его уже не будет. Пришлось добираться до дома на авто. К сожалению не на этом футуристическом, а на обычном такси, которое вызвали из ближайшего отеля



Перед отправлением  - последний взгляд на остров Сан Джулио. Нет, впечатления и настроения этого дня никакие мелкие неприятности не смогут испортить!



Tags: Италия, Орта Сан-Джулио, Священная гора, капелла, красота, озеро Орта, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment