moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311

Буковель - украинский Куршавель

Думаю, возможность зарифмовать названия - Буковель и Куршавель - многих наводит на мысль провести параллели между двумя этими курортами, сравнить их между собой.
Но у меня вряд ли получится это сделать, поскольку в Куршавеле я не была, а знакомство с Буковелем было слишком стремительным. Тем более в полной мере оценить достоинства горнолыжного курорта может только тот, кто приезжает "по делу" - кататься с гор, а не зевать, как мы, по сторонам.
В общем, без всяких сравнений просто расскажу о впечатлениях.

В Буковеле мы провели последний день 2019 года.
С утра погода не радовала. Для катания по склонам она была нормальной, но мы не планировали ни лыжи, ни другой активный отдых. Хотели только подняться на какую-нибудь из вершин, осмотреть окрестности, полюбоваться заснеженными  просторами и погулять по поселку.

Мы вышли из автобуса в районе "триумфальной арки", которая условно разделяет Буковель и соседнее село Поляница. Может, в 2001 году, на момент начала строительства первых горнолыжных баз на склоне горы Буковель, их от Поляницы отделяло свободное пространство, но за прошедшие годы и тот и другой населенный пункт разрослись и слились в единое целое.
Рядом с аркой находится многоэтажная парковка. Первый этаж занят магазинами, обменниками, пунктами проката и кассами, продающими билеты на подъемники.

Жаль, что в этом многофункциональном здании не нашлось места туристическому офису, где новички могли бы получить всю необходимую информацию.
Вот эту карту с обозначением подъемников мы увидели в центре поселка уже после того, как сами стали более или менее ориентироваться на местности (На карте здание-парковка у въезда обозначено словом FREE)

Воспользовались фотозоной на тот случай, если погода совсем испортиться и мы не сможем подняться на гору и сделать снимки сверху. А так, обрежем то, что выдает "ненатуральность" и - вуаля! - мы на кресельном (диванчиковом) подъемнике движемся к вершине на фоне карпатского пейзажа.

Потратили время  - отстояли очередь в кассу за билетами на ближайший к въезду подъемник №1 и, что обидно, отстояли зря. Оказалось, что в кассах у первого подъемника продают билеты только тем, кто катается. Для тех, кто без лыж, есть отдельный (всего один) подъемник в центре поселка и у него свои кассы (на карте он обозначен значком с цифрой 2)
Отправились на поиски по некому подобию улицы, окруженной многоэтажными отелями.

Несмотря на большое количество разных парковок, все территории возле отелей заполнены машинами. То, что можно было бы назвать улицей, тоже превращено в сплошную парковку. Движение людей и машин в одном потоке создает некомфортную для прогулок обстановку. Я уже не говорю о том, что воздух наполнен густой вонью выхлопных газов.

Поселку еще нет и 20 лет. Он создавался на свободном участке, где не нужно было учитывать существующую застройку, которая часто мешает принятию грамотных планировочных решений... Поэтому не совсем понятно, почему не сделали удобную просторную пешеходную зону, связывающую главные объекты в центре и не ограничили въезд туда личного  транспорта.
(На фото - здание, которое на карте обозначено, как ВИП-резиденция. Возле нее наибольшее скопление ВИП-иномарок).

А это, как я поняла, изначальное ядро Буковеля - комплекс вилл, объединенных общей рецепцией и прочей инфраструктурой - ресторанами, спа-центрами, медицинскими службами, прокатами инвентаря. Это визитная карточка курорта. Если запрашивать в интернете картинки Буковеля, то на фотографиях по большей части будут именно эти ряды домиков в разных ракурсах, в разные сезоны и с разным освещением.

Я подозреваю, что после того, как первые буковельские базы в первые же зимние сезоны стали приносить сверхприбыли, начался большой хапун земельных участков под застройку и стало не до генплана. Каждый из инвесторов стремился урвать клочок земли поцентрее и построить на нем максимальное количество квадратных метров жилья. Поэтому курорт стал быстро наполняться большими отелями.
Хорошо, что цепочки одно-двух этажных деревянных жилых домиков не пустили под снос, как нерентабельные, ведь именно они, а не высотки из стекла и бетона, дают ощущение близости к природе и позволяют отдохнуть от городских будней.

Спа-центры предлагают не только бани и сауны, но и гуцульские чаны. В чем прелесть купания в глубоких металлических тазах, которые ставят на огонь под открытым небом, понятно только тем, кто прошел эту процедуру. Мы не рискнули.

Возле бань повстречали очаровательного новогоднего котика,  усыпанного снежинками. Белые пятна на его лапках выглядели так, будто он только что выбрался из глубокого сугроба.

Собака тоже соответствовала новогодней теме - напоминала лайку. В компании ездовых лаек мы провели последний день далекого 12 года. Дело было в Карелии. А этот, буковельский пес, по специальности... охранник. Вернее, он делает вид, что охраняет подходы к подъемникам 2 и 2R, а на самом деле ждет, не подкинут ли ему чего-нибудь из ресторана "Риба грилль".

Нашли подъемник  №2, тот, на котором катаются нелыжники. Хоть очереди в его кассу не было, постоять, ожидая посадки, всё же пришлось. Однако все задержки, в конечном счете, оказались нам на руку: за это время погода изменилась - выглянуло солнце.

Чтобы согреться (было несколько градусов ниже нуля) испили глинтвейна. Это был один из лучших глинтвейнов, который я когда-либо пробовала! Всего в нем было достаточно - и фруктов и специй... и вина. Разрешила даже детям лизнуть.

Вот уже поднимаемся. Вернее, поначалу движемся горизонтально и даже в какой-то момент начинаем немного снижаться. Это происходит в том месте, где линии 2 и 2R пересекаются.

Обе линии ведут к вершине горы Буковель на высоту 1127 метров. Первой построили линию №2. №2R появилась позже и почему-то провести ее параллельно первой не получалось. Вот и придумали такой перекресток в разных уровнях. Интересно было наблюдать за "летающими лыжниками", проплывающими над нашими головами.

Но еще интереснее было осматривать панорамы Буковеля и близлежащих гор.
Мы уже оставили позади самую высокую часть поселка, его "визиточную" Верхнюю резиденцию (так она подписана на карте) и увидели вдали коническую вершину горы Хомяк (1542 м над у.м.) Неподалеку есть гора с не менее смешным названием - Синяк (1665 м)

А вот это моя запоздалая печаль -  Роллер костер зиплайн, что-то вроде американских горок, где любителей острых ощущений не сажают в тележки, а цепляют поштучно к монорельсу в подвесной системе типа авоськи и отпускают в полет среди сосен и елей по извилистой траектории... Жаль, что нам не рассказали про это за развлечение и не сообщили, что оно работает и зимой (среди деревьев видна платформа с навесом - место старта. Когда мы чуть позже проходили мимо, там никого не было и я решила, что аттракцион закрыт)

Прибыли на вершину горы Буковель. Перед нами красный спуск, то есть трасса средней сложности. Всего в Буковеле 62 трассы (из них 8 - черные, то есть самые сложные, для профессионалов) общей протяженностью около 50 км. К ним ведет 16 подъемников. Кроме кресельных есть и бугельные

По тропинке, идущей вдоль гребня горы, можно выйти...

...к той точке где высаживаются лыжники с линии 2R. Они, выпрыгивая из своих четырехместных люлек, тут же должны вставать на лыжню и быстренько съезжать в сторонку, чтобы не мешать десантироваться следующим. Без лыж и прочего снаряжения на этот подъемник не допустят.
Степень подготовки у всех разная, поэтому у одних трюк с выпрыгиванием из кресла проходит на ура, а у других случаются заминки, неловкости и даже падения.

Представив, как бы я сама проделала такое (точно не устояла бы на ногах!), я переключилась на более приятное - на созерцание горных пейзажей. Сначала разглядывать их приходилось сквозь деревья, но потом мы нашли специально оборудованную смотровую площадку.

Вот какой открылся перед нами вид - на гору Петрос (справа) и на самую высокую гору Карпат и Украины вообще - гору Говерла (слева). На снимке Говерла (2061 м) выглядит поменьше Петроса (2020 м), но это потому, что она находится дальше.

Снежные завихрения на склонах Петроса, подсвеченные солнечными лучами, создали зрелище совершенно фантастическое, неземное!

Панорама, как есть - без приближения. Внизу видна горнолыжная трасса на противоположной от поселка стороне горы Буковель. Судя по небольшому уклону это синяя трасса, то есть легкая, для новичков. А вдали маленькими холмиками у горизонта торчат Петрос и Говерла.

Но нам и без гор хватило бы радости для глаз. Обычный снег, наверное, скоро будет главной достопримечательностью, подивиться на которую будут съезжаться толпы туристов. О местах и времени его появления будут сообщать специальные службы и по их отмашке охотники за снегом будут спешить в указанном направлении. Это будет похоже на то, как сейчас выслеживают Северное сияние... (Кстати, мы принимали участие в такой охоте в прошлом году возле Мурманска, но увы, ничего не поймали).

У верхней точки подъемника №2 есть сувенирные магазины и ресторан "Фильварок" (в переводе - "Ферма")

На то количество народа, которое собирается на вершине, мест в нем совсем мало. Мы не захотели стоять в очереди, дожидаясь когда освободится столик. Внизу мы видели много всяких ресторанов и гриль-баров, где не было никакого ажиотажа.

Поэтому решили спускаться. Погода к этому времени разгулялась: небо совсем очистилось от облаков и солнце празднично освещало долину.

За домиками в стиле швейцарских шале заметила комплекс гостиниц, похожий на фрагмент Амстердама, по-щучьему велению перенесенный к подножию карпатских гор.

В Буковеле полно не только зимних, но также летних и круглогодичных  экстремальных развлечений. Есть веревочный парк, есть "Байк-зип" (катание на велосипеде по канату), полет на троллее (то же, что зиплайн, только не в лесу и не зигзагом, а по прямой над озером). Есть и трасса, напоминающая обычные американские горки (на фото внизу). Летом много водных аттракционов. Для любителей спокойного отдыха и для семей с маленькими детьми работает этнический парк "Гуцул-Лэнд", сделанный по типу шведского Скансена.

Центральная часть Буковеля сверху выглядит очень красиво!

Приближаемся к нижней станции канатки. На берегу искусственного пруда, где разводят форель, стоит заведение "Риба-грилль",  справа от пруда находится большой рынок.

Какие интересные сноубордисты встречаются в Буковеле!. На первый взгляд такая экипировка может показаться шутовской, но на самом деле она  продуманна до мелочей. Хвост, например, при  падении на пятую точку может служить отличным амортизатором, забавные гребни  предохранят голову не хуже шлема, толстый воротник-капюшон защитит от травм самую уязвимую часть тела - шею. Ну и яркие цвета будут не хуже сирены предупреждать окружающих о появлении на спуске рептилоида, что даст возможнось избежать столкновений.

Прошвырнулись по рынку. Здесь царила атмосфера народного гуляния. Из палаток доносились ароматы борща и жареного мяса. Я пыталась уговорить своих присесть где-нибудь здесь...

Здорово было бы похлебать настоящего украинского борща из хлебной миски (заметила такое блюдо на столах), среди дымов, исходящих от мангалов, глядя на сверкающий склон горы Буковель.

Ничего у меня не получилось. Все, кроме меня, захотели в тепло и привычную цивилизованную обстановку.
Искать варианты долго не пришлось. По дороге у нас оказался "Кайзер"

Ресторан оставил самые приятные воспоминания. Уютный двусветный зал с антресолью, красивое новогоднее оформление, вкусная еда и оригинальная подача... Все понравилось.

После трапезы решили немного растрястись - прокатиться в повозке.

Пожалуй, тряска в таком экипаже могла оказаться слишком зубодробильной. При условии, когда колеса, как в старину, деревянные и обиты железом, да еще рессоры отсутствуют, есть риск очень быстро расстаться с обедом.

Поэтому мы выбрали кибитку на резиновом ходу с впряженной в нее спокойной лошадкой и пожилым возницей в национальном гуцульском наряде. Сторговались за 300 гривен (где-то 13 долларов)

Прокатились по буковельским предместьям, где кроме новых отелей...

...увидели совсем простенькие домишки - приют для самых экономных и непритязательных поклонников горнолыжного спорта.

Там были даже бочки-теплушки, похожие на бытовки строителей (хотя, вполне возможно, это и были бытовки строителей, ведь Буковель продолжает расти и расширяться и строительные работы не прекращаются даже в зимний период)

Поскольку посетить "Гуцул-лэнд" времени не оставалось, попросила нашего колоритного возницу попозировать для памятного фото.

Прогулялись еще немного пешком по центру. Нашли тут несколько интересных  заведений на берегу речки Прутец:  круглый двухэтажный гриль-бар, стеклянный павильон на мосту с кафе "Матрасный отдых" в нем и еще одно очень странное сооружение...

Мы так и не поняли, что это будет в дальнейшем - какой-то развлекательный центр, необычный отель или детский клуб.

По главной улице, проходящей вдоль речки, дошли до Поляницы. Во время этой прогулки в очередной раз надышались концентрированными автомобильными выхлопами, к которым к тому же присоединился запах чего-то тухлого. Как я поняла, натуральное амбре источали воды обмелевшего Прутца.

Ленка попросила себе в подарок овцу-подушку. Тут я поняла, как давно не покупала своим детям игрушки. Конечно, они уже стали совсем взрослыми барышнями, но дарить игрушки никому и никогда не поздно!
Это был момент чистого и светлого детского веселья... которое не могли омрачить даже нехорошие запахи.

Для самой взрослой части семьи тоже нашелся уголок радости, но  немного иного толка. В небольшом магазинчике  мы обнаружили целую батарею бочонков и бутылей с натуральными наливками и медовухами. Хозяин дал гарантию качества  своих изделий и вручил визитку (кому интересно: Евген - вино, глiнтвейн, гуцульскi настоянки, хренiвка;  сайт www.dobrevino.032.ua)
Чего тут только не было! Но мы остановили свой выбор на проверенном - на глинтвейне. Он не подвел. Начало подготовки к празднованию Нового года было положено. Можно было ехать к себе в отель и приступать к ее завершающей фазе.

Тем временем стемнело. Но самые упорные представители горнолыжного братства и не думали прекращать своих дневных занятий. Подъемники еще работали, на склонах включили освещение. Думаю, если бы какие-то трассы были круглосуточными, то нашлись бы фанаты, которые встречали бы Новый год на спуске.

Но нормальные граждане уже сняли тяжелую амуницию и стали расходиться и разъезжаться по домам, отелям, апартаментам и приютам, чтобы встретить наступающий год в более или менее традиционной обстановке - за столом с шампанским и закусками,  под телевизор с президентом и праздничным шоу...
Автобус забрал нас в условленном месте и доставил назад, в отель, где нам предстояло отпраздновать первый в нашей жизни украинский Новый год.