moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Париж ресторанный. "Прокоп" - обед с историей

 "Прокоп" я заранее внесла в список обязательного к посещению. Было любопытно увидеть, что из себя представляет одно из самых старых заведений не только Парижа, но и Европы. Совмещать гастрономию с историей у нас уже стало традицией (об этом можно почитать здесь)
Бывает, что цены в таких интересных и известных местах завышены, но если представить, что в них входит плата за посещение своеобразного историко-гастрономического  музея (ведь мы же платим за музеи и выставки!), то получается, что не слишком-то мы и переплачиваем.
Для меня обычно интерес представляют не только оригинальные блюда, но и сохранившиеся интерьеры, традиции, общая атмосфера.



После знакомства с Бродячим рестораном на набережной Сены мы углубились в Латинский квартал, и по его узким улочкам вышли на бульвар Сен Жермен, который привёл нас к памятнику Дантону. Мы бы могли миновать его, пройти чуть дальше вперед, повернуть на перекрестке направо и выйти к главному входу в "Прокоп", но какая-то сила заставила нас нырнуть в арку прямо напротив грозного революционера.  Вид у бронзового Дантона был такой, будто он яростно возражал нашему намерению посетить кафе, завсегдатаем которого он сам являлся при жизни. Должно быть, гневное вражение лица и жест руки - прочь от "Прокопа! Убирайтесь откуда пришли"! - нас испугало...



...поэтому в знаменитое кафе мы попали с "черного хода" - с пешеходной улицы, больше похожей на внутренний двор . Собственно, эта улица так и называется - Кур (Двор) Комерс Сент Андре.  В теплый сезон здесь можно посидеть за столиком на уличной террасе.

1.JPG

Через несколько залов первого этажа нас препроводили в главный вестибюль с парадной лестницей, ведущей на второй этаж.
Администратор поинтересовалась, что мы желаем - пообедать как следует или слегка перекусить. "Прокоп", согласно исторической традиции, продолжают называть "кафе", но сейчас это большой ресторан со множеством залов и разнообразной кухней. Если есть желание просто посидеть с чашечкой кофе или бокалом вина, то с этим проблем не будет, только в этом случае вам, скорее всего, предложат столик на первом этаже.



На второй этаж приглашают тех, кто решил ознакомиться со здешней кухней не поверхностно, а вдумчиво и основательно.
Хорошая новость - никакой ресторанный дресс-код там не требуется.

1.JPG

Справа и слева от лестницы и за ней, в глубине, находятся залы кафе. Сколько их всего, я не сосчитала - несколько. В вестибюле есть стойка администратора, гардероб и бар. Планировка такая, что можно заблудится. Снимать интерьеры кафе было не очень удобно - там плотно сидели люди.



На каждом этаже - своя кухня и свой обслуживающий персонал. При желании и на первом этаже можно заказать что-то более серьезное, чем кофе и десерт.



Поднимаясь наверх, проходим через галерею портретов. Кого-то из изображенных на них людей узнаём, другие нам неизвестны. Читаем надписи, там, где они есть, просвещаемся.



Нам предложили круглый столик в самом центре Зала Франклина.
Дети могут позволить себе отдохнуть и расслабиться. А нам, взрослым, предстоит нелёгкая работа.



Для начала надо изучить меню и сделать заказ.
Обложка меню имеет вид революционный, в том смысле, что она украшена символами Великой Французской революции.
Интересно, а как там с содержанием - насколько оно соответствует принципам Свободы, Равенства и Братства?
Сразу скажу, что цены здесь не слишком гуманные - выше, чем на аналогичные блюда в окрестных ресторанах, но мы же идем сюда не только покушать. Впрочем, если задаться целью сэкономить, то можно заказать комплексный обед под названием "Философ" (38 евро), который включает, как обычно, три блюда: стартовое (салат или суп), основное, и десерт.

2.JPG

После того, как заказ сделан, можно погрузиться в изучение истории. Ещё одна хорошая новость: и меню и историчсакая справка имеются на русском языке. Не придеться утруждать себя переводами. Но даже, несмотря на это, времени на чтение может не хватить, потому что...



...если вы заказали морепродукты, то вас ожидает занимательный квест: надо разобраться для чего предназначены приборы и инструменты, которые подают по шесть штук на каждого. Если с ножами и вилками всё более менее понятно, то как пользоваться разными щипцами, будем выяснять "по ходу пьесы" (не пришлось бы посетителям за соседними столами ловить наших улиток и устриц, как в ресторанном эпизоде фильма "Красотка")



После уроков истории и прибороведения приступаем к уроку зоологии. Сколько тут всего-всякого - глаза разбегаются. (Я заметила, что когда нам принесли огромное блюдо на треноге, дети за соседним столом вытянули шеи. Им тоже было любопытно, что за зоопарк появился у нас на столе. Должно быть, не всех юных  французов балуют с детства морепродуктами, подумала я... Но они-то всегда успеют ознакомиться с их многообразием, море у них, можно сказать, за порогом, а нам надо всё перепробовать здесь и сейчас. Когда еще такая возможность предоставится!)



Если вы пришли в ресторан с детьми и вдруг выясняется, что они забыли взять с собой смартфоны, то просто необходимо заказать такое блюдо! В этом случае можно быть уверенным, что не случится никаких неприятностей вроде ссор или жалоб на скуку. Дети будут увлеченно ковырятся в шупальцах и клешнях, будут собирать и сортировать ракушки, как во время отдыха на морском берегу... В общем - это блюдо-игра, блюдо-развлечение! Я тоже побаловалась - того-сего попробовала, хотя холодную пищу я не слишком уважаю. Даже устриц предпочитаю в запеченном виде.



Поэтому я больше налегала на улиток по-бургундски. Вот их как раз-таки подают горячими.



Для того, чтобы они попали на стол к клиенту с пылу с жару,  в зале стоит плитка, на которой блюдо доводят до кипения перед самой подачей.

2.JPG

Вот как это происходит. Видно, что жир и соус (и хорошо, если не сами улитки!) разлетаются вокруг. Каково же сидеть за столиком, который стоит рядом?

2.JPG

А вот это событие детям запомнилось больше всего: под язычком гребешка они обнаружили краба! Живого!
Он был размером с фалангу детского мизинца. Крошечное существо бодро шевелило лапками и всеми силами показывало, что совсем не хочет быть съеденным.
Пришлось спасать животинку! (на снимке крабик отмечен желтой стрелочкой)



Мы вспомнили об аквариуме, который видели внизу, в вестибюле у входа. Отнесли крабика туда и выпустили его в воду. Яркая белая точка у поверхности - это он и есть. Хочется верить, что спасённое нами существо прижилось в новом для него мире и не попало в клешни лобстерам, обитающим на дне в ожидании, когда на них укажет "перст судьбы", роль которого играют клиенты, желающие отведать лобстерятины. Учитывая крохотные размеры краба, он имеет все шансы затерятся среди камней и дожить там до глубокой старости.



Вот как выглядят остатки пиршества. Или всё-таки - останки?
(В красивых серебряных ёмкостях нам подали лимонную воду для ополаскивания рук. Она так вкусно пахла, что приходилось себя сдерживать, чтобы не пригубить... А то ведь могло получиться, как в марк-твеновском "Принце и нищем"!)



Пока мы разбирались с моллюсками и ракообразными, зал почти опустел. Уже рассчитали немногих оставшихся клиентов. Но мы не уйдем, не отведав фирменных блюд: "Говяжьей щеки" и "Петуха, опьяневшего от Жюльены". Мы заказали их сразу, но готовятся они долго, приходится ждать. Ну и что. Мы (в кои-то веки!) никуда не торопимся.



Вот и петух прилетел! Я не сразу поверила, что это именно он и есть. Решила уточнить. Молоденькая официантка-стажерка не сразу сообразила, чего я от нее хочу, а когда поняла, то энергично закивала, изобразила хлопанье крыльев и издала звук, напоминающий кукареканье. Блюдо в комплекте с этой импровизацией, мне понравилось (без нее, наверное, брать бы его не стоило - не слишком оно изысканное на свою цену)



Я постаралась поскорее прикончить петуха и, пока дети увлечены десертом, пройти по залам. Как я могла заметить, не только наш, но и соседние залы опустели. Можно было поснимать интерьеры, никого не смущая наведенным объективом.



Столы уже успели убрать и сервировать по новой перед вечерним наплывом гостей. Сейчас наступило что-то вроде неофициальной пересменки.



Пока хожу-брожу из зала в зал, могу поделиться исторической справкой, вычитанной в приложении к меню (и в Интернете)
Кафе было открыто в 1686 году сицилийцем Франческо Прокопио деи Колтелли. Это было самое первое заведение в Европе, где посетителям стали предлагать кофе. Его подавали в изящных фарфоровых чашках. С тех пор этот напиток стал общедоступным и популярность его выросла настолько, что вслед за "Прокопом" кофейни начали открываться одна за одной. Перед революцией их насчитывалось в столице около тысячи.  А еще в "Прокопе" впервые в продаже появился десерт, изобретенный монахами - прототип мороженого: охлажденные взбитые сливки.



Накануне Революции заведение облюбовали известные литераторы и просветители, которые жаждали делиться обуревавшими их идеями. Частыми посетителями были Вольтер, Руссо, д'Аламбер. Считается, что именно здесь Дидро явил свету первые опубликованные экземпляры своей Энциклопедии. Существует и другая легенда:  на одном из сохранившихся старинных столов есть трещина, которая появилась после того, как Вольтер, распалившись во время дискуссии, ударил по столешнице кулаком.
Этот раритет мы не видели, зато увидели целый зал имени знаменитого философа с его бюстом в простенке между окон.



Каждый зал имеет свое имя. К сожалению, не знаю, как называется вот этот зал, самый, как мне показалось, элегантный - несмотря на кривизну потолков и полов.  Его фотография украшает визитки "Прокопа".



Во время последнего ремонта-реставрации интерьеры подновили, но постарались сохранить все самые примечательные детали, говорящие о солидном возрасте здания. Даже косые углы исправлять не стали и полы, как в былые времена, под ногами слегка "играют", давая понять, что деревянные балочные перекрытия не заменили бетонными.
В "Прокопе", кроме больших залов есть маленькие "салоны", похожие на кабинеты в солидных домах, с каминами и книжными шкафами до потолка. Здесь можно провести время в кругу семьи и друзей. Есть и совсем маленькие угромные уголки, в которых предпочли бы устроится влюблённые пары.



В предреволюционный период компанию философам и литераторам составляли политики-бунтари. Кроме упомянутого уже Дантона здесь бывали Марат и Робеспьер. Немалую роль в формировании революционных настроений сыграл иностранный дипломат, представитель боровшихся за независимость английских колоний в Америке - Бенджамин Франклин (известный большинству своим изображением на стодоллоровой купюре) В "забродившей" Франции он выглядел в глазах общественности символом новых течений, которые должны были смести прогнившие деспотичные режимы. В Париже даже вознико некое подобие культа Франклина, его рады были принимать в самых известных домах и заведениях, в том числе и в "Прокопе". Его портретами украшали салоны и даже мелкие аксессуары, вроде табакерок и кошельков.



Обращает на себя внимание один повторяющийся элемент оформления залов - панно со вставками из обоев. Рисунок этих обоев тот же, что украшал стены во времена Революции. Вернее, почти тот же. Позже он был несколько доработан. Главные элементы узора - революционные символы. Это скрещенные топорики, торчащие из пучков розг - фасций и красный фригийский колпак на копье,  а также трехцветная кокарда-розетка. На обложке меню как раз фрагмент этих обоев.



"Прокоп" знавал не только времена популярности и процветания. Был в его истории и период упадка, когда в его стенах работала столовая для студентов и малоимущих.
Возрождение случилось в эпоху Реставрации Бурбонов. Была проведена обширная реконструкция, всё что уцелело более-менее привели в порядок, хотя кое-где и сейчас, после уже неоднократных восстановительных работ видны следы разрушений оставленных то ли вандалами, то ли... просто временем. Но такие следы лишний раз напоминают об изюминке заведения - его глубоком историческом прошлом.

2.JPG

Думаю, я узнала этого товарища. Это Робеспьер, прозванный соратниками "Неподкупным". Наверное, именно из-за этого прозвища ему доверили находиться возле ресторанной кассы.  Известно, что Максимилиан был человеком строгих правил и требовал их соблюдения от остальных. Но здесь он как-то не доглядел...
Когда нам принесли чек, мы были шокированы суммой - 999 евро! Мы, конечно, неплохо погуляли, но не на такие деньжищи!
Пришлось разбираться... Перед нами извинились, сказали, что это сбой компьютерной программы и чек перебили. (Будущим посетителям: соблюдайте революционную бдительность!)

2.JPG

На закуску у нас был еще один раритет - шляпа Наполеона. Её мы увидели в тамбуре главного входа, напротив старинной картины, изображающей медальоны с портретами знаменитых посетителей (фото этой картины я разместила в начале статьи).
Со шляпой связана еще одна легенда.
Молодой Бонапарт, который на тот момент был еще мало кому известен, зашел пообедать, но расплатиться не смог, поскольку забыл дома наличность. Возмущенному хозяину заведения он дал в залог свой в головной убор и обещание вернуться с деньгами. Судя по тому, что шляпа до сих пор там, где была оставлена, обещание выполнено не было. Кстати, в ответ на ругательства ресторатора Наполеон высокомерно заявил: "Скоро эта шляпа будет стоить дороже, чем вся твоя забегаловка!" Его предсказание частично сбылось. В настоящее время шляпа оценена в три миллиона евро, застрахована на эту сумму и вытавлена для осмотра за бронированным стеклом. Но и "Прокоп" давно совсем не забегаловка и вряд ли ценится дешевле хранящегося в нем экспоната.



Ресторан мы покинули как белые люди через парадный вход, который выходит на улицу Ансьен Комеди.  Главный фасад выглядит великолепно. На круглых мемориальных досках в простенках первого этажа можно прочитать имена исторических личностей, которые здесь бывали. (Кроме тех, которых я упомянула, в более поздний период сюда любили заглядывать Жорж Санд, Гюго, Бальзак, Верлен и другие писатели и поэты, которые приумножали славу "Прокопа", как литературного кафе - модного явления конца 19 века).
Сейчас здесь устраивают приемы заграничным политикам. В частности, здесь потчевали Путина. Может, когда-нибудь на стене появится доска и с его именем.
Летом количество мест на втором этаже увеличивается за счет балкона, на котором среди цветов, под зелеными зонтиками ставят дополнительные столики. Это украшает фасад не меньше, чем новогодние гирлянды.



Чтобы не заблудиться, не запутаться, решили возвращаться  через знакомую улочку. Заодно смогли увидеть, как дворовый фасад выглядит в темное время суток. К слову, на Кур Комерс Сент Андре находится еще парочка очень симпатичных кафе.



У "задних дверей" сняла на память меню.



Впереди, за аркой на бульваре Сен Жермен нас поджидал безапелляционно настроенный Дантон. Но на сытый желудок ни он, ни сам черт нам уже были не страшны.


Tags: Париж, Прокоп, история, отзыв, путешествия, ресторан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments