moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Борромейские острова: Изола Белла

Приближаемся к Изола Белла, Красивому Острову. Краткие путеводители из трех островов архипелага только его и упоминают, называя "жемчужиной Лаго Маджоре".
Этот остров больше других почувствовал на себе неуемную тягу человека к переустройству мира. Изначально здесь, как и на Мадре, и на Пескатори, были рыбацкие поселения.

(без названия)


Купив в 17-м веке этот каменистый клочок суши, семейство Борромео взялось за дело.

(без названия)

До начала строительства дворца, парка и церкви сам рельеф подвергся перепланировке. Сюда баржами завозили грунт - устраивали искусственные холмы с террасами.

(без названия)

Основные работы велись в 17 веке, но в течение следующих столетий вносились изменения и достраивались части дворца и так вплоть до середины 20 века. Последним был завершен фасад, смртрящий на остров Рыбаков.

(без названия)

К территории дворцово-паркового комплекса примыкает крошечное поселение - пара улиц и церковь.

116-4.JPG

Маленький порт, дружелюбно раскрыв гранитные объятия, приветствует дорогих гостей, но в то же время он готов дать отпор непрошенным визитерам.

118.JPG

Все площадки перед дворцом замощены черной и белой галькой. Черно-белые орнаменты выглядят нарядно и строго. Вход в музей находится в арочной галерее двора, открытого в сторону пристани и не сразу бросается в глаза. Думаю, хозяева и их именитые гости попадали во дворец каким-то иным образом. Хотя нигде поблизости мы не заметили ничего похожего на парадный вход с высокими ступенями, нарядным порталом и прочими атрибутами торжественности. Нам же для этой самой торжественности вполне хватило гигантских пальм.

119.JPG

С первого взгляда на интерьеры дворца становится ясно, что он куда масштабнее того, что на Изола Мадре. Лепнина, золото, мрамор... Может, здесь роскошь и не царская, но на герцогскую тянет вполне уверенно. На верхней площадке лестницы, ведущей на бельэтаж, стеновые паннели украшены гербами рода Борромео и породнившихся с ним не менее знатных родов.

121.JPG

В Музыкальной гостинной кроме старинных музыкальных инструментов представлено много живописных полотен. Еще более обширное их собрание находится в Картинной галерее дворца, носнимать там было категорически нельзя.
Музыкальная гостинная известна тем, что здесь встречались участники Стрезской конференции 1935 года - премьер Британии, мид Франции и Муссолини, создавшие "Фронт Стрезы" против Гитлера. "Фронт" развалился, не просущкствовв и года. Дальнейшее развитие событий хорошо известно.

124.JPG

Знакомое личико! Кто это конкретно, не скажу, но владельцев таких приметных носов, бесконечно стремящихся к губам, с большой долей уверенности можно причислить к Габсбургам, которые в течение веков были поставщиками очаровашек мужского и женского пола на все европейские троны. Этот кадр я сделала в одном из залов, не в картинной галерее. Там я хулиганничать не рискнула: смотрители так буравили нас глазами, что, казалось, если я только потянусь к фотоаппарату, у них тут же в руках окажется что-нибудь огнестрельное.

IMG_9831.JPG

В общем-то, в других залах тоже нельзя было снимать, но такой тотальной слежки, как в Галерее, не было и народ этим пользовался. Хотя и с оглядкой. Из-за этой оглядки и из-за большого количества посетителей сделать приличные снимки было сложно, но кое-что я все же ухватила. Банкетный зал, например. Его еще Медальонным называют. Медальон всего один в кадр попал, он виден над картиной. Остальные тоже размещены в простенках между пилястрами. На деревянных позолоченных резных дисках изображены сцены из жизни Святого Карла Борромео - самого известного представителя рода)

124-1.JPG

Тронный зал использовался для официальных приемов. Сейчас в нем собрание предметов декоративно-прикладного искусства в стиле барокко и центральный среди них - роскошный резной трон 18 века. Этим ослепительным седалищем, не исключено,  успел попользоваться  сам Наполеон. Он гостил как-то во дворце вместе со своей Жозефиной. Не исключено и то, что они усаживались на него вдвоем - ширина позволяет.

126.JPG

В Большом Зале(завершен в середине 20 века) находится музей Изола Белла. Здесь выставлены чертежи проектов дворца и сада, есть и объемная модель острова В рисунках, картинах и документах отражены этапы строительства и эпизоды истории, связанные с этим местом.

127.JPG

Такая была задумка: остров-корабль с дворцом на баке (носовой части корабля) и террасным парком на юте (корме)

128.JPG

Можно теперь, спустя 300 лет с начала строительства, сравнить, все ли из того, что планировалось, удалось осуществить.

129.JPG

Из окон Большого зала полюбовались ненаглядным видом. Такие красоты предназначались, конечно, не нам, сивоглазым, туристам, поглощающим историко-культурный фастфуд в перерывах между пляжами и ресторанами. Карл III Борромео, который затеял строительные работы на острове, впоследствии подарил дворец своей жене Изабелле и сам остров назвал в ее честь. Но "Изола Изабелла" звучало как-то тавтологически и с течением времени превратилось в более короткое Изола Белла. Сокращение оказалось таким уместным, ну просто в точку - "Красивый Остров!" - что очень скоро стала забываться история дарения и первоначального названия.

130.JPG


Как ни впивалась я взглядом (и объективом) в остров-риф Малгера, ничего не смогла рассмотреть за плотной стеной зелени. Ходит слух, что недавно кто-то выкупил у Борромеев (а они и сейчас владеют своими островами) этот кусок камня и даже построил на нем какое-то жилье и более того - постоянно в нем обитает. Думаю, враки. А вот то, что пишут про далекое прошлое архипелага, скорее всего правда. В древнеримскую эпоху острова были посвящены Венере и на них проводились посвященные ей обряды. Может, в память об этом Малгеру до сих пор называют Изолотто дель Аморе - Островок Любви.

131.JPG


После светлых высот Большого зала неожиданно попадаем в мрачный водоворот лестничного колодца...

132.JPG

...и уделив малую мзду молчаливому стражу...

133.JPG

...оказываемся в "Гротах". "Гротами" здесь называют шесть залов первого этажа, отделанных галькой, туфом, лавой и мрамором. Это не самая красивая, но, точно, самая необычная часть дворца.

134.JPG

Задумывались Гроты, как место, где можно укрыться от летнего зноя, поэтому тематика декора связана с водой: волны, ракушки, морские животные, водоросли... Есть здесь и настоящая вода - в небольшом бассейне с фонтаном. Кроме диковинных интерьеров здесь можно увидеть много артефактов, вроде выставленной в витрине доисторической пироги..

135.JPG

...или коллекции конской сбруи или модели "Буцентавра" - знаменитой галеры венецианских дожей.

136.JPG

Отделочные работы длились почти сто лет. Главной проблемой было находить и доставлять нужные материалы. В особом дефиците была белая галька. Местное население призывалось на общественные работы по ее сбору.

138.JPG

Несмотря на приложенные усилия, не все работы удалось завершить, но общая атмосфера прохладных, влажных, мрачноватых пещер была создана.

139.JPG

137.JPG

Через зал с небольшой скульптурой индуистского божества (11 век, между прочим (!), подарок индийского посла) возврашаемся на бельэтаж.

IMG_9891.JPG

Восточный фасад дворца, как и Гроты, отделан галькой.

143.JPG

На газоне проросли:  девиз "Смирение" и один из символов рода (внизу кадра) - три переплетенных кольца (не путать с тремя кольцами эмблемы Средиземноморских игр, там они в рядок идут, а здесь - по кругу; это какой-то элемент конской упряжи, который означает "мягкую силу")

144.JPG

Последний по ходу движения зал - Галерея гобеленов. Здесь представлены шесть красивейших полотнищ, сотканных во Фландрии, в Брюсселе, в 16 веке (Похожие по цветовой гамме, стилю и тематике гобелены есть в собрании Королевского замка Вавель, в Кракове)

146.JPG

Учитывая то, что среди животных встречается Единорог - еще один геральдический знак Рода - можно предположить, что сюжеты имеют какой-то символический смысл. Вот здесь на несчастное парнокопытное нападают сразу два льва и два леопарда, один из которых кроваво-красный (тоже символ?)

150.JPG

А здесь Единорог дает сдачи, демонстрируя совсем не "мягкую" силу

151.JPG

Хищники сводят счеты между собой : леопард беззастенчиво нападает на льва сзади. Лев при этом рискует стать львицей.

148.JPG

Львица ищет львенка. На глазах у нее слезы. Остальные твари лесные абсолютно равнодушны к ее страданиям.

152.JPG

Семья, наконец, воссоединилась. Львица счастливо улыбается, свернув уши трубочками.

147.JPG

Исполинские страусы охраняют кладку из четырех яиц среди лесной чащи, больше похожей на первозданный райский сад.

149.JPG

Из Галереи гобеленов попадаем в Атриум Дианы, из которого по двум полукружиям лестниц можно подняться в Оранжерею.

153-1.JPG

Зачем было строить оранжерею, когда и без нее все вокруг "цветет и пахнет"!...

156.JPG

Природа просто взрывается зеленью!

156-1.JPG

Ее всячески пытаются обуздать: траву бреют...

156-2.JPG

...деревья стригут...Приличную "хваiну" превратили в ступенчатый конус, похожий на круглый (в плане) зиккурат... и в этом "культовом сооружении" есть даже вход!

156-3.JPG

Не удержалась, сунула туда нос. Ничего местечко для каких-нибудь камланий.

156-4.JPG

Пока я "шаманила" остальная часть нашей "группы", утомленная красотой, приходила в себя (Красота требует жертв, точно. Даже если речь идет не о собственной красоте, а о красоте окружающего мира)

156-5.JPG

Наконец, добрались до Театро Массимо. Эта пышно оформленная подпорная стена террасного сада служила раньше декорацией для представлений под открытым небом. Она мне чем-то напомнила  популярные в недалеком прошлом секции-горки, в которых их владельцы стремились выставить  все лучшее, что имелось в доме (превращая бытовой предмет в витрину семейного благополучия). Вот и эта "горка" перенасыщена аллегорическими фигурами и декоративными элементами, которые с ходу не разглядишь и не "прочитаешь" .

157.JPG

Здесь "смешались в кучу кони, люди", а венчает это собрание вишенкой на торте - поднявшийся на дыбы Единорог, уже известный нам геральдический знак Рода, у ног которого прилегли Природа и Искусство. Эта троица (та, что сверху, а не у подножья) достойна быть эмблемой Острова.

161.JPG

Действительно, Природа и Искусство слились на Острове воедино, но без Отваги и Силы, присущих Единорогу (т.е. Фамилии), вряд ли это слияние состоялось бы.

163.JPG

Нескоторые фигуры, возлежащие в тени ниш, символизируют местные реки, а небольшой водоем внизу - само Лаго Маджоре, куда они впадают.

IMG_9982.JPG

Есть скульптуры, изображающие представителей Четырех Стихий. Огонь, можно узнать по молнии, молоту и наковальне.

IMG_9941.JPG

То ли Земля, то ли... Весна? (то ли девочка, то ли виденье)

164.JPG

Очередной аллегорический персонаж царственным жестом подсаливает вегетарианское блюдо из брюссельской капусты.

166.JPG

Дело шло к вечеру. Поток посетителей заметно поредел. Если по дворцу мы ходили в плотной толпе, и в парке поначалу людей хватало, то ближе к закрытию музея стало почти пустынно. Дети порезвились среди кустов, побегали по лестницам, поиграли в прятки. Герцогские дети, я думаю, тоже не упускали возможности использовать это сооружение для всяких забав.

IMG_9958.JPG

Вид с "горки" на газон "театрального партера" и дальше - на Террасу Камфоры. Одно из тех огромных деревьев, закрывающих собой дворец - двухсотлетний камфорный лавр.

166-1.JPG

Самая верхняя площадка террасного сада  - просто обширное пустое пространство, ни для чего.  Разве что с нее окрестности обозреть. Или рассмотреть пафосную композицию с неожиданной точки зрения, с тыла. Со стороны хвоста она выглядит достаточно... забавно. На звере верхом по одной версии восседает Честь, по другой - Любовь. Раз с голым задом, то все же, думается мне, Любовь... Хотя и Честь, в смысле Честность, тоже обычно не сильно разодета.

IMG_9969.JPG

Отсюда, с самой верхушки (37 м над уровнем озера) хорошо просматривается панорама Стрезы.

169-1.jpg

Можно полюбоваться и Садом Любви на пятой террасе (всего их 10). Это типичный итальянский "мозаичный сад" эпохи барокко.

171.JPG

А это уже вид из Сада Любви на Бельведер (уходящая под углом аллея внизу справа)

170.JPG

Под Бельведером идет ряд арок, через которые по воде можно попасть в гроты, в настоящие, не рукотворные. Белая башня Нория была водонапорной и обеспечивала работу парковых фонтанов. Для симметрии была построена вторая башня - Башня Ветров (она за зеленью прячется)

170-1.JPG

Из Сада Любви можно зайти в сувенирный магазин, который находится на верхнем этаже Башни Ветров.

172.JPG

Белая пава. Павлины нам не встретились. Может, по случаю жары они хвосты сбросили и стали неотличимы от пав?

173.JPG

Пробежали напоследок по улочкам мини-городка. Рассмтреть их толком не получилось...

174.JPG

...потому что "влипли" в мороженое. Нам предложила его пожилая "мадре ди фамилия", хозяйка семейного бизнеса : мороженое она сама готовит и сама продает, о чем в рекламных целях (все свое, домашнее, натуральное!) она сообщила нам на чистом итальянском.

175.JPG

Улица Церкви - виа делле Кьеза, выводит к набережной (церковь справа)

177.JPG

Ожидая катер, прогулялись по "носу"...

178.JPG

...и по берегу, вдоль аллеи странных "бутылочных деревьев"

179.JPG

Когда последний катер вез нас в Стрезу, я, несмотря на то, что целый день без передышки снимала и снимала, не могла уднржаться от того, чтобы сделать еще несколко панорамных фото.

181.JPG

На снимке виден кусочек "городской" застройки, приютившейся под боком у террасной горы-сада.

181-1.JPG

А вот уже сама эта гора. Приблизила ее, чтобы рассмотреть получше вид с боку.

181-3.JPG

И вот еще красивый ракурс. Наблюдая меняющимися картины, я подумала: если бы у меня спросили, какой остров понравился мне больше всего, я бы ответила - Изола Мадре, конечно же (вот и Жозефина именно его пыталась выкупить, а уж у нее-то губа была не дура)  Изола Пескатори слишком суетный, Изола Белла - слишком помпезный (на мой вкус) ...

181-5.JPG

А Изола Мадре?...Он просто...душевный

182.JPG
.
Tags: Борромейские острова, Изола Белла, Италия, озеро Маджоре, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment