moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Берлин - это как железом по стеклу.

Берлин многие любят, считая одним из самых динамичных, современных и комфортных городов... Обо всех его достоинствах я была наслышана и ожидала... Нет, если по правде, ничего не ожидала, отнеслась к первому визиту в столицу Германии так, как того требовали обстоятельства - надо было просто провести в ней несколько часов, пока наш поезд раскомплектуют и приготовят его части к отправке в разные точки Европы. В мыслях у меня уже был Париж, поэтому я оказалась совершенно не готова к Берлину.
Он застиг меня врасплох и сказать, что шокировал, это ничего не сказать.
Ниже будет подборка фотографий, которые, я думаю, пояснят, что именно произвело на меня негативное впечатление и почему я еще долгое время не могла прийти в себя от потрясения
Сразу оговорюсь, что позже я нашла в себе силы взглянуть на этот город по-иному, и в какой-то степени изменить свое отношение к нему, но это будет, как говорится, совсем другая история. А пока что вот:
Сначала - цветочки: Хауптбанхоф - Главный вокзал. Когда я говорю, "как железом по стеклу", то это я совсем не про современную архитектуру, где много металла и стекла. "Железом по стеклу" - это когда от чего-то жутко коробит. Нет, само здание берлинского вокзала вполне симпатичное и это выражение не о нём,  но... поворачиваемся к нему спиной и видим...



Что это?!... Что за... пастбище? Невдалеке уже виднеется правительственный квартал, а идти к нему, получается, надо по околице, где, судя по пыльной тропе, периодически коров гоняют.



Зато сразу за пастбищем безо всяких прелюдий - макет Города Будущего.
Ах, нет, это не макет, реальное здание, просто выглядит так, будто его склеили из белого картона или вырезали из пенопласта.



К макету прилагаются архитектурные прописи: палочки должны быть ПОПЕНДИКУЛЯРНЫ!!!



Рейхстаг, как Рейхстаг. Какие к нему могут быть претензии комментарии! А вот поле перед ним, называемое Площадью Республики, выглядит, как еще один выгон для копытных, с травой,  вытоптанной проплешинами.



Среди новой застройки Бранденбургские Ворота смотрятся... неожиданно и как-то не совсем уместно.



За воротами нас встретила Парижская площадь, отмеченная табличкой, перекочевавшей сюда прямиком из фильма "Семнадцать мгновений весны"



От Парижской площади начинается знаменитая штрассе (улица) Унтер ден Линден - берлинские Елисейские поля.
Неужели вот это она и есть - романтическая, как можно было бы предположить по названию, Улица под Липами?
Из романтического в ней... да, липы. Они, в самом деле здесь есть, пусть и слегка лысоватые. А еще по центру проходит аллея с дорожкой, усыпанной мелким гравием. Не знаю, из каких соображений на ней не сделали нормальное покрытие, может, из-за ностальгического желания сохранить ее в первоначальном виде... но в окружении современных зданий пыльная неопрятная гравийка выглядит совершенно инородной - еще одна тропа, удобная разве что для домашних животных.



Что касается зданий, то по большей части это какие-то безликие коробки с гладковыбритыми фасадами.



Панорама Унтер ден Линден в сторону Александерплатц -  безнадега полнейшая. Взгляду зацепиться не за что (если не считать иглы телебашни). Уныло и тускло. Просторы выглядят, как пробелы в тексте, как будто хотели что-то написать, да слов не хватило.
Напротив скучнейшего Университета имени Гумбольта (он в кадре слева), через дорогу открывается...



...совершенно невразумительная Бебельплатц, на которой пузырится купол церкви Святой Ядвиги. Храм похож на измучанный газами римский Пантеон.



Между Гумбольтом и Бебелем находятся "дойче зольдатен унд официрен", которые "марширен" и "нихт капитулирен", если судить по их бравому виду. Возглавляет их Фридрих Великий, безответственно направляющий свою лошадь на Восток.

1.JPG

За Университетом стоит Караульня-Мемориал. Сначала таким вот "древнегреческим" манером в 19 веке решили почтить героев, погибших в Наполеоновских войнах, потом к ним добавились те, кто пал в Первую Мировую, ну а после Второй Мировой решили поминать здесь жертв сразу всех политических напастей - фашизма, милитаризма и прочих. А если появятся какие-то очередные "измы" и их жертвы,  заморачиваться строительством чего-то нового уже не придется - монумент подойдет и для них.



Как любое обобщение, Мемориал внутри предельно лаконичен.



Оставив позади памятники и Мемориалы, шагнули в мир прекрасного. Перед нами - Музейный остров. Вот где можно было бы ожидать небывалых красот - целый остров, наполненный искусством!
Но что мы видим, обходя остров по периметру? Мы видим Новый Музей, здание которого можно поставить в один ряд с образчиками хрущевского ампира. Плевать, что такого стиля нет! Стиля нет, а дома-то есть! Обкомы всякие, горисполкомы, школы. А тут целый музей. Может его все-таки к конструктивизму или минимализму отнести? Но куда в этом случае девать фронтон, раздавивший своим тупым углом аллегории творчества, а заодно с ними и все архитектурные стили разом.
Кстати, в этом неприглядном бараке томится несравненная (и подозрительно хорошо сохранившаяся) Нефертити



За Новым Музеем мрачная храмообразная махина Пергамского музея пестрит мостками, загородками, предупреждающими надписями и афишами. Этот балаган, должно быть, призван уравновесить напыщенную серьезность классического искусства.



Здание музея беспардонно разрезает линия наземного метро.
Как я позже рассмотрела, это не один располовиненный музей, а два совершенно разных. Тот, что за дорогой - Музей Боде.



Музей Боде накрылся медным тазом.



Старая Национальная Галерея академична до тошнотворности. Она бы сгодилась, как декорация к американским фильмам про Древний Рим, но в новые времена воздвигать такие мавзолеи, как минимум, смешно.



Смешно не мне одной стало. Кто-то так развеселился, что поставил перед Галереей дурашливую подводную лодку(или аэросани?) "Шалтай-Болтай"



Желая отдохнуть от монументальности Музеев, которые вдоволь потоптались своими слоновьими ногами-колоннами по моему чувству прекрасного, я взглянула за реку...
Какой-нибудь отдушины не нашлось для меня и там. Сплошные стопки тетрадей - то в клетку, то в линейку.



На удивление, Дом - Кафедральный Собор, несмотря на все тот же пафос, сквозящий во всей берлинской архитектуре времен кайзеризма, не вызвал чувства полного отторжения. Может быть, благодаря речке, которая легкомысленно теребила его отражение, гоняя туда-сюда прогулочные кораблики.



Дошли до церкви Марии. Телебашня стала видна почти во весь рост. Дальше идти не имело смысла. Если Улица под Липами ничем не смогла нас порадовать, то чего уж было ждать от улицы Карла Либкнехта? Я все-таки взглянула в ее перспективу и увидела там подтверждение своих опасений - сплошной ряд "китайских стен" советского образца.
Перед тем, как повернуть назад, попыталась в один кадр поместить две тощие  вертикали, но мешали то солнце, то третья вертикаль

17.JPG

Мои манипуляции с обеими достопримечательностями закончились созданием грандиозного шашлыка



Очередные вертикали озадачили своей неотесанностью. Что значили два этих высоченных ёлапня с грубо окрашенными буратинами обоих полов на каждом, мне так и не удалось узнать.
И что за заведение такое с совершенно пустыми балконами и одинаковыми шторами? Отель, наверное. Но разве может так выглядеть человеческое жилье, пусть даже временное? Скорее всего там вот такие дубины стоеросовые и живут (А если все же живут люди, то надо было бы на законодательном уровне обязать их вывешивать на веревках белье или другое тряпье, чтобы хоть как-то оживлять фасад)

17.JPG

О, вот тут никакого тряпья и растрескавшихся бревен не надо - нормальная такая, привычная взгляду заброшка, которая ждет-не дождется бригады строителей-турок, которые быстренько приведут ее к общему знаменателю. А пока еще этого не случилось, я и подобные мне любители "живости" могут, глядя на элементы разрухи,  дух перевести, прежде чем опять истязать свое зрение...



...зрелищем бездушных параллелей и перпендикуляров, построенных в ритме "ай варум - ай дарум, ай варум - ай дарум".... (а почему - а потому...) Ну и дальше по тексту: Шингдерасса - Бумдерасса!!!

32.JPG

Я люблю черно-белую графику, но не в таких масштабах!



Вот тут я поймала себя на мысли, что хотела бы, как героиня какого-то (не помню какого) фильма  стать под мостом, и пытаясь перекричать шум поезда, от души поорать, чтобы снять стресс. Проблема была в том, что поезда берлинского метро ходят практически бесшумно. Как-то неудобно могло получится...

32.JPG

А рядом с таким колюще-режущим инструментом и вовсе лучше поостеречься и не выплескивать накопившееся. Мало ли. Возьмет, да кааак крутанется, как чиркнет острым лезвием, чтобы пресечь безобразия:  ходят тут всякие, понаехавшие из медвежьих углов  и недовольство выражают, мешают  полету мысли и музыке сфер!
Решили мы от греха подальше уйти в леса - затеряться в зеленом массиве Тиргартена...



Но первое, что мы там встретили - не умиротворяющие кустики-цветочки, а вот это ослепительно-мрачное Нечто. Нечто оказалось карильоном, который дважды в день автоматически играет на 68 колоколах (может он управляться и вручную - карильонером)



Оформление у инструмента такое, будто он предназначен для исполнения только похоронных маршей и других траурных мелодий.



Тут же находится Дом Мировых Культур, который похож на корзину для бумаг. Одну бумажку забыли скомкать, прежде чем выкинуть, она так и осталась лежать поверх корзины.
Я могу себе представить, как это сооружение выглядело в чертежах - интересная пространственная композиция с пересечением объемов, поверхностей разной кривизны, плоскостей... Но исполнение! Какие-то жухлые цвета, отвратительная реклама, доживающее свой век благоустройство (привет из СССР), заплесневелый пруд.
Нет, если мировые культуры такие, как этот Дом, то в пору удавиться!



Последним болтом в крышку гроба мировых культур выглядела многотонная дуля "Бабочка", в которой я увидела не легкокрылое насекомое, а человека, в ужасе сжавшего голову руками.
Вообще-то скульптуры Генри Мура мне нравятся, но в них часто важен контекст. Совсем иначе смотрелось бы это произведение, если бы не мелеющий зеленый водоем, не разрушающиеся бетонные парапеты и не само здание Дома Культуры, рядом с которым оно установлено.



В центре Тиргартена, на пересечении главных его магистралей установлена Колонна Победы. Рядом с ней любому немецкоому патриоту, наверное, хочется вытянуться в струнку и исполнить национальный гимн. На то и расчитана композиция, в которой симметрия, пропорции, солидные дорогие материалы - все говорит о незыблемости власти, мощи государства и вере в его превосходство над врагами.



В Тиргартене есть памятник и нашей Победе. Дула пушек и танков держат под прицелом не только магистраль с проезжающими машинами...



...но и находящийся по другую сторону дороги так называемый Пруд Венеры. Довольно странное соседство, не правда ли? Хорошо хотя бы то, что Пруд с кувшинками и лилиями (и с пластиковыми бутылками поверх ряски) спрятан за густой зеленью. У Пруда стоит белоснежный памятник.

32.JPG

Немцы любят музыку и экономить: поставили один памятник сразу трем великим композиторам - Гайдну, Моцарту и Бетховену.



Зато на медведей не поскупились: символ Берлина  то тут, то там попадался на глаза и всякий раз у него была новая "одежка" - у каждого своё, оригинальное оформление. Сняла мужа, не подумав, с голубым медвеганом, и тут заметила, что он мало того, что голубой, так на нем еще и парочки какие-то однополые в обнимку... Гей-парад что ли рекламируют? (Потом я, правда, рассмотрела: изображен не гей-парад, а борьба за разрушение Берлинской Стены с последующей встречей Запада с Востоком)



А памятник "этому самому" в Берлине тоже есть. Он посвящен всем пострадальцам за "голубое дело": если заглянуть в дырочку, можно увидеть двух целующихся мужчин.



Ну вот и всё. Для первого раза нам хватило.
На обратном пути, на подходе к вокзалу увидели что-то странное - пляжную зону.



И что тут, можно спросить, странного?
А то, что люди в этот момент любуются...



...ВОТ ТАКИМ ВИДОМ!



И все-таки в немцах пробивается иногда что-то "человеческое":):):):), и они, устав от собственной правильности, выверенности, организованности "идут вразнос" и тогда у них появляются дома подобные этим и многое другое, о чем я постараюсь рассказать в следующий раз.


Tags: Берлин, Германия, отзыв, путешествие, ужас
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments