moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Каррара: по следам Микеланджело.

Часть 3. Собственно, Каррара.
Конечно, я не надеялась на то, что найду в городе какие-то материальные свидетельства пребывания в нем Микеланджело. Уж если во Флоренции не сохранился дом, где он жил и мастерская, где он работал, рассчитывать, что в Карраре будет по-другому, не приходилось. Хоть некоторые путеводители и упоминанинали какое-то место, где скульптор останавливался во время своих "командировок",  в его историческую подлинность мне не верилось.


Центр Каррары, то есть старый город, находится у подножия гор, в шести километрах от моря. На самом берегу расположена курортная зона Марина де Каррара. Город и курорт связаны друг с другом магистралью, которая в недалеком будущем может стать главной улицей объединенного большого приморского города. Вполне вероятно, тогда и название поменяют (прецеденты были) на какое-нибудь более мягкое, приятное слуху отдыхающих, а то "Каррара" звучит так, будто блок сорвался с горы и покатился вниз по склону, отбивая ребрами дробь. По-кельтски это слово значит то ли "камень", то ли "каменоломня" (конечно, не много найдется людей, которые захотят провести свой отпуск в Каменоломне!...)


90.JPG

В послеполуденное время город выглядел обезлюдевшим. Трудно было поверить, что тут живет более 60 000 человек. Куда все они в одночасье подевались?



Может, жители в массовом порядке отправились к побережью, наглухо закрыв дома, или же насовсем покинули город?



Одиночные велосипедисты и редкие пешеходы только усиливали  ощущение пустоты и заброшенности.



Древний город, известный с 10 века , имеющий долгую и богатую историю, туристами совсем не избалован. В центре всего два отеля (таких, которые со звездочками). Приезжие предпочитают селится поближе к морю, а если посвящают свое время достопримечательностям, то делают это в более раскрученных местах - Пизе, Сиене или Флоренции.
Экскурсионные автобусы не заезжают в Каррару из-за того, что она находится на отшибе и делать крюк специально ради ее считанных исторических объектов желающих немного.
Вот если бы здесь, действительно, сохранился дом Микеланджело, ситуация могла бы быть совершенно иной.



Главный показатель туристической активности - рестораны. Они тоже пусты! Значит, о сувенирных магазинах можно даже не мечтать (в самом деле, не встретили ни одной даже самой захудалой лавчонки!)



А как же магнитики-брелочки? Может, вместо них прихватить с собой эту мраморную штуку? (тут этого гуталина добра на каждом шагу - не убудет)



Вышли на площадь перед замком-дворцом Чибо-Маласпина, который строился с 12 по 16 век (и восстанавливался в 20-м) В нем сейчас располагается Академия изящных искусств, собрание которой может соперничать с тем, которое находится во Флорентийской Академии. Во всяком случае, так пишут. Проверить это мы не успели.



Как-то неожиданно оказались на Пьяцца Дуомо, площади Кафедрального Собора. Тут сразу две вещи бросились в глаза: во-первых, планировка самой площади, кособокой и странно примкнутой не к главному, а к боковому фасаду Собора, а во-вторых, лавочки...



Лавочки??? Скорее, какие-то надгробия! Это сколько ж мраморища на них пошло? Добротно сделаны, на века! И Собор переживут... и ядерную бомбардировку.



Возле Собора стоит Статуа дель Джиганте - Статуя Гиганта, окруженная металлическим тросом. Что это за трос и что он тут делает, неизвестно (во всяком случае, гид ничего нам пояснить не смогла), но он очень похож на увеличенную копию тех тросов, которыми режут мрамор.
Автор Гиганта - флорентиец Баччо Бандинелли, современник и... соперник Микеланджело. Одна из его работ - Геракл и Какус - стоит справа от входа в Палаццо Синьории во Флоренции, Слева, как известно стоит Давид.



Сечас кажется немыслимым, что этот мало кому известный в наши дни Баччо на полном серьезе конкурировал с Микеланджело, но, должно быть, современники этих двух скульпторов не считали превосходство одного над другим таким уж очевидным. И только время все расставило по местам.
Каррарский Гигант Бандинелли - это Нептун, отсюда все морские атрибуты, и вряд ли он был изготовлен специально для Каррары, ведь  город не имел в те времена никакой связи с морем и даже если надо было отправлять мрамор на кораблях, его везли не туда, где сейчас находится Марина де Каррара, а западнее, к устью реки Магра, в район древнеримского города-порта Луни.
(Вгляделась в фигуру. По сравнению со скульптурами Микеланджело, она выглядит, как заготовка, над которой еще работать и работать)



Не переставая удивляться странному планировочному решению, поставившему Собор "лицом" в угол, как нашкодившего ребенка, я приблизилась...



...и заглянула в это самое "лицо"...
И тут стало вдвойне жалко, что перед главным фасадом не оставили свободного пространства, которого это сооружение достойно. Сделала снимок с максимально возможного удаления. Если бы стала отходить назад, вглубь улицы, фасад начал бы прятаться за угол дома, который виден в кадре слева. Думаю, важный человек, который построил этот дом с явными планировочными нарушениями, предварительно дал на лапу городскому начальству, чтобы оно закрыло глаза на такое откровенное свинство или же он сам и был этим начальством. Горожане стерпели, поскольку поднимать бузу тогда не умели... Это уже позже, в 19 веке, город стал центром итальянского анархизма, пустившего корни в рядах пролетариев-каменотсов.



И все-таки, несмотря на своё "ущемленное положение", Собор умудряется выглядеть благородно и празднично.



Большую часть этой праздничности создает беломраморная резная роза. Она не является частью стены, не служит окном. Она тут сама по себе. Висит над входом, как кружевная салфетка на телевизоре - красота ради красоты.



Я могла бы застрять у фасада надолго: уж больно хотелось рассмртреть все детали. Их так много и - ничего лишнего!
Такой декоративной розетки нет ни в одной из церквей сказочной Лукки, нет и в совершенно невероятном по красоте Кафедральном Соборе Сиены... Если с чем и сравнить, то с розой Собора в Орвието, но та больше похожа на диск рулетки, тогда как в каррарской, несмотря на все украшения, явно проступает геральдический символ города - колесо телеги. Девиз жителей Каррары с давних времен: "В колесе наша сила!". Понятно, что речь о колесах, которыми приходилось пользоваться ежедневно, перевозя каменные блоки.



В люнете над входом, в окружении крылатых и бескрылых животных есть еще три колесика. Центральное отклонилось от вертикальной оси, из-за чего кажется, что все три вращаются, как шестеренки зубчатой передачи.



Двери центрального входа были чуть приотворены, но внутрь они нас не впустили. Пришлось вернуться к боковому входу.
Камни основания, будто покосившиеся и треснувшие от тяжести, сколотые или сглаженные временем  говорят о солидном возрасте Собора - 8 веков! (Роза "немного" моложе - минус два века)



Внутри, как и снаружи, Собор Святого Андрея целиком (если верить источникам)  мраморный. Правда, этот камень не высшего сорта - сероватый. Снимок получился довольно светлый, на самом же деле в помещении был густой полумрак, как в подвале, свет проникал в основном через редкие окна у самого потолка.



Балки перекрытий ничем не прикрыты. Честная и скромная эстетика сарая придает интерьеру вид совсем уж древний.



Дети затеяли игры с лучами солнца у алтаря. Я решила этим воспользоваться и вот что у меня из этого получилось:



Как в студии в свете софитов! Вот бы карандашом попробовать... или в объеме (оооо! в мраморе бы!) повторить...
Но тут мою модель пробило на "хи-хи" и фотосессию пришлось завершить. Другая модель вообще сниматься отказалась - за зайчиками ускакала.



В этом кадре с видом на центральный вход более или менее реально передана освещенность нефа. Серый сумрак и прохлада, царившие среди высоких стен, напоминали каменоломню, только что перед этим посещенную.



Вездесущее в Италии барокко коснулось и этих суровых камней.



Но уже видно что дурная болезнь начала отступать, и из-под отмирающей кожи стало понемногу появляться здоровое тело. (Синяки, струпья и кровоподтеки при всем их цветовом многообразии вряд ли кого-то красят!)



Как не прикрывай всякой модной мишурой тяжелую природную романскую основу здания, она все равно проступает - вылущивается как зерно из шелухи.

124-1.JPG

Рождественский вертеп, по обыкновению наивный и не отличающийся высокими художественными достоинствами, понравился "привязкой к местности": Волхвы идут к пещере, к только что появившемуся на свет Младенцу, минуя по пути карьер, где, как ни в чем ни бывало, продолжаются будничные работы - горняки пилят камень, тянут его на волокушах, грузят на платформы... Случись эпохальное событие  в любой другой точке Земного шара, все происходило бы точно так же: никто бы не оставил своих привычных трудов, не повернул головы, не поинтересовался, что за странные люди проходят мимо, откуда они явились, что ими движет и куда они направляются?...



Из прохлады снова попали в пекло. Дельфины у ног Нептуна за это время должны были уже закоптиться. Было бы неплохо, чтобы в придачу к копченостям фонтан выдавал не воду, а холодное пиво! Я так размечталась, что не обратила внимание на маленький бюст на стене соседнего здания. Только потом, на снимке я его углядела (и красным кружком обвела) а ведь это и был искомый памятник Микеланджело, установленный на том месте, где, как предполагают, скульптор жил во время своих восьмимесячных поисков лучшего мрамора для гробницы папы Юлия II.



Зато я не прошла мимо инструментов каменотеса, выставленных в виде картины. Должно быть, именно эта композиция в "индустриальном стиле" так меня привлекла, что я не заметила бюст, который установлен как раз над ней. А может, просто яркое солнце не позволило мне поднять глаза вверх.



Мрамор в Карраре сплошь и рядом используют для придания учреждению или торговой точке солидности. Вот аптека - замраморела вся! Владельцы не поскупились на цельные плиты, которые немного напоминают мемориальные... (Мне кажется, связка "аптека - памятник" должна вызывать у покупателей некоторое... беспокойство)

132-0.jpg

Реклама художественного салона выглядит поскромнее - она собрана из кусочков. Но мозаика - вид искусства, поэтому в таком оформлении все логично (и симпатично) сочетается.

132-0.jpg

А вот такую рекламу пиццерии вряд ли где-нибудь еще в Италии... нет, в мире! можно встретить.



Однако - не мрамором единым!



Над домами показалась уже хорошо нам знакомая щербатая вершина. Жилой дом слева угловатостью своих балконов старается соответствовать окрестным пейзажам.



Где-то там, впереди, у красно-белой церкви мы оставили машину. Там и закончим наше знакомство с городом.



И все-таки завершить рассказ лучше восклицательным знаком, роль которого пусть сыграет колонна, установленная на одной из площадей Каррары. Колонна эта, я уверена, из монолита выкроена!

Tags: Италия, Каррара, Тоскана, мрамор, отзыв, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments