moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Монсеррат не для слабонервных.

Едем в горный монастырь Монсеррат, который находится в 50 километрах к северу от Барселоны. Ближайшие окрестности каталонской столицы в основном равнинные и заняты... о, что я вижу! - дачными участками! Вернее, это не дачи в полном смысле слова, а просто земельные наделы под сады-огороды, такие же, как наши пресловутые  шесть соток и если бы не силуэты холмов у горизонта, я бы могла подумать, что мы проезжаем предместья Минска или Бреста... или Москвы. Даже вид этих участков такой же, как в "наших широтах" - домики-сараюшки, незнамо из чего слепленные, заборчики... тоже из подсобного материала. Сразу видно, что такими фазендами люди обзаводятся не от хорошей жизни, а чтобы как-то семейный бюджет подпитать и себя свежим овощем-фруктом побаловать


Но заниматься сравнениями долго не приходится.  У нас таких городков, похожих на семейство опят на пне, не встретишь.



Поселения очень колоритны и выглядят, как игрушки, но если присмотрется, все участки  у городских стен распаханы и возделаны. Глядя на такое отношение к земле, в очередной  раз вспоминаешь, что каталонцы славятся своим трудолюбием и крестьянский труд у них в чести.



Холмы понемногу начинают вырастать в горы. Кое-где на склонах, там, где расселины или оползни обнажили почву, видны бурые пятна знаменитого каталонского краснозема
,


Вот уже показались гребни горного массива Монсеррат. Я решила, что ехать нам совсем чуть-чуть осталось и наша цель уже виднеется - тонкой колоколенкой монастырской церкви в купине зелени. Но я ошибалась.



Оказалось, нам воооон туда! Да-да! - на  вон те  жуткие скалы!



Глянула вниз.. Зрелище - дух захватывает. Вдвойне от того, что сижу на первом ряду двухэтажного автобуса, у окна, со стороны обрыва, и когда на поворотах автобус наклоняется, я будто зависаю прямо над пропастью. А несчастная машина в это время так натужно ревет,  что кажется - это всё, мотор не выдержит,  и сейчас мы назад покатимся.



Вниз лучше не смотреть. Так, что там вверху? Гора... Попала пальцем в небо!



Скалы напоминают декорации к фильму "Золото Маккены" или к любому другому про Дикий Запад.
Вообще, слово Монсеррат переводится, как "разрезанные горы". Действительно, похоже.



Утес,  как средневковая крепость, высится над дорогой. Назвать бы его... Цитадель, например. Но это было бы слишком прямолинейно. Местные жители дают имена вершинам с куда большей фантазией и юмором: Хобот Слона, Брюхо Епископа, Мумия. Вот только я среди каменных исполинов не заметила ни слона, ни мумии, ни тем более брюха.



Ну все, можно свечку ставить - добрались!



Теперь можно любоваться видами с философским спокойствием, без опасения, что эта "разрезанная" красота станет последним , что увидишь в жизни.
Впечатление от грандиозной панорамы портит Мирадор дельс Апостольс - Смотровая площадка Апостолов (справа), которая выглядит так, будто сошла со страниц журнала "Советская Архитектура". В здании 1975 года постройки находятся рестораны-кафе-буфеты, а на крыше - террасы с самыми лучшими видами. Лучшими потому, что это единственное место, где  архитектурное убожество гарантировано на глаза не попадется.



Есть и другие площадки. На одной из них установлен памятник Рамону Льюлю, средневековому философу-мистику, алхимику и поэту. Монумент работы Жузепа Субирача зримо представляет концепцию мыслителя о "лестнице восхождения"



Если долго созерцать такие пейзажи, то ступени  лестницы проявятся и без "пособия",  данного Субирачем: Камень - Огонь - Растение - Животное - Человек - Небо - Ангел - Бог.
На фото можно рассмотреть тропу, вьющуюся по склону горы. Это "Путь Молитв", который ведет к Часовне Святой Пещеры.



Внизу, в узкой долине протекает река Льобрегат



Часовня построена на том месте, где в 9 веке в пещере был найден нерукотворный образ Святой Марии - Черной Мадонны Монсеррат. Позже он был утерян и вновь обретен в 12 веке. Сейчас он находится в Соборе монастыря, а в часовне на горе хранится его уменьшенная копия.
Со Святой Пещеры, собственно, и началась история Монсеррат, как места поклонения Деве Марии. К святыне, не смотря на все риски такого путешествия, стал стекаться народ.
Сейчас в горах проложено пять паломнических маршрутов и все они вполне безопасны.



Маршрут Ками де Сан-Мигуэль, Путь Святого Михаила, покровителя Монсеррат, заканчивается у креста, на вершине одной из гор. (Единственный кадр, где этот крест можно разглядеть, был сделан телефоном)



Теперь идем к монастырю по Пассейч дель'Эсколания. - главной улице паломнического центра. Улица названа по имени певческой школы, которая здесь находится. Ее солидное здание видно впереди, а за ним выглядывает апсида Собора, где находится Черная Мадонна. Перспективу улицы замыкает горный массив, похожий на... зубы дракона (или, не так мифологично - петушиный гребень) Местное название самого крупного из зубов - Фригийский Колпак



Если следовать теме головных уборов, то гору, которая нависла над школой, можно было бы назвать "Шапка Мономаха"



Тротуар под навесом, идущий по другой стороне улицы, это не просто удобная пешеходная дорожка. Это длинный-предлинный балкон, или, скорее мост,  перекинутый через ущелье. Если отвлечься от панорам, которые меняются перед глазами во время прохождения моста, то можно заметить впереди белые палатки мини-рынка.



На рынке торгуют местными продуктами, в основном сырами и в основном козьими и овечьими. Где из них какие, разобраться не сложно, но если интересуют какие-то подробности, вроде сроков выдержки, состава жиров и специй, то об этом расскажут продавщицы, которые так-сяк изъясняются по-русски.




К сырам, если успеем, вернемся позже. Какие сыры, когда тут такое!... С моста можно увидеть, что в ущелье есть канатная дорога и сюда, на высоту 725 метров над уровнем моря, можно подняться в красивой желтой кабинке! Как раз сейчас одна из таких кабинок проплывает над станцией фуникулера. Наличие фуникулера говорит о том, что здесь позаботились и о тех, кто не любит болтаться в воздухе, подвешенным на ниточке. Они могут двигаться вверх, не отрываясь от земли, правда под сумасшедшим углом.



А еще до монастыря можно с полным комфортом добраться по Кремальере - зубчатой железной дороге. Она связывает равнинную барселонскую ветку с Монсеррат. На фото внизу видны пути, но здание - это не вокзал, а станция канатки. Для того, чтобы попасть на вокзал, надо подняться - по лестнице или лифтом - выше...

45.JPG

...на площадь Креста. Она так названа из-за того, что на ней установлен Крест Святого Михаила (авторства, опять-таки Субирача) Но это название здесь к месту и по другой причине: площадь является  перекрестком, на котором сходятся три станции - Кремальеры и двух участков фуникулера. Первый участок - Санта Кова приходит сюда от Ками де ла Санта Кова (Пути Святой Пещеры), а второй, Сант-Жоан, поднимается еще выше, до отметки 1000 метров. С этой точки он выглядит почти отвесным. В реальности уклон 65 градусов - самый крутой среди испанских фуникулеров.



Перед входом на территорию монастыря есть еще одна площадь, названная в честь аббата Оливы, основателя обители.



Сам аббат, воплощенный в бронзе сидит напротив входа. На спинке его кресла  - изображения монастырей, настоятелем которых он был, а в руке он держит план первой романской церкви Монсеррат, которая не сохранилась (автор памятника - современный каталонский скульптор Кузакс)



Вообще на территории монастыря совем мало по настоящему древних построек. Во время войны с Наполеоном здесь почти все было разрушено.
Стена и герб над входом довольно старые, 16 век, им каким-то образом удалось пережить наполеоновское лихолетье.
На гербе вполне достоверно, как мне кажется, изображены здешние горы.



Пройдя под входной аркой, движемся по Подъему Богоматери к Площади Девы Марии.



По дороге в нише стены встречается еще один Субирач, вернее выпукло-вогнутый Святой Георгий его работы (почти такой же есть и в Барселоне)



Дома на площади выглядят так, будто это именно они заставили горы подвинуться, чтобы освободить...



...такое огромное пустое пространство.



А у гор такой вид, будто они в отместку за посягательство на их территорию уселись каменными задами прямо на крыши своих притеснителей. А те ничего, держатся. И даже, в отличие от камней, не морщатся!



Несмотря на то, что люди так властно вторглись во владения великанов, каждый отдельный человек чувствует себя перед ними карликом, а коробочки строений кажутся куда меньше, чем если бы они стояли где-то среди города (коробочка в кадре справа  - это лицевая стена внутреннего двора Собора)



В середине 20 века был восстановлен  клуатр делла Ровере. Этот римский кардинал, в последствии Папа Юлий II, финансировал строительство, но никогда в Монсеррат не приезжал. От исходного сооружения 15 века остались одни фрагменты. Тоже Великий Наполеон постарался.

45.JPG

Двор перед самим Собором носит имя аббата Ажерика. Он окружен арочной галереей, украшенной рисунками и орнаментами в технике сграфитто.
Базилика многократно перестраивалась, Нынешний вид она приобрела в 90-х годах прошлого века, когда фасаду был возвращен ренессансный облик.

45.JPG

Первое, что обращает на себя внимание в интерьере - это богато украшенная золотом лоджия над алтарем.

45.JPG

В глубине лоджии и находится знаменитая Черная Мадонна, Смугляночка, как ее ласково называют каталонцы.

45.JPG

Чтобы попасть к ней "на прием", надо через другой вход зайти в боковой неф, который отделен от остального зала решеткой.
Но это потом. Сейчас подходит время выступления хора мальчиков. На разогреве у мальчиков выступает хор их бабушек и дедушек.

45.JPG

А вот и они, ученики Эсколании, одной из старейших музыкальных школ Европы.

58-0.JPG

Школа была основана в 13 веке. Сейчас здесь занимается около 50 мальчишек в возрасте от 8 до 14 лет. Обучение длится четыре года. Кроме музыкального, дети получают и базовое образование, постоянно проживая при монастыре.
Хор выступает ежедневно, при большом стечении народа, исполняя песнопения в сопровождении органа. Коллектив известен в Испании и за ее пределами, он много гастролирует и записывается. Устроить ребенка в Эсколанию считается большой удачей. (Ребятишки поют, действительно, очень красиво, я сама, слушая их, слегка прослезилась, но справедливости ради должна сказать, что наш барановичский детский православный хор звучит ничуть не хуже.)

А вот отсюда начался мой "крестный путь" к Мадонне. Его муки были вызваны не столько стоянием в длинной очереди, сколько страхом опоздать из-за этого на автобус.



Вот, наконец, показался вход в "святая святых". Рассмотреть его удалось во всех подробностях, потому что очередь ползла издевательски-медленно.



В оформлении внутреннего убранства Базилики принимали участие все самые видные архитекторы, скульпторы и художники конца 19 - начала 20 века. Говорят, что даже сам Гауди где-то тут отметился.



Лестница на лоджию, по замыслу ее создателя, должна была, по всей видимости, ассоциироваться у прихожан со Святой Пещерой.



До цели осталось всего несколько ступеней. Но что такое?... Мадонна... за стеклом?



Точно! Мадонна упакована в стеклянный цилиндр. Но как же тогда быть с ее исцеляющими и животворящими свойствами? Ведь чтобы они работали, к святыне надо прикасаться!



Ничего страшного! Найден компромисс: учтены и требованиями безопасности и чаяния верующих. В стекле оставлено отверстие для руки Мадонны.



Именно этой руки с шаром надо касаться, когда просишь о сокровенном...
(Впечатление впопыхах: не тянет как-то этот образ на "нерукотворный", То ли дело наш жировичский камень, на котором едва проступают очертания женщины с ребенком)



Уже на бегу окинула взглядом двор. За время моего пребывания в Базилике, солнце успело пройти немалый путь и теперь освещало  периметр двора до самого дна. Лучшего момента не придумать, чтобы снять интересное оформление площадки, вымощенной белым и розовым мрамором. В ее центре выделяется круг, который называют "кругом силы". (Считается, что в нем концентрируется положительная энергия и чтобы ею напитаться, надо стать в середину с закрытыми глазами и воздетыми к небу руками. Раньше на месте центрального круга находился алтарь первого храма, так что Черная Мадонна долгое время "жила" именно здесь. Но у меня не только на всякие пассы, но и на пару-тройку качественных кадров уже не было ни минуты.



Оставалось радоваться, что на автобус успела и не пришлось мне в одиночестве возвращаться назад по железной дороге.
А может, стоило плюнуть на автобус, купить пару кусков сыра и отправится по одному из "ками", по Пути Молитв, например, или подняться на фуникулере на самый верх...

67.JPG

Возвращались  мы по другой дороге. Я то надеялась, что на обратном пути  буду сидеть подальше от обрыва, но пришлось, как и во время подъема, болтать ногами над пропастью.  Хотя, если честно, после стресса от стояния в очереди, восприятие как-то притупилось.



...или этот участок дороги оказался чуть более пологим, или просто привыкла, но смотрела теперь вдаль и вниз, пусть и с трепетом, но с трепетом восторга, а не страха.



По дороге проехали еще одну обитель. Она, в отличие от Монсеррат, где всем строениям не больше полутора столетий, реально древняя. Наполеон ее не разрушил по чистой случайности - просто не заметил.



Горный массив Монсеррат остался позади. Он невелик - 5х10 километров и весь является национальным заповедником.



Венец - делу конец!



Скоро Барселона!


Tags: Каталония, Монсеррат, отзыв, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments