moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Гадание на ромашке: снесут - не снесут Измайловский Вернисаж?

Побывала год назад в Измайловском Кремле, а весной этого года, как гром среди ясного неба - что-то там собираются сносить.
Ушам не поверила! Стала искать информацию в интернете. Действительно, по програме реновации под снос должна пойти часть комплекса, которая расположена возле Серебряно-Виноградного пруда - Вернисаж. Там намечено проложить дорогу к запланированному микрорайону.
Конечно же, такое решение вызвало возмущение не только у собственников и арендаторов, но и у жителей города. Написали петицию, собрали подписи... И вроде бы отстояли.
Но пока никто еще не видел нового проекта. А ведь строить надо, сроки горят. Поэтому, я думаю, успокаиваться рано. Если чиновников прижмет, а других вариантов к этому моменту не будет найдено, снесут и не почешутся. Ведь на другой чаше весов программа по расселению хрущевок, в выполнении которой заинтересовано куда большее количество разного народа...



Культурно-торгово-развлекательный комплекс "Измайловский Кремль" был построен в 2003 году на месте Измайловского Вернисажа  - большого открытого рынка художественных изделий. Теперь Вернисажем называется одна из частей комплекса и там по-прежнему торгуют в основном продукцией народных промыслов и "блошиным" антиквариатом. Картины и иконы тоже есть.
Кроме Вернисажа был создан Центр русской культуры, который по задумке авторов проекта должен знакомить посетителей с традициями и бытом допетровской Руси.



Руководствуясь планом, мы сначала подумали было пойти в сторону центральных ворот, обрамленных башнями-близнецами.
К воротам ведет длинный "торжественный" пандус, которым мало, кто пользуется. Чтобы добраться до начала подъема, тем, кто, как мы, прехал на метро, надо миновать большую автостоянку. Это как-то сразу снижает градус торжественности, да и удобства совсем не добавляет.



Оценив ситуацию, мы издали полюбовались белоснежной красотой и стали искать другой способ попасть на территорию Кремля..



Простой и непритязательный подъем находится справа от центральных ворот, на валу. Ржавая металлическая лестница никак не сочетается с заявленной древнерусской тематикой, но со своей задачей - доставлять посетителей к месту назначения кратчайшим путём - вполне справляется.



Лестница привела нас к стенам "городища", вдоль которых шла небойкая торговля каким-то хламом.
Сразу вспомнились стихийные барахолки 90-х, на которых вот так же торговали "с земли". Мне доводилось бывать на старом Вернисаже, но такого нищебродства на нём не припоминаю. Неужели сейчас стало больше, чем в то суровое время, людей, вынужденных опустошать свои кладовки и чердаки и продавать стрьё, чтобы как-то поддержать свое существование? (Кстати, торговцы, сбывающие с рук вещи, а иногда даже одну вещь, выстраиваются цепочкой прямо от станции метро и до Кремля, а здесь, у самых стен, стоят, скорее всего, "комиссионщики")



Чтобы вернуть нам способность проникаться самобытной русской культурой, у самых ворот нас встретил былинный богатырь.



Широко распахнутые створки ворот приглашают заглянуть во двор.



Во дворе, слева от входа, громоздится Дворец Русской Трапезы. Посетители притормаживают, пытаясь охватить взглядом замысловатое сооружение.
Но рассмотреть с этой точки все купола, шатры, кокошники, балкончики и окошки невозможно. Лучше идти дальше, на площадь.



 Центральная площадь двора огромная. Она предназначена для массовых народных гуляний. Правда, во время нашего визита народ массово не гулял, предоставив это развлечение ветру.



Башни Главных ворот со стороны площади выглядят не менее сахарно-помадно... то есть, парадно, чем снаружи. Начинка у них такая же, как у Дворца Русской Трапезы, а именно - ресторанная. Всего на територии Кремля находится около дюжины банкетных залов разного размера и уровня.



Рядом с воротами находится сцена, задник которой похож на традиционный уличный балаган, только куда более богатый и красочный.
Дальше, за сценой, опоясывая кремлевский двор по периметру, тянется ряд ремесленных лавок и мини-музеев.



Центр площади занимает действующий Храм Святителя Николая. Главный фасад Храма смотрит на Дворец Трапезы, как бы демонстрируя прямую связь духовного и мирского.



Дворец Трапезы - самый внушительный объект всего Кремля. Он имеет три банкетных зала - Царский, Боярский и Хохлома.
Для царско-боярской трапезы мы еще не созрели, поэтому внутрь не пошли (хотя было любопытно взглянуть, как выглядят хоромы).
А вот горло промочить было бы уже неплохо.



У стен Дворца Горыныч (змей!) в три голоса расхваливал сбитень и приглашал его отведать.



Что может быть лучше горячего сбитня в светлое время суток, да на открытом воздухе!
Короче, мы повелись на рекламу и ароматы, а надо было повнимательнее в морды эти хитрые посмотреть, может, тогда догадались бы, сколько раз каждая из них в котёл плюнула!
Просто ничем другим вкус этого варева, приятного на вид и запах, объяснить было нельзя.
Эх, лучше бы в Музей водки сходили, на дегустацию!



Позади Храма находится миниатюрный пруд с "Островом Любви", а также дерево, увешанное замочками. Сразу после церковного венчания молодые могут совершить все положенные по старинной славянской традиции действия: поставить штампы в паспорта во Дворце бракосочетаний (здесь есть и такой), повесить на дерево замочек и выкинуть ключ в пруд, сфотографироваться и сесть за свадебный стол.



Гончарная мастерская выглядит, как еще один дворец. В мастерской можно не только понаблюдать за работой специалистов, но и самому освоить азы профессии.



Фасад мастерской - лучшая реклама изделий, которые эта мастерская производит. Тот случай, когда "сапожники" совсем даже не босы.



...Причем они настолько хорошо "обуты", что смогли поделиться излишками производства с соседним "Домом Куклы" и "Музеем кнута и пряника"



Интересно, а из какой древне-русской оперы вот эти ребята? Думаю, они вышли подышать свежим воздухом из галереи Арт-Кремль. Вскоре мы убедились, что наличие ярко и монохромно окрашенных персон одной только кремлевской арт-галереей не ограничивается.



Еще один индивидуум попался на глаза на блошином рынке. Возможно, это близкий друг и единомышленник историка моды А. Васильева. (если по эпатажному прикиду судить)
Давно подметила, что странные места - а блошиный рынок, несомненно, к таким и относится - аккумулируют не только необычные предметы, но и людей... с причудами.



Наряду со странными, было множество обычных, но давно вышедших из употребления вещей. Радость узнавания была, как при встрече со старыми знакомыми: ой! у меня была такая игрушка, а вон чашки, точно такие же когда-то папа из Болгарии привез, до сих пор где-то хранятся, надо найти...



Среди серебряных предметов знакомых у нас не нашлось.



Не водили мы дружбу и с прялками-керосинками-самоварами, поэтому мимо рядов с этими раритетами пробежали рысью.



Пора уже было заканчивать экскурсию, время поджимало. Но идти назад по своим следам, через центральную площадь не хотелось. Покрутились немного и нашли крытый виадук..



...который по совместительству оказался галереей российской морской славы. Странно, что на плане этот проход вообще никак не был обозначен.. Может, поэтому сюда никто и не заглядывал.



С галереи-виадука открылся вид на Кремль. Те места, где мы уже побывали, теперь можно было осмотреть с высоты.



Жаль, что нельзя было выглянуть отсюда наружу, за стены, в сторону Серебряно-Виноградного пруда, на котором в 1668 году юный Пётр на ботике "Святой Николай" совершил свое первое плаванье



Сам пруд появился благодаря батюшке Петра, Алексею Михайловичу, который планировал превратить свою Измайловскую вотчину в передовое хозяйство. По его велению здесь, на речке Серебрянке были построены плотины, а кроме них - мельницы, оранжереи, водопроводы...  Были  разбиты сады, в которых в том числе растили экзотический по тем временам виноград... Можно сказать, это было Сколково 17-го века.



Размах и серьезность предприятия сейчас вряд ли могут передать декоративные бревенчатые укрепления, пряничные башенки и бутафорские ветряки. Но, собственно, ожидать этого от комплекса, который заявлен, как развлекательный и не приходится.



А как развлекательный, он очень даже ничего. Придти сюда с семьей на весь выходной  - неплохая альтернатива посещению какого-нибудь из многочисленных ТРЦ с их 3-Д кинотеатрами, игровыми лабиринтами и прочими современными приманками. Здесь есть чем занятся и взрослым и детям.



И вполне вероятно, что одного выходного может не хватить, чтобы обойти все музеи, мастерские и галереи. А если еще семейное мероприятие совпадет с каким-нибудь организованным на территории Кремля праздником!...



Тут мы вернулись, практически, к исходной точке и выяснили, что выход с виадука по пандусу, ведущему за пределы Кремля, закрыт (так вот в чем была причина отсутствия людей!)
Пришлось воспользоваться одной из лестниц, которая спустила нас в недра сувенирного рынка.



В мгновение ока мы оказались в царстве Палеха, Дымково, Гжели и Хохломы.



Титульной нацией в этом царстве были есть и будут матрёшки - белая кость!
Кроме "обычных", одна в одной, матрёшек, здесь можно встретить множество других вариантов: матрёшки в виде магнитов, закладок, ручек, брелков, подушек... Их изображения есть на календарях, открытках, фартуках, постельном белье, придверных ковриках...



Стоит взглянуть на такое - тут же тянет грянуть "Калинку"! И под нее маршировать на выход (выход, он же вход, показан на первом фото)



П.С.  Не могу сказать, что осталась в особом восторге от этого места. Довольно сложное у меня отношение к псевдоисторическому антуражу (похожие чувства у меня вызвала "Испанская деревня" в Барселоне - такой же вариант "развесистой клюквы"). Осадочек оставляют и всякие недоделки, отступления от стиля и, опять-таки, барахолка. Все-таки есть разница между современным блошиным рынком и продажей поношенных вещей со скатёрки на земле. Много где в Европе торгуют антиквариатом разной степени ценности, но это не выглядит, как продажа нищими последних пожитков.
Несмотря на все это Измайловский Кремль по-своему интересен и уникален. Видно, что его "отцы-основатели" с душой отнеслись к созданию атмосферы... если не исторической, то сказочной. И побывать в такой сказке, попасть из мегаполиса в мир фантазий... это, как...  в детство окунуться. Это почти Дисней-ленд, только без аттракционов.
И вот я не понимаю, неужели не хватает пустырей, заброшенных предприятий, свалок, где давно надо навести порядок и использовать с толком эти площади?  Что, в самом деле, только сносом функционирующего (активно и с пользой) объекта можно решить проблему жилых квадратных метров?
Я всё-таки надеюсь, что Вернисаж не тронут и навсегда оставят в покое.
Ну не может же идиотизм победить!
Tags: Вернисаж. Измайловский Кремль, отзыв, проблема сноса, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments