moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Городские общественные пространства, загадочные и беспощадные: MuCEM, Марсель.

Продолжу тему, начатую в предыдущей статье - о современном обустройстве общественных зон городской среды.
Предлагаю перенестись из холодной московской зимы в жаркое лето Прованса, и очутиться в столице этой области, в Марселе, прямо в его центре. Центр города, его сердце - это Старый порт и здесь есть то, что начиная с 2013 года ни один турист, посещающий Марсель, не обходит своим вниманием - МuСЕМ, Музей Цивилизаций народов Европы и Средиземноморья.



Поскольку дрона у меня нет, воспользуюсь большим фотографическим видом сверху,  снятым мной в марсельском метро, чтобы объяснить, что тут к чему.
Музей занимает большую территорию и состоит из двух частей - комплекса зданий старого форта Сен-Жан и современного здания-коробки, которые связаны между собой мостом. Черная шпилька моста хорошо видна на фото.



Совсем всё станет понятно, если взглянуть на макет. Его мы нашли уже в самом Музее. На нем видно, что мостов здесь не один, а два. Второй связывает форт с холмом, на котором стоит церковь моряков, как ее тут называют. Это Сен-Лоран, одна из самых старых церквей Марселя. Она в комплекс не входит. Зато другое здание, носящее странное имя "Средиземноморская вилла", которое в реальности находится там, где на макете стоит обозначение J4, почему-то не отображено, хотя является продолжением музея. Могу предположить, что оно появилось совсем недавно и его просто не успели внести в эту "фортозицию"  (композицию из форта и других зданий)



Попасть на территорию комплекса можно как по мосту со стороны церкви, так и через темное здание из стекла и бетона, со входом  со стороны набережной (на макете там стрелочка стоит). Мы воспользовались  вторым вариантом, поскольку посещение Музея было запланировано следующим пунктом после Кафедрального собора Сент-Мари Мажор, находящегося здесь же, в районе порта.  Чтобы попасть от Собора к Музею нам надо было пересечь голую ослепительную необъятную площадь.
Переход через марсельскую атакаму дался нелегко. Солнце жгло, пятки горели, а  в голове крутилась одна мысль: к стенке!.. к стенке!...
К стенке ставить тех, кто проектирует такие антигуманные пространства!!!



Вилла выглядела так, будто ее еще не сдали в эксплуатацию, но это нас не особо озаботило. Главное было то, что ее гигантский навес дал нам тень, а заодно и надежду добраться до цели, не получив солнечный удар (Вилла, кстати, кроме помещений внутри буквы "Г", в виде которой построено здание, имеет еще подземный, а, вернее, подводный этаж, куда можно попасть на лифте... через бассейн.)



Вот и главное музейное здание. Его дырявый козырек выглядит насмешкой над теми, кто ищет укрытия от солнца или дождя.



Экспозиция Музея впечатления не произвела. Несколько лодок, (в основном макеты), амфоры, монеты, черепки - обычный и довольно скромный ассортимент. Было ощущение, что его спешно, с миру по нитке, собрали, чтобы в эффектную обертку положить хоть какую-то начинку. Однако не она, не начинка, а именно упаковка представляет здесь главный экспонат.
Не знаю, как появилась идея строительства этого здания. Скорее всего это был один из объектов, которые создавались к моменту передачи Марселю титула Культурной столицы Европы. Евросоюз принял такую программу, по которой (так же, как для проведения международных спортивных мероприятий) выбирают город  в качестве центра культурной жизни континента сроком на один год. Выборы происходят за несколко лет до события и, само собой, под это дело выделяют деньги. Марсель начал подготовку в 2009-м, а  "носил корону" в 2013 году.



Внутренний объем здания опоясан по периметру пандусом, двигаясь по которому можно постепенно подняться на крышу. Чтобы таким способом до нее добраться, надо четырежды обойти здание. Невероятно бессмысленная потеря времени и сил! Тем более, что смотреть по ходу не на что. Конструкции из металла, бетона и стекла перестают впечатлять уже на первом витке, а ближе к крыше становится к тому же неимоверно жарко.



Можно, конечно, полюбоваться узкой щелью, которая отделяет пандус от самого здания, можно от нечего делать плюнуть туда (если будет чем), можно попытаться рассмотреть море сквозь фигурную решетку из пористого бетона... вот и всё, делать тут больше нечего.



Поэтому лучше всего найти нормальную лестницу или лифт (такие тут тоже есть - по углам здания) и постараться поскорее покинуть эту гигантскую ловушку для антропоморфной мошкары, пока  диковинная клеть окончательно не уморила глупых попаданцев.



Вышли на крышу. Она встретила нас адским солнцепеком и новой загадкой: что это за странное сооружение, похожее на большую пляжную кабинку для переодевания? Только люди почему-то пользуются ею совместно и к тому же появляются-исчезают как-то очень быстро. Но, вспомнив макет, мы сообразили, что никакая это не кабинка, а свернутый петлей пандус - подъем на мост, спрятанный за высоким парапетом.  По этому мосту мы сможем перейти в форт.

50-1.JPG

После того, как загадка была решена, мы осмотрели террасу внимательнее. Местечко, надо сказать, жуткое, раскаленное, как противень в духовке, с узким козырьком по периметру, который не даёт никакой тени, а только издевательски на нее намекает. И надо же! Находятся желающие этими намеками пользоваться! Стойкие же организмы у этих любителей солнечных ванн! Можно им  позавидовать (при условии, что все они ещё живы и здоровы; не мешало бы это, кстати говоря, иногда проверять, мало ли)



С какой целью вообще создавали эту террасу? Как смотровую площадку? Но ведь виды закрыты решетками! Чтобы посетители могли "комфортно" отдохнуть в "уютном" кафе? Но в жару здесь находится невыносимо и вряд ли ситуация становится лучше, когда, например, дует мистраль. Представляю, как он свищет сквозь решетки!...( А может так  европейцы сами себя закаляют, чтобы сопротивлятся "загниванию" и "вырождению"?)



Вышли на середину моста и замерли. Виды открылись такие, что я мысленно простила извергов-архитекторов, устроивших душегубку в стиле хай-тек.



Бирюзовый цвет воды действовал на изнуренную дизайнерскими вывертами психику магнетически.



Далекие горизонты и близкие, почти до самого дна различимые глубины, манили к себе, как миражи в пустыне.



Местные жители используют акваторию искусственного залива (его создали одновременно со всем комплексом) как домашний бассейн. Будь у нас возможность оказаться в этот момент там, внизу, мы бы составили им компанию.



Теперь посмотрим, чем нас порадует форт Сен-Жан. В его историю я вдаваться не буду, поскольку сейчас речь не об истории, а о том, что смогли сделать реставраторы и ландшафтные архитекторы из старой полуразрушенной крепости, чтобы вернуть ее к полноценной жизни.
На первый взгляд - красиво. Даже какие-то островки зелени виднеются и симпатичные лавочки. Вот только на симпатичных лавочках никто не сидит, потому что их поставили на открытой площадке. Видимо, проект благоустройства делали граждане неместные, не имеющие представления о том, как в этих широтах солнце ходит по небосводу и в какое время в каких местах бывает тень. Поэтому посетителям теперь приходится самим решать проблему, где присесть, да так, чтобы при этом не сгореть заживо.



Не исключено, что это такой специально продуманный хитрый ход, заставляющий людей не прохлаждаться в спасительной тени а прямиком идти в кондиционированные сувенирные магазины, кафе и платные выставочные залы. На Плас д'Арм, в бывших казармах, всего этого хватает. Большая часть народа именно там и проводит время. Ну не сидеть же на ступенях амфитеатра! (Кстати, его зрительские места (в кадре слева) очень похожи на те, что мы потом видели в Зарядье.



А вот скульптурными работами московский парк почему-то решил посетителей не удивлять и мне кажется, зря.  Не хватает в нем  всё-таки каких-то объемных композиций, вроде той что на фото внизу. Но я соглашусь, что лучше их полное отсутствие, чем перспектива превратиться в место выгула всяких птиц-троек, жар-птиц и иван-царевичей с лягушками  имени Зураба Церетели.



Крепость похожа на город в городе со своими улицами, переулками, подворотнями и площадями.



Есть здесь и сады. Они разбиты на сектора, каждый из которых посвящен какому-то виду трав или кустарников или же какой-то теме. Например, в одном из секторов собраны эмблемные цветы, цветы-символы. (Опять подумала про Зарядье, где тоже сделали что-то вроде выставки, которая представляет климатические зоны России с характерным для них растительным миром и где так же, как здесь, постарались придать участкам максимально естественный вид. Может, и идеи  "рваных" дорожек и "присыпок" из гравия тоже отсюда родом? Только создатели Зарядья не подумали о некоторых особенностях:  если дисциплинированный европейский гравий лежит там, где его положили, то московский ведет себя, как дворовая шпана - хулиганит, лезет на дорожки, пристает к людям!...)
Но здешние ландшафтники тоже не согласовали детали своего проекта со спецификой своего же региона: знойным летом сад трав похож на иссушенный, поросший бурьяном заброшенный пустырь.



Солнце не пощадило и виноградные лозы на перголе... Хотя нет, это не пергола и не виноград, а имитация: кованная сквозная конструкция, назначение которой непонятно. Тени от нее никакой, красота... сомнительная.



На крыше часовни Сен-Жан, за колокольней, устроен... солярий! Может, рядом с солярием, как это обычно бывает, и бассейн есть?



Никакой воды там нет, поэтому у желающих свариться ничего не получится. Смогут только зажариться.



Я, как и эта девушка на лавке, предпочитаю солярию "сомбрарий! (от испанского "сомбре" - тень) Спускаясь к полоске тени, главное не потерять бдительность и не ухватиться за перила. Оригинальные кованные перила встречаются на территории форта повсюду, как напоминание о том, что жизнь полна неожиданностей и несчастные случаи иногда происходят там, где мы их совсем не ждем. Невинное желание обеспечить себе дополнительную точку опоры может обернуться ожогом первой степени и временной потерей трудоспособности.



Двор-колодец мы обошли поверху не один раз в надежде найти спуск.



Когда уже силы и терпение были исчерпаны, вдруг, у самого выхода из крепости обнаружился тоннель, ведущий куда-то вниз. Стали спускаться по нему. Уклон сначала был небольшой..



...а потом!...



Ура! Цель достигнута - добрались до воды. Это она  манила нас на дно колодца, поблескивая среди песчано-желтых камней. Воды оказалось с лужицу, но и это было счастье. Не могли оторваться от "дырявой" емкости, плескались вместе с голубями и воробьями, оттягивая тот момент, когда надо будет вернуться на лестницу и одолеть ее в обратном направлении.



Не мы одни стали жертвами приманки. Приложив немалые усилия, чтобы достичь источника,  люди радостно к нему припадали... а потом оглядывались вокруг, чтобы понять, куда они попали, и есть ли тут еще что-нибудь, с помощью чего можно было бы восполнить затраты энергии. Увы, кроме чаши... нет, скорее блюдечка с водой, здесь больше не было ничего - никакого даже самого скромного уголка отдыха, где можно было бы собраться с силами для дальнейшего похода.



Оставалось расчитывать на то, что выход близко и мы скоро покинем экстремальный аттракцион под названием МuСЕМ
Вот уже спасительный берег впереди!



О боже! Мы вырвались из одной душегубки, чтобы угодить в другую, с  варварскими извращениями в виде плясок с бубнами и медведями...



Жаль, что вечером Музей закрыт. Все то, чем он располагает, именно в вечернее время можно было бы оценить по достоинству, а днем... Днем на всех подступах к нему надо ставить таблички типа "Не влезай, убьет!" с черепами, костями и прочими предупреждениями.



Tags: Франция, благоустройство, городское общественное пространство, ландшафтный дизайн, музей, отзыв, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments