moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Городские общественные пространства, загадочные и беспощадные: Зарядье, Москва.

Сейчас стало модным устраивать в городах зоны отдыха и развлечений, к которым не подходит ни одно из привычных наименований, таких как "сад", "аллея", "парк"... Для них придумали одно обезличенное название: общественное пространство. Но Зарядью почему-то решили оставить традиционное обозначение - "парк".
Мне бы хотелось рассказать о впечатлениях от его посещения. Сразу скажу: они далеки от восторженных.  Правда, с тех пор прошло время и, возможно, там что-то изменилось. Но если изменения произошли, то, не думаю, что они существенные. Для радикальных перемен нужна революционная ситуация, такая, когда низы не хотят люди чем-то сильно возмущены, а верхи не могут властям приходится принимать меры...  Но соотнести с Зарядьем что-либо подобное невозможно: вокруг него, как возле сказочной молочной реки, какие-то сплошные сладкие кисельные берега... Сколько бы я не слышала отзывов о проекте, все они, как один, хвалебные. Путин, опять-таки, полный "одобрямс" выражает...
Получается, я буду в гордом одиночестве плевать против ветра петь в совсем другой тональности.
Мой интерес к парку начался с сообщений в СМИ, в которых дифирамбы сопровождались невнятными телевизионными картинками  Я была заинтригована: что же в тех холмах и кустиках, которые я едва успевала разглядеть в очередном новостном ролике, может быть такого, что заставляет разных уважаемых людей снова и снова выдавать восторженные рецензии?
Наконец, мне с семьей предоставилась возможность увидеть Зарядье воочию.  Это случилось в первый день Нового, 2018 года. Не буду останавливаться на описаниях ближайших к парку подступов, то есть улицы Варварки, хотя ее мы осмотрели с большим интересом, но главная цель у нас была другая. И вот она уже появляется перед нами:



Осмотр парка с высоты небольшой смотровой площадки со стороны Варварки ничего не прояснил и никакого цельного представления об объекте не дал. Попробовала разобраться с помощью плана, который нашла тут же на площадке. Он предоставил точную информацию об исторических памятниках, выстроившихся вдоль улицы, но парк Зарядье по-прежнему оставался "терра инкогнита"                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
138.JPG                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Поэтому решили изучать его эмпирически, то есть, опытным путем.
Для начала спустились со смотровой площадки к подножию стеклянной горки, чтобы...



...чтобы потом на нее подняться. Собственно, других, более интересных вариантов дальнейшего движения мы не увидели.
Поднялись... и что? Да ничего. Какие-то неопрятные мхи, бессмысленные, будто рваные дорожки, неудобные пыточные скамьи... При этом еще холодный ветер, от которого негде укрыться.
Сочетание хоть куда - тяжелые тучи над головой и хрустящий гравий под ногами.



Кому вообще пришла в голову идея засыпать проплешины между дорожной плиткой и газоном противным, серым, расползающимся, как зараза, гравием? И кто решил, что гиблые болотные мхи рядом с Кремлем выглядят круто? Все эти кочки, бугры и прочие неокультуренные следы позднеледникового периода, позади которых робко и как-то неуместно  пробиваются пестренькие и бледненькие ростки церквей - это действительно кому-то кажется вау какой оригинальной находкой? Если такой прием и считать эффектным, то только для создания картины "Россия во мгле" "Россия во мхах" (в болоте, ё!). Невольно мысль закралась - а не поработал ли здесь со знанием дела тайный враг? или же просто портняжки-шулера, которым доверили сшить для короля новое платье, навели тень на плетень, чтобы за завесой якобы смелых решений скрыть...?



Однако у горки нашлось все же одно достоинство: с нее открылся вид на все "варварьевские" исторические объекты, которые отсюда можно было рассмотреть в "полный рост" - от фундаментов до крыш и маковок. Со стороны Варварки это сделать нельзя, поскольку большинство зданий стоит в ложбине, ниже уровня улицы.



Алеющие свежей краской стены церквей дают немного тепла в серый зябкий день, как будто два костерка пылают посреди унылой безприютной равнины.



Может летом, да в хорошую погоду здесь будет посимпатичней?... Все распустится, зацветет и заколосится!
Да, но ведь гравий-то никуда не денется и летом он будет причинять еще больше неудобств: все мы знаем, как он, вездесущий, любит забиваться в обувь, как он пылит на жаре, как мерзко скрипит под ногами. А пройдет дождик - луж и грязи в неровностях троп не избежать. Может, поклонники (они же создатели) такого вида благоустройства думают, что эти мелкие неприятности со временем как-то сами собой рассосутся? Если они действительно на это рассчитывают, то, значит, в голове у них совсем всё перепуталось. Есть же железное правило строителей: делай хорошо - плохо само получится. По этому правилу, если здесь и стоит чего-то ожидать, то только усиления неприятных эффектов.
И, кстати, когда деревья разрастуться, что станет с панорамой, о которой сейчас говорят, как об одном из самых существенных достоинств парка?



Теперь мы направимся к следующему объекту, который громко называется Большим Амфитеатром. Он расположился на холме, прикрытом сверху блестящей нашлепкой. На другом склоне холма, со стороны реки, есть еще Малый Амфитеатр. В недрах холма скрывается Эльфийский Концертный зал, вход в который находится на площади у Китайгородской стены..
Мы могли пройти к Амфитеатру поверху, по крыше белой "Ледяной пещеры", но, спасаясь от ветра, решили спуститься вниз.



Во время спуска поймала этот кадр. Выглядит символично! Вот только расшифровывать этот символ не возьмусь. Кто захочет - милости прошу!



Большая часть трибун Большого Амфитеатра находится под открытым небом.



И сцена тоже - это просто крытый доской пятачок посреди лужайки.



Спрашивается, зачем огород городили? Зачем была нужна эта, так называемая, "стеклянная кора"?  В чем ее смысл?  Кого и от чего она должна прикрывать?



Ах, вот зачем - для защиты газона и редких (не по видовой принадлежности, а по количеству) мелких кустарников и вялых цветиков, а главное...



...для сохранения ценимого авторами проекта  "пятого элемента" окружающей среды - гравия! (что б ему!)
Тут я опять  про лето подумала: в жаркий солнечный день, что здесь, под стеклом, будет - теплица? Позже я где-то прочитала, что в металлическом каркасе предусмотрены "поливалки" и какая-то мудреная система вентиляции... Эти инженерные решения на уровне космических технологий, конечно, великолепны, но остаётся вопрос: всё это в целом - на фига?



Нагулявшись "под корой" и вволю наудивлявшись, мы пошли к главной достопримечательности парка, к Парящему мосту.
На самом деле это никакой не мост, а висячая прогулочная дорожка, которая начинается на одном берегу и на нем же заканчивается, даже не касаясь противоположного берега.
Получается такая длинная смотровая площадка в форме буквы "V". Растопырками она держится за берег, а острие парит над рекой. Посетители идут из одной растопырки в другую, из левой в правую, по часовой стрелке.



Двигаясь по мосту они сверху осматривают парк, сначала левую его часть, с Малым Амфитиатром, Храмом Зачатия Святой Анны, и маленьким прудом возле него...



...потом, не задерживаясь, проносятся над оживленной магистралью, идущей вдоль набережной Москвы-реки...



...и неизбежно скапливаются на острие. Здесь, само собой, образуется толкучка. Все желают сфотографироваться, стоя на самом кончике, хотя факт пребывания на "вершине" по снимку определить будет невозможно: просто стоишь на фоне реки и противоположного берега. И виды здесь, кстати, не сногсшибательные,  к тому же мешает съемкам бликующее стеклянное ограждение и  стоящие вдоль него скамьи. Эти скамьи занимают много места и при таком стечении народа вообще кажутся тут лишними  (хотя, если представить себе спокойную обстановку обычного рабочего дня с немногочисленными гуляющими парочками, то наличие таких сидений с удобными спинками только в плюс) Может, когда толпы любопытных схлынут, здесь станет вполне комфортно... но пока что другая, тревожная мысль, о все прибывающей массе народа, стала меня беспокоить. Вспомнилась история с мостом Милениум в Лондоне, когда перед самым  открытием вдруг выяснилось, что есть проблемы с его устойчивостью и открытие пришлось отложить, чтобы дополнительно укрепить и лишний раз проверить конструкции.



Мы постарались не задерживаться в "критической" точке, быстренько снялись, да так, чтобы символика кадра на этот раз была очевидной...



...и по второму лучу "V" поспешили удалиться, поглядывая на погружающийся в сумерки Кремль.



Напоследок сделала еще один кадр - прямо промеж...  крыльев Парящего моста.
Гляжу теперь на снимок и думаю, как и в связи с чем возникла идея этого сооружения? И какую оценку ему дать?
Тут не скажешь, плохое оно или хорошее. Оно просто... странное. И потому вызывает всякие образы и, в очередной раз, символы.
Мост, который не приводит на другой берег. Символично? А то!
Вершина, до которой добираешься медленно, с трудом, в толпе, но не поднимаешься при этом вверх, не видишь новых горизонтов... а просто зависаешь над пропастью.
И всем, в одну душу, надо постоять хоть одной ногой на этой вершине, чтобы потом, разочарованно плюнув, спешно убраться прочь.



С редким единодушием забили на посещение Ледяных пещер. После того, как намёрзлись на промозглом ветру, вряд ли бы мы получили удовольствие от пребывания в холодильнике. К тому же там очередь стояла - брррр! Во всех смыслах - брррр.



Снова оказаться в нормальной привычной городской обстановке было равносильно возвращению в цивилизацию из турпохода по "ненаселёнке". После лишайников, чертополохов и другой скрюченной растительности, обычные деревья и даже полное их отсутствие радовали глаз, не говоря уже о теплом мерцании разноцветных новогодних огоньков, а при воспоминании о жутком гравии я готова была признать обычный асфальт идеальным и даже очень эстетичным дорожным покрытием.


                                                                     
Tags: Москва, благоустройство, отзыв, парк Зарядье, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment