moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Про Суэцк и полу-"кругосветку" моего свёкра

Итак, продолжу начатый накануне рассказ про своего свёкра. Звали его Павел Андреевич, для краткости буду называть его П.А.
Родился он, как я уже упоминала,  в белорусской деревне (недалеко от Минска), в 1934 году, а в 53-м, закончил рижскую мореходку - Рижское мореходное училище.
В интернете нашла фото выпускников этого учебного заведения. Вполне возможно, такое же или похожее было у П.А. но оно не сохранилось.
Судомеханическое отделение! Скорее всего именно на этом отделении учился П.А.., потому что потом на флоте он работал механиком.



Фото взято отсюда: https://proza.ru/2009/05/01/995

19-тилетним парнишкой П.А. приехал на Сахалин, в Холмск - по распределению.
(П.А. на фото слева, внизу видна надпись - 1953 г. Холмск. )



Эпическое событие, которое я назвала "полу-кругосветкой" произошло 6 лет спустя. Началось в 1959 г. а закончилось в 1960-м.  Сколько именно оно длилось я точно не знаю, не  2 года, конечно же. Просто оно захватило конец 59-го и начало 60-го.

Судовая команда получила задание перегнать пароход, построенный на гданьской судоверфи на Сахалин.
Как будущий экипаж добрался до Гданьска, не знаю. Вряд ли морем, скорее всего  самолетами или поездами.

В интернете я нашла информацию о том самом судне. Оно получило имя Александра Баранова - первого Главного представителя русских поселений в Северной Америке

Проект: B-31 (ПНР)
Тип: Шкипер Гек (3-я серия п/х Донбасс)
Место постройки: ГП «Stocznia Gdańska» Гданьск
Строительный №: B31/66
Построено: 1959
Списано: 1982
Утилизировано: 1982
Приписка: Холмск
Владелец: Сахалинское государственное морское пароходство ММФ СССР
IMO: 5010220
Регистрация: РСССР
Регистровый №: М-26475
Позывной: UBIN
Текущее состояние: Разрезано (утилизировано)


фото из архива П.А.

Пока шло оформление судна, его приемка и передача, команда отдыхала в гостинице...



...и гуляла по городу, осматривая достопримечательности
На фото - Гданьский "дворжец глувны" - главный вокзал. Скорее всего, это  было первое, что увидела команда в Гданьске.



Больше полувека спустя я тоже стала знакомиться с городом именно отсюда, с вокзала.



Фото сделано на центральной площади Длуги тарг - Длинный рынок. Видна Ратуша и фонтан Нептуна возле нее
(Извиняюсь за состояние фотографии. Подозреваю, что над ней в несознательном возрасте "потрудился" мой будущий муж))



Вот то же место в его нынешнем виде - с теми же Ратушей и Фонтаном.



Потом было торжество, посвященное завершению формальностей и предстоящему отплытию.
В те времена не было принято фотогрфировать еду (до жанра "фуд-фото" было еще далеко)  Фотограф хотел запечатлеть  историческую табличку, которую рассматривает один из "пирующих".
Мне стоило большого труда "расшифровать", что там написано.
п/х "Александр Баранов" спущен на воду 28 (неразборчиво) 1959 г.
Экипажу судна: Счастливого плаванья, дорогие друзья! По морям и океанам крепите польско-советскую дружбу. От Гданьских судостроителей.

Левее этой надписи  вверху герб Гданьска - корона и два креста, стоящие на якоре (скорее всего это эмблема судоверфи), ниже - женский фотопортрет и подпись - Крестная мать (имя, фамилия) жена мастера ..... цеха.
К табличке прикреплено горлышко бутылки из-под шампанского, которую традиционно разбили о борт во время спуска судна на воду.



После этого началось плаванье к месту назначения - в Холмск.
Из имеющихся у меня на руках фото я узнала, что после Гданьска  была еще одна длительная стоянка в водах Балтики, на этот раз в ГДР: пароход бросил якорь в порту города Висмар.
Погода в Висмаре была отвратительная - мокрый снег, слякоть. Несмотря на это команда не отсиживалась на борту - гуляла по городу.



Нашли даже время и возможность совершить поездку вглубь страны, в Шверин, находящийся в 30 км от берега, чтобы посетить Шверинский замок.



Следующие фотографии сделаны уже в Гибралтаре. Видно, что на южной оконечности Пиренейского полуострова, несмотря на зиму, погода теплая. Команде уже не надо облачаться в пальто, достаточно пиджаков и легких курток (П.А. стоит в центре - светлый пиджак, черные брюки)



Долго не могла определить, что за памятник попал в кадр. Еле отыскала его на карте Гибралтара. Меня поначалу сбили с толку баллюстрада и пальмовая аллея, из-за которых я решила, что это набережная. Но, все же я докопалась, узнала: это  Британский Военноый мемориал и находится он не у моря, а среди городской застройки.



Время отдыха, проведенное на берегу - мизерно-малая часть плаванья. Львиная его доля приходится на рутинную работу на борту.
(П.А. за исполнением своих обязанностей механика)



"Александр Баранов" прошел с запада на восток все Средиземное море и прибыл в Порт-Саид - к северному входу в Суэцкий канал.
Жаль, что в Порт-Саиде команда фотографировалась только на фоне пальм (наверное, они казались жителям умеренных широт самыми достопримечательными объектами)
Ни здание компании Суэцкого канала ни другая архитектура в кадр не попала..



160 км канала суда проходят за 14 часов (если поперек не станет какой-нибудь контейнеровоз) и попадают в город Суэц - южные ворота канала.
(Вот мы наконец до него добрались - до нашего загадочного Суэцка!)))
В Суэце были сняты более интересные виды, чем в Порт-Саиде (без пальм, правда, тоже не обошлось).
Вот этот кадр с детьми в окне мне особенно нравится:



Самое удивительное, что за три года до этого, в 1956 году, Суэцкий канал был зоной военного конфликта (Порт-Саид, подвергшийся нападению англо-французского десанта, даже окрестили египетским Сталинградом), Суэцу тоже досталось. Но на фотографиях  не видно никаких последствий боевых действий. На улицах города нет признаков разрухи...



...и кругом роскошные ухоженные общественные парки со стрижеными деревьями и аккуратными дорожками.



Кстати, обратите внимание на то, как одеты "наши люди". Вне корабля они все в костюмах, при галстуках и даже шляпах!
Не знаю, кем предписывалась такая форма одежды и была ли она обязательной или такая традиция сложилась сама собой - из желания выглядеть в чужих странах солидно, в полном соответствии со званием "гражданин великой державы".



Но на борту в плане одежды обходились без церемоний. По случаю встречи Нового 1960 года даже позволили себе веселый карнавал.



Следующее фото было сделано в водах теплого Индийского океана. На календаре февраль, а экипаж корабля плещется в импровизированном бассейне прямо на палубе.
 (В то время, как П.А. "прохлаждается", его молодая жена в заснеженном Холмске не спит ночами, переживая о своем дорогом "дальнобойщике" и баюкая 4-месячного младенца, их первенца, в будущем - моего мужа)



Индийский океан остался позади и началась восточно-азиатская экзотика.
Сингапур!



В Сингапуре, по всей видимости стояли долго, было время познакомиться с городом.






На память о Тихом океане остался единственный кадр с касатками.



Джонка снята не на океанскизх просторах, а где-то в районе устья Янцзы.



"Александр Баранов" прибыл в Шанхай!



Могу утверждать, что на моем снимке то самое здание, что видно в правом верхнем углу "исторической" фотографии (позже покажу, какое я провела расследование и сколько обнаружила совпадений, чтобы это с уверенностью заявить)



Как бы не были интересны чужие берега, уже хочется домой, в Холмск...



...к жене и сыну.



Разве с этим могут сравниться дальние страны - все вместе или каждая по отдельности?



П.С. Жена  не могла не провести инспекцию нового места работы мужа: придирчиво осмотрела корабль и осталась довольна. Настолько довольна, что потом ходила в плаванье на "Александре Баранове" вместе с мужем и сыном


Tags: #сновавесна, СССР, родня, чужая память
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments