moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Музыка, как вещество

Возможно ли воплотить во что-то зримое и осязаемое такое эфемерное творение человеческого ума, как музыка?
Возможно ли напрямую связать этот вид искусства с другими или он настолько далек и высок, что все пересечения будут условными и приблизительными?
Попытки "овеществить" музыку были всегда, но их успешность - вопрос до сих пор открытый.


"Орган" Сибелиуса. Фото из интернета

Надо сказать, что когда-то давно Музыка, прежде чем подняться в сферы духа, пребывала в мире материальном, физическом и в своем младенческом возрасте носила простое имя Звук (которое имело разные расшифровки - треск, гром, плеск, вой, рык, шорох)) Звук был почти не отделим от источника, который его производил. Но когда звуки обрели такие свойства, как ритм, темп, тембр, когда из этого первичного набора стала складыватся сложная структура Мелодии, подчиняющаяся единому закону, который принято называть Гармонией,  миру явилась Музыка. Она стала самостоятельной сущностью и зажила собственной загадочной жизнью. Теперь "заставить" ее вернутся в прошлое, в состояние куколки - нет, после того как радужные крылья позволили ей летать, сделать это стало практически невозможно.

Самый неуклюжий способ придать музыке объектность - это акцентировать внимание на  технологиях ее производства, передачи и хранения, (хоть они иногда действительно, выглядят привлекательно и даже волшебно)



Фото из интернета

Музыка - не ноты,  не скрипка, саксафон или рояль,  не грамафон не диск, не плеер... Искать воплощение музыки в этих и подобных предметах - это все равно, что признавать богом каменного истукана.

Объяснение физической сущности музыки и того, как звуковые волны, произведенные определенным образом, влияют на мозг человека, тоже не даёт ответа, как воплотить музыку во что-то материальное - "копируемое, фотографируемое...".
(Был один деятель по имени Сальери, который пытался научными, в том числе математическими методами разобраться в сложном организме музыки. Он, по сообщению А.С. Пушкина, признавался:
МузЫку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...

Но, как мы знаем, ничего хорошего у него из этого не получилось. Потому что нельзя сравнивать несравнимое, нельзя использовать для точных измерений негодные инструменты. Нельзя смотреть на звезды через лупу)


Картинка из интернета

Несмотря на несостоятельность использования научного подхода к постижению "тонких материй", исследователи не оставляют надежд обнаружить  музыкальный "философский камень", найти тайную формулу, которая раскроет все секреты магии звуков. Или хотя бы сделать музыку видимой. Инструментарий сейчас такой изощренный, что позволяет многое:

В 2013 году музыкант Нигель Стэнфорд и режиссер Шахир Дауд начали работу над уникальным клипом, в котором звук визуализировался посредством колебаний воды, песка, ферромагнитной жидкости, огня, движений плазмы и электрических зарядов. Звуковые колебания преобразовывались в удивительные трансформации этих веществ.


Картинка из интернета

И всё-таки, мне кажется, что в таких чисто физических приемах есть что-то от фокуса, от... мошенничества в стиле хай-тек.

Лучший способ найти для музыки достойное воплощение - переводить один вид искусства на язык другого или даже объединять их в единое целое.
Здесь я никакой Америки не открываю. Идея синтеза искусств не нова (как и схожая с ней  концепция Гезамткунстверк - "единение искусств", выдвинутая композитором Вагнером и архитектором Земпером)
Давно стало штампом выражение: "архитектура - это застывшая музыка".
Эта фраза, скорее, красивая фигура речи - ни одно сооружение не может до конца воплотить в себе музыкальное произведение. Однако трудно не согласиться с тем, что, например, готические соборы и органная музыка гармонично дополняют друг друга и оба эти элемента воздействия на душу человека рождают очень схожие эмоции.


Руанский собор. Фото из интернета.

Самой близкой для музыки возможностью обрести почти в прямом смысле слова "телесность" являются искусства оперы и балета (и, в целом, танца ).
Танец подчеркивает ритм, передает настроение, он непосредственно живет жизнью музыки.

Светомузыка (также цветомузыка) — вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такая психологическая способность, в свою очередь, связана с эстетическим эффектом симультанного (одновременного) восприятия цвета, света и звука.
Фото из интернета

Опера делает музыку еще "понятнее". Ведь в опере есть то, что доходит до сознания самым коротким путем - слова, текст, сюжет, ну и действующие лица и исполнители.


Фото из интернета

В песнях или  чтении стихов под музыку - с одной стороны, музыка усиливает тональность и эмоциональное наполнение текста, а сдругой - текст придает музыке конкретный смысл.


Поэтесса Вера Полозкова читает свои стихи в сопровождении музыки. Фото из интернета.

Но вот вопрос: есть ли в музыке смысл изначально, или это иллюзия, в которую мы готовы верить из-за нашего стремления к упорядоченности, четким формамт - к превращению аморфного вещества в твердое (чтобы иметь больше опор в шатком окружающем мире)?
Такой сложный процесс происходит, как мне кажется, только путем многократных повторений, после которых музыка срастается с сюжетом и зрительным образом.



Оформление конверта для пластинки с музыкой Кармен-сюиты Бизе-Щедрина и афиша оперы Бизе "Кармен". Фото из интернета.

Но если мелодия попадает нам в уши  обезличенной - без названия, посвящения, сюжета - вряд ли у всех, кто ее слышит, воображение создаст одинаковые ассоциации, картины или переживания. А значит... нельзя говорить о "доброй" или "злой" музыке, возвышающей или, наоборот,  побуждающей к негативным  действиям (невольно вспоминается роман "Заводной апельсин": его герой, вдохновленный гениальной музыкой Бетховена, творит мерзости, лишний раз доказывая справедливость утверждения Шекспира: " Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке")

СветомузыкаСветомузыка (также цветомузыка) — вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такая психологическая способность, в свою очередь, связана с эстетическим эффектом симультанного (одновременного) восприятия цвета, света и звука. (также цветомузыка) — вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такая психологическая способность, в свою очередь, связана с эстетическим эффектом симультанного (одновременного) восприятия цвета, света и звука.Так может, нет смысла искать смысл там, где его нет и самым правильным и точным будет воплощать неуловимую, зыбкую, текучую "субстанцию" с помощью близких ей по свойствам, но чуть более легких для восприятия средств - света и цвета?
Да, тут я тоже не придумала ничего нового: слово "светомузыка" уже давно вошло в нашу жизнь.


Концерт со светомузыкой. Фото из интернета.

Искусство светомузыки основано на способности человека ассоциировать звуковые ощущения с восприятием света и цвета. В психологии искусства такая способность получила название синестезия. Одно из проявлений этого свойства - цветной слух.
Синестетики умеют "видеть ушами" - то есть, представлять звук соответствующмм цветом, или "слышать глазами" - испытывать звуковые переживания при восприятии цвета.

Еще задолго до светомузыки этими особенностями человеческой психики пользоавались художники.
Поначалу только намечались робкие попытки "увидеть музыку". По большей части это были изображения поющих или играющих на музыкальных инструментах персонажей с применением колорита, соответствующего музыке.


Пьеро делла Франческо. Поющие Ангелы. Фрагмент картины "Рождество Христово".

Совсем по другому подошли к музыкальной теме художники-абстракционисты. Они рисовали свои впечатления от музыки, используя цветовые пятна, фигуры и линии.
Зачастую они работали в творческом союзе с композиторами. Например, Василий Кандинский "оцвечивал" и "оформлял" произведения Александра Скрябина и немецкого композитора Арнольда Шёнбурга.


В.Кандинский. Впечатление III. Концерт. (Картина написана "по мотивам" додекафонной музыки А. Шёнбурга)

Особым явлением в этом плане был Микалоюс Чюрленис - художник и композитор в одном лице. Он мог соединять визуальный образ с музыкой еще на стадии замысла.


М. Чюрлёнис. Соната Звёзд. Аллегро. (У художника есть и другие живописные сонаты - Солнца, Моря, Зимы, Пирамид)

Скульпторы тоже не обошли тему музыки стороной. Кроме многочисленных памятников, изображающих музыкантов, певцов и композиторов за работой - с инструментами и нотами, осуществляются и неплохие идеи передачи в пластических формах самой музыки. Иногда этим формам даже придается движение, как в парижском Фонтане Стравинского...


Жан Тенгли - автор забавных черных металлических мобилей, его жена Ники деСен-Фаль создала не менее забавные цветные фигуры из полистирола

...или сам монумент под воздействием природной среды начинает музыкально звучать, как это получилось в "органе" Яна Сибелиуса (фото внизу и первое фото поста)


"Орган" Сибелиуса, вид снизу. Фото моё

П.С. Сейчас с помощью интернета можно отыскать колоссальное количество материала о связи музыки с другими видами искусств.
Но в те времена, когда интернета не было, приходилось изобретать велосипед и продираться через дебри в том направлении, куда уже давно и совсем рядом была проложена широкая дорога.
Это я о своих давних скромных и не очень умелых самодеятельных (и самонадеянных) попытках "изобразить музыку".
Некоторые из них я уже публиковала, но сейчас решила собрать их все в один пост, вместе с теми, которые я еще не показывала (а вы думаете, для чего я завела всю эту долгую шарманку? - вот именно для этого:


Tags: #2, #сновавесна, воплощение, задание, музыка
Subscribe

  • Начало войны в Барановичах

    Думала рассказать о книге, которая есть в моей небольшой библиотеке. Эта наша местная "Летопись военного времени" со свидетельскими…

  • Злые тучи. Злой ветер. Злая собака

    Такой у нас нынче май. По небу, ворочаясь и толкаясь, движутся толпища тяжелых туч. Это они нам вместо праздничных майских шествий. В небесной выси…

  • Смерть архитектуры

    Вот что я точно ненавижу! Лютой ненавистью... До зубовного скрежета (Взгляните на фото) Как можно такое допускать? Неужели никто не видить этого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments