moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Кишки Леонардо да Винчи

Занимаясь "расследованиями", связанными с "Джокондой", я увлеклась главой из "Жизнеописаний" Джорджо Вазари, которая посвящена автору картины - Великому Леонардо.
Много нового  для себя узнала о знаменитой личности, прославившей себя в веках замечательными произведениями искусства, исследованиями в разных областях науки и  многочисленными техническими изобретениями.
При упоминании  Леонардо да Винчи именно это - широта  его интересов и разносторонняя деятельность - в первую очередь приходят на ум.
Со знаменитыми людьми так бывает - чем больше они удаляются от нас во времени, тем сложнее становится рассмотреть что-то живое в их "классическом портрете".
В нашем случае штамп "Титан Возрождения" сделал из реального человека  мифического идола.


Леонардо да Винчи. Автопортрет

А что у Вазари? Есть ли у него что-то о Леонардо-человеке?
Да, кое-что я нашла.

Напомню, что автор "Жизнеописаний", в силу возраста не мог лично знать персону, о которой писал (ему было 8 лет, когда Леонардо умер)
Так что я не склонна целиком и полностью доверять его сведениям.
Ко времени, когда он взялся за свой труд, образ Леонардо успел не только забронзоветь, но стал уже обильно покрываться позолотой.
Поэтому повествование по большей части звучит восторженно и хвалебно.
Однако, Вазари, несмотря на явное преклонение перед талантами своего соотечественника и перед ним самим, все же старался быть объективным. Опираясь на информацию, полученную от людей, близко знавших гения или имевших возможность (далеко не всегда счастливую) вести с ним какие-то дела, Вазари удалось внести в свой "панегирик" эпизоды, благодаря которым мы можем, хоть и смутно, но всё же рассмотреть грани характера, являющие нам живого человека со всеми его достоинствами, недостатками и... странностями.

Даже расхваливая Леонардо на все лады, называя его "дивным и небесным", Вазари не мог не отметить его переменчивость и непостоянство: "он принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их".
Считать ли это обычной ленью или...  проявлением всепоглощающего любопытства, которое отвлекало пытливый ум от одного предмета и переключало на другой?


Набросок - травка, лютики-цветочки))

Единственное занятие, которому Леонардо не изменял на протяжении всей жизни - изобразительное искусство. Но даже в нем он не мог сосредоточится на главном - собственно на живописи и скульптуре. Приступая к выполнению заказа  - к  фреске, картине или статуе, он проводил такие масштабные подготовительные - технические и научные - работы, что, должно быть, охладевал к своему творческому замыслу еще на подступах. Или же ему попросту не хватало времени на его исполнение (окружающая обстановка была зыбкой, тиара- и венценосные заказчики менялись быстрее, чем Леонардо изобретал новый состав красок или конструкцию лифта, который должен был поднимать его на нужную высоту при росписи стены или доводил до ума идею, как осуществить отливку фигуры огромных размеров без швов, "из одного куска")


Битва при Ангиари (1506 - 06 г.г. Копия, выполненная Рубенсом с картона Леонардо

Папа Римский, когда узнал, что Леонардо, еще не прступив к эскизам заказанной ему картины, стал колдовать над новым составом  лака, которым собирался покрыть будущее произведение, в сердцах сказал: "Увы! Этот не сделает ничего, раз он начинает думать о конце, прежде, чем начать работу"

Трудясь над "Тайной Вечерей",  Леонардо  "по целых пол-дня проводил в размышлениях", чем вызывал возмущение настоятеля и его жалобы в "вышестоящие инстанции" - герцогу Миланскому. Но Леонардо не был бы великим, если бы не сумел убедить герцога, что "возвышенные таланты иной раз меньше работают, но большего достигают, когда обдумывают свои замыслы и создают совершенные идеи, которые лишь после этого выражаются руками, воспроизводящими то, что однажды уже было рождено в уме".
Настоятелю пришлось отступить. И Леонардо делом доказал правоту своих слов - создал шедевр.
...Но голова Христа так и осталась незавершенной!


Фреска "Тайная вечеря" в монастыре Санта Мария делле Грацие, Милан 1495 -98г.г.

Надо ли к званиям Леонардо - Великий Живописец, Великий Ученый и Мыслитель добавить еще "Великий Прокрастинатор"?
Ведь даже Вазари, неустанно возвеличивая его таланты  признает, что "он много больше сделал на словах, чем на деле"
Может, так произошло потому, что Леонардо стали славить очень рано, лишь только его звезда начала всходить на небосклоне и он так быстро и высоко вознесся, что ему не надо было трудиться в поте лица, чтобы зарабатывать на жизнь Он мог позволить себе быть расслабленным и свободным, как греческие философы, рассуждавшие о мироздании в кругу своих учеников.
Необычайные способности, а также обаяние его личности, которое признавали все, кто с ним по-дружески общался, были очень притягательны.  Могу предположить, что богатые люди рады были обеспечивать ему безбедное существование и оплачивать даже невыполненные работы -  чтобы только иметь возможность слушать его речи, быть свидетелями завораживающего полета его мыслей и фантазий.
Не об этом ли говорят вскользь упомянутые Вазари моменты:
"Внимая столь удивительным рассуждениям Леонардо, герцог настолько влюбился в его таланты, что даже трудно было этому поверить"
Или вот еще:
"Он (Леонардо) был настолько приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей..."

Одним словом, Леонардо,  заработав смолоду авторитет Учителя,  умудрялся успешно им пользоваться и до конца своих дней получал с него ренту в виде благ, которые предоставляли ему сильные мира сего.
Причем он так был уверен в прочности своего положения, что не спешил брать под козырек, даже когда к нему с просьбами обращались его благодетели. Король Франции, который приютил у себя стареющего Маэстро и выделил ему под жилье целый замок, не мог допроситься, чтобы тот осчасливил его живописной работой: "Леонардо по своему обыкновению долгое время отделывался одними словами".


Французский замок Кло Люсе, где провел свои последние годы Леонардо

То, что художник  жил на широкую ногу и знал себе цену говорит и такой факт: когда он пришел в банк за оплатой (за работу над фреской для Дворца Синьории) кассир хотел выдать ему несколько кульков с грошами, но Леонардо "отказался их брать, заявив: Я не грошовый живописец".

Само собой авторитет и слава не могли возникнуть на пустом месте и, тем более, не могли долго окружать Леонардо, если бы он время от времени не подкреплял их реальными делами. Но дела эти были не только из разряда тех, что можно назвать великими, достойными того, чтобы войти в историю.


Канонический образ Леонардо и его Витрувианский Человек

Желание узнавать окружающий мир с самых разных сторон, отслеживать все необычное, экспериментировать, зачастую уводило Леонардо с дороги серьезной науки в очень странные, (особенно для того времени) дебри.

Его критическому уму было мало наблюдать за звездами, исследовать строение человека, искать гармонию в живой природе. Его интересовали парадоксы, курьезы, противоречия, несовершенства. Его привлекали всевозможные уродства, он готов был ходить по пятам за людьми, которые выделялмсь какими-нибудь физическими отклонениями, чтобы потом по памяти их рисовать.



Он анализировал то, что видел вокруг, а потом синтезировал в своем мозгу новую фантастическую реальность.
В каком-то смысле его можно считать  предтечей современного популярного персонажа - Сумасшедшего Ученого, который в погоне за открытием или желая произвести сенсацию своими невероятным изобретением, не видит вокруг себя никого и ничего, не считается с чувствами людей и даже с их жизнью.

Некоторые поступки Леонардо и в самом деле можно было бы назвать... не очень гуманными.
Всем известна, например, история гибели "Золотого мальчика"... Но про нее у Вазари нет ни слова, поэтому я ее пропущу.


Анатомические рисунки

Зато в "Жизнеописании"  есть рассказ про то, как Леонардо по просьбе своего отца расписал щит.
Он решил изобразить на нем нечто настолько отталкивающее и пугающее, что вызывало бы шок у любого, кто на него бы взглянул.
Для этого он собрал в своей мастерской всяких дохлых тварей - летучих мышей, змей, ящериц, кузнечиков и, рисуя с натуры разные части тела этих существ, соединил их в одном рисунке. В результате получился монстр, отвратительный и устрашающий. Дополненный пламенем из глаз, дымом из ноздрей и ядовитой слюной изо рта, адский зверь способен  был ужасать даже крепких духом взрослых мужчин.


Фантастическое животное

Проверить силу своей фантазии и художественных возможностей Леонардо решил... на своем отце. Когда тот пришел забрать работу, добрый сын для большего эффекта сделал свет приглушенным.
"Сер Пьеро.... при первом взгляде от неожиданности содрогнулся"... Он не сразу понял, что это живопись, принял ее за реальность! "...а когда попятился, Леонардо, поддержав его, сказал: "Это произведение служит тому, ради чего оно сделано."

То есть, надо полагать, что батюшку чуть кондрашка не хватила, а сын получил от этого удовлетворение: он добился желаемого!
Не исключено, что впечатление от жуткого изображения  было усилено еще и страшной вонью. Леонардо расписывал щит так долго, что трупы животных стали разлагаться и адски смердеть, но он был весь во власти вдохновения и не замечал этого!

Работа над щитом была не единственным случаем, когда Леонардо создал монстра. Другой его попыткой ввергнуть в панику своих близких было превращение живой ящирицы - довольно крупной, необычного вида - в дракона. Для этого он  каким-то образом приделал ей искусственные  крылья, покрытые кожей, содранной им с других ящериц, а также большие глаза, рога и бороду. Несчастное животное он держал в коробке и пугал им своих друзей и гостей, которые в ужасе разбегались.
(Неужели, ему не чем  было больше заняться, как только ловить и разделывать невинных пресмыкающихся?)
Но это была еще не самая веселая забава гениального приколиста!


Пушки, стреляющие разрывными ядрами

Вот тут-то мы наконец, добираемся до тех самых кишок, что упомянуты в названии поста.
Передаю один в один, что о них пишет Вазари:

"Часто он (Леонардо) очищал от жира и пищи кишки холощеного барана и доводил их до такой тонкости, что они помещались на ладони, и, поместив в соседней комнате кузнечный мех, к которому он присоединял один конец названных кишок, он надувал их так, что они заполняли собой всю комнату, а она была огромная, и всякий, кто в ней находился, вынужден был забиваться в угол."

Что меня больше всего удивило в этом описании, так это слово "часто". Значит, гению всех времен и народов не лень было периодически заниматься чисткой бараньих кишок, чтобы опять и опять устраивать свой потрясающий перформанс? И какой для него в этом был смысл и удовольствие (кроме как поставить в неловкое положение своих гостей)?
Если верить Вазари, "тем самым он показывал, что эти прозрачные, полные вроздухом кишки, занимавшие вначале очень мало места, могут, как оказывается, занять очень много, и уподоблял это таланту". Во как!

Интересно, действительно ли Леонардо подводил под свою шутку такую философию, или Вазари сам домыслил? Мне, например,  в этом кишечном действе видяться совсем другие уподобления!
На что, хочу я спросить,  больше похожа ситуация, когда прилагаются большие усилия, проделывается работа, в ходе которой нужно испачкаться в жире и пище,  как тактично назвал содержимое кишок Вазари, а на выходе получается нечто несообразно преувеличенное, дутое, пустопорожнеее... и  крайне неудобное для тех, кто оказался рядом, на одной территории,  из-за чего этим бедолагам надо забиваться в угол?...  И это нечто,  в один момент, точно как лопнувшие бараньи кишки,  может превратиться в ничто?


Черепная коробка.

Мне кажется это надувание кишок - загадка от Леонардо, не хуже его так называемых загадок-предсказаний. Но, в отличие от них, на эту он серьёзного ответа не дал, предоставив решать ее... кому? да всем желающим! Тем более, что и ответов на нее может быть... не один.
Для современников Леонардо подсказок хватало - стоило лишь оглянуться вокруг...
Ну а мы-то -чем хуже? Нам тоже есть на что оглядываться.



П.С. Мне кажеться, всё значение жизненных трудов  Леонардо в том и состоит, что он оставил множество вопросов - своеобразную карту маршрутов..
Решать проблемы, отвечать на вопросы очень важно, но для этого надо, чтобы их кто-то поставил. Вот таким человеком - искателем и задавателем вопросов, был Леонардо.
Он обозначил вектора на годы  вперед. Сейчас, когда многие ответы найдены и стали частью нашей жизни, это не так очевидно, но современники, даже если не знали точно, то догадывались,  в чем именно состояла гениальность Леонардо и в чем была причина исходящего от него света.

П.П.С. Жирный курсив в тексте - цитаты из Вазари.




  
Tags: #сновавесна, Леонардо да Винчи, загадки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments