moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

И это всё о ней: снова (здорово) Джоконда!

А не замахнуться ли мне на Леонардо нашего да Винчи? - подумала я.  На его знаменитейшую "Джоконду"?
Ой, скажете вы, об этой картине уже писано-переписано - и об улыбке ее загадочной и о прочих ее достоинствах.
И "недостатки" тоже изучены самым внимательным образом: времена сейчас такие - любые восторги касательно чего бы то ни было, переполнив чашу, выплескиваются за края пеной критики или хейта.
Вокруг небольшого (по размеру) портрета сейчас циркулирует бурный водоворот суждений, из-за чего исследователи разной степени компетентности пытаются время от времени встроить их в определенные рамки. Каждый в свои. Отчего порядка не становится больше.
Столько нагорожено домыслов и вымыслов, что они скоро погребут под собой источник их породивший - собственно, само произведение.


"Мона Лиза" Фрагмент

Я попробую быть максимально объективной - то есть, не буду вестись на всякие псевдо-сенсационные теории и "открытия", вся цель которых, похоже - поднять волну интереса, причем даже не к картине, а к автору очередного невероятного изыскания. Постараюсь не выдергивать горяченькие кирпичики из возведенного огромного зыбкого сооружения, окружающего "Джоконду"  и, тем более, не буду лепить новые. Моя цель обобщить все, что на данный момент более или менее точно известно о мировом шедевре (или предполагается с большой долей вероятности) и проследить его путь от "одного из..." до "самого-самого"

1. Итак, что реально известно о создании "Джоконды"?.
Богатый флорентийский купец заказал самому популярному на тот момент художнику портрет своей третьей жены Моны (госпожи) Лизы дель Джокондо, в девичестве Герардини.
Картина была выполнена маслом, но не на холсте, как часто ошибочно пишут, а на доске (прямо, как икона!). Леонардо использовал для этого древесину тополя.
Художник трудился над портретом не то два (с 1503 по 05 г.) не то целых четыре года - сведения расходятся. Параллельно он работал над фреской "Битва при Ангиари" в зале Большого Совета Дворца Синьории. Можно предположить, что именно это было причиной такого длительного срока выполнения заказа, и, как следствие...  разрыва договора между заказчиком и исполнителем (?) О разрыве, однако, никакие источники не сообщают, но и не называют иных причин, по которым портрет в конечном итоге остался у Леонардо.


Голова женщины, рисунок Леонардо да Винчи

Версий, почему так получилось, можно выдвинуть много, от самых простых, бытовых,  до романтических.
Заказчик устал ждать. Или попросту умер. Или умерла сама модель (к сожалению, я не смогла найти дат смерти ни того, ни другой) а вдовец женился в четвердый раз и его новая супруга не захотела видеть в доме портрет предшественницы. Или же купец заподозрил, что художник затягивает с окончанием работы, чтобы продолжать встречи с "натурщицей", в которую влюбился... Или сама Лиза стала испытывать к мастеру слишком теплые чувства и это стало всем заметно. Ревнивцу-мужу  легче было забыть об уплаченной сумме, чем рисковать репутацией.
Или же сам Леонардо отдал заказчику полученную от него плату, чтобы не расставаться с портретом. Ведь известно, что художник был привязан к этой своей работе, он писал о ней в своем "Трактате о живописи" и в других заметках - о примененной технике живописного мазка, о изобретенном им приеме сфумато, который именно в "Джоконде" довел до совершенства.

Точно утверждать можно лишь то, что уезжая на ПМЖ во Францию Леонардо забрал портрет с собой вместе с немногими другими своими работами. (Есть некоторые письменные свидетельства, что на тот момент картина была немного не завершена и художник дописал ее незадолго до своей смерти в 1519 году.)

Так начался французский период жизни шедевра, который продолжается (с небольшими перерывами) до наших дней.

2. Как современники относились к "Джоконде"?
Несомненно,  они высоко ценили это произведение, но не сказать, что именно его они считали вершиной изобразительного искусства Великого Леонардо.
Возможно, это отчасти связано с тем, что людям в те времена представлялись более достойными внимания  сюжеты религиозные, а не светские, поэтому портрет простой женщины по определению не мог получить наивысшего одобрения.
У Вазари, автора "Жизнеописаний знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (который не был в полном смысле современником Леонардо, поскольку появился на свет за 8 лет до его смерти, но мог общаться с теми, кто лично был знаком с мастером) рассказ о "Джоконде" не длиннее, чем о картоне (подготовительной работе) к будущей картине "Святая Анна с Мадонной и Младенцем Христом".


Фрагмент картины "Святая Анна с Мадонной и Младенцем Христом" Лувр.

В "Джоконде" он отмечает в первую очередь ее реалистичность, а именно то, как идеально "переданы все мельчайшие подробности", отчего изображение выглядит живым, буквально дышит.
Картон же он рассматривает с точки зрения одухотворенности его персонажей, их взаимодействия друг с другом и прочих находок. А также рассказывает, как в течение нескольких дней флорентийцы потоком шли в мастерскую, чтобы увидеть этот картон -  "посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломившие весь этот народ"
Впрочем, Вазари не был этому свидетелем, да и оба произведения, скорее всего, описывал с чужих слов, поскольку они уже к этому времени были во Франции.

3. Как складывалась судьба картины после смерти автора?
Есть небольшие разночтения, касающиеся того в чьих руках она оказалась. По одной версии французский король Франциск I  купил картину у Леонардо еще при его жизни . По другой - Леонардо завещал ее своему ученику Салаи, с которым она на какое-то время вернулась в Италию, в Милан,  и только тогда Франциск выторговал ее за кругленькую сумму.
После этого "Джоконда" находилась в королевском замке Фонтенбло. Людовик XIV перевез ее в Версаль, откуда она во время Великой Французской революции  перебралась в Лувр, и уже там, как я понимаю,  впервые предстала перед широкой публикой. Пришедший к власти Наполеон на некоторое время  приватизировал шедевр - украсил им свою спальню, но потом (устыдившись своих частнособственнических желаний) вернул в Музей.
Музейная жизнь произведения поначалу протекала  довольно ровно - картина висела в ряду других работ и особого ажиотажа не вызывала.

4. И что же вдруг изменилось?
Взлет интереса к "Джоконде" начался после ее похищения в 1911 году. Может, когда-нибудь эту дату и это событие признают отправной точкой использования прессой пиар-технологий для раздувания популярности.
Газетчики так раскрутили интригу, что в результате картина, известная до этого довольно узкому кругу ценителей и специалистов, приобрела всемирную славу

Как говорится, если бы похищения не случилось, его бы следовало придумать (кстати,  версия о том, что оно было специально спланировано, как способ создать беспроигрышный  инфоповод, возникла вполне закономерно - уж слишком подозрительно выглядели и само преступление и его раскрытие и смешной срок, который получил вор)
В двух словах: сотрудник Лувра, итальянец, специалист по зеркалам, каким-то образом вынес картину из музея и успел уехать с ней в Италию, прежде, чем ее хватились.
Два года он прятал шедевр у себя дома под матрасом, а потом  сам выдал себя, предложив директору Уффици купить у него раритет. Причем сделал он это через объявление в газете.
Похититель позиционировал себя, как борца за возвращение итальянских художественных ценностей на историческую родину. Вероятнее всего, суд признал его не вполне адекватным... и дал всего год тюрьмы.


Справа: передовица газеты. Слева пустое место на стене в зале Лувра, где висела "Джоконда"

За время поисков картины публикации о ней и о перепетиях расследования шли непрерывным потоком.  Репродукции портрета не сходили с первых полос, в результате чего Джоконда стала самой узнаваемой картиной в мире.
Ее возвращение в Лувр превратилось в еще одну широко освещаемую акцию. Картина выставлялась во многих городах по пути следования и привлекала толпы народа.


Современное размещение "Джоконды" -  отдельно от остальных картин

5. Какими были последствия похищения?
С тех пор слава "Моны Лизы" только растет, подогреваемая разнообразными информационными вбросами.
Любая неясность в истории создания, хранения и перемещения картины, не говоря уже об особенностях  самого изображения, (претерпевшего значительные возрастные изменения) - всё это становится источником глубокомысленных исследований или очередных дешевых сенсаций.


Э. Уорхол, "Мона Лиза", фрагмент

Слава - это солнце, которое вращает вокруг себя небесные тела сияющие отраженным светом. Она постоянно вовлекает в свою орбиту всё новые и новые объекты.
Сколько есть желающих стать участниками  этого круговорота!
Не перестают появляться произведения, вызванные к жизни мощной энергией источника.
Кроме копий,  выполненных очень близко к леонардовскому оригиналу, в изобразительном искусстве появилось множество перепевов темы "Джоконды" .
Под власть взгляда и улыбки Моны попадали не только восхищенные новички, но и признанные мастера, создатели школ и новых течений.
Список имен тех, кто использовал Джоконду - ее образ, или детали образа или просто упоминание о ней - впечатляет: Дали, Уорхолл, Магритт, Малевич, Дюшан, Раушенберг, Леже, Ботеро...
Причем, надо отметить, что до 1911 года портрет мало кого вдохновлял. Что лишний раз говорит о магнетическом влиянии славы.

0e3cc5407cc6600bec2125c351e06c73.jpg
К. Малевич, "Композиция с "Джокондой", фрагмент

6. И еще несколько вопросов. На сей раз без моего ответа.
Вот и остается гадать: если бы не случилось похищения, насколько сейчас была бы известна "Джоконда?" Какое место она занимала бы в рейтинге самых популярных произведений живописи? Не следует ли считать мало кому интересную личность - зеркальщика Винченцо Перуджу, вора - творцом, пусть не сопоставимым с Леонардо, но тоже важным для истории искусства  Один подарил миру шедевр, другой повлиял на создание бренда.


Ф. Ботеро. "Мона Лиза"

Или всё-таки дело вовсе не в курьезной ситуации с похищением? А в том, что с начала 20 века появились средства массового распространения информации и благодаря фотографии, цветной печати, кинотрансляциям множество людей получило возможность видеть, оценивать, обсуждать, делать выбор...и если бы не реальная сила гениального произведения, пузырь сенсации, каким бы огромным он не вырос, лопнул бы и следы его давно растворились бы во времени.


Р. Магритт, "Джоконда"

Вам думать, вам решать...
Tags: #сновавесна, #творческое_№1, большой_о_малом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments