moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Асуанские древности

Из Абу-Симбела вернулись в разогретый Асуан. В марте погода здесь комфортная, ночи прохладные, днем жарко, но не чересчур. Район Асуана для всего Египта - курортная зона. Пик сезона приходится на зимние месяцы.



Со Старой плотины увидели нашу следующую цель - храмы острова Филэ. Это еще одна "жертва" масштабного затопления территории. Все постройки острова, так же, как и храмы Абу-Симбела и еще 12 древних объектов, подверглись разборке и переносу на новое место.



Прежде, чем попасть на остров, проходим чистилище. Светлые одежды его коренных обитателей, невинное выражение лиц и сладкие голоса не должны вводить в заблуждение - это настоящие черти, которые поставлены здесь чистить ваши кошельки.



Стоит только неопытному новичку бросить заинтересованный взгляд в сторону "витрин", как он тут же будет взят в оборот и спустя очень непродолжительное время с удивлением обнаружит, что взамен своих кровных "зеленых"  он стал обладателем целой кучи всякого бесполезного хлама.



Хотя, если приглядеться, то среди пестрых развалов можно выбрать кое-что вполне симпатичное, но если нет твердого желания делать покупки, то лучше не останавливаться и не приглядываться:  черти тут же сбегутся, накинутся и всё - считай пропал.



Я и не останавливалась, снимала на бегу, чтобы потом, дома, в полной безопасности изучить ассортимент.



За базаром сувенирным - другой базар, лодочный. Здесь не меньше сотни посудин разной вместимости. Их владельцы предлагают услуги по водному извозу.



Наш гид выбрал маленький юркий катерок...



...с молодым водилой нубийской наружности.



Не уверена, точно ли он нубиец, но, определенно, красавчик!



Движение на озере очень активное. Лодки доставляют пассажиров не только на Филэ...



...но и к разбросанным по скалистым островкам уединенным отелям.



Вот этот называется "Олд Нубиен Гастхаус Филэ"



А это какой-то поселок с национальным рестораном в качестве поселкообразующего предприятия.



Вид с воды на Старюю плотину потрясающий... в смысле, потрясающе скучный.



Лучше рассматривать живописные нагромождения камней по берегам. Это уж никак не скучно. Скорее... тревожно.



Но интереснее всего наблюдать за тем, как приближается храмовый остров.
После постройки первой плотины исторический Филэ, который находился в полукилометре отсюда, стал регулярно страдать от наводнений. Всего 2 - 3 месяца в году он был доступен для посещения. Возведение Высотной плотины грозило ему полным и окончательным затоплением.



Не оставалось ничего иного, как перенести все постройки на соседний, более высокий остров Аджелкия.



Аджелкию стали именовать Филэ, чтобы не было путаницы. А настоящий Филэ и еще один остров исчезлм под водой. Этот, второй, Биге, с незапамятных времен считался священным. На нем по преданию находилось место вечного упокоения Осириса. На острове была запрещена любая человеческая деятельность. Только жрецы имели право приплывать туда на лодках для совершения ритуалов.



Священнодействия начинались на Филэ, где со временем вполне логично сложился культ Исиды - жены Осириса.



А мы между тем прибыли. Наш лихой извозчик расчистил место у причала простым способом: пошел на таран, врезавшись на скорости в гущу лодок. Мы не вылетели за борт только потому, что были своевременно предупреждены о маневре.



Теперь преодолеваем шаткие сходни...



...и выходим на площадь перед Главным храмом - храмом Исиды. Надо сказать, что строительные работы велись на острове в течении шести веков - с 4 века до нашей эры  по 2 век нашей эры. А это значит, что самая старая постройка Филэ на 9 веков младше Абу-Симбела.

62.JPG

Строительство началось в правление первого фараона 30-той, последней подлинно египетской династии, продолжилось в эллинистический период, при Птолемеях, и сошло на нет с упадком Римской Империи. В каком-то смысле Филэ принял эстафету у Карнака. Как ранее в Карнаке, здесь каждый новый правитель тоже стремился добавить что-то от себя - храм, часовню, колоннаду, для того, чтобы его имя было навечно связано с почитаемыми в этом месте богами.



Например, длинная колоннада первого двора (на снимке справа) строилась  римскими императорами Аврустом и Тиберием.



А вот этот храм, находящийся во втором дворе, связан с именем Нектанеба I, того самого фараона, который положил начало активному строительству на острове. Следовательно, это и есть самое старое сооружения комплекса.



Двор перед  святилищем Исиды окружен галереями, башни-пилоны, обрамляющие вход, имеют традиционную для всех египетских храмов форму. Обращает на себя внимание одна необычная деталь - вставленный в стену правого пилона круглый плоский камень. Он покрыт надписями. Один и тот же текст повторен на несколких языках. Как и вслучае знаменитого Розетского камня, это дало ключ к разгадке многих иероглифов.



Рельефы в помещениях выглядят, как новые. Этот храм - один из трех наиболее хорошо сохранившихся храмов эллинистического периода (два других - в Эдфу и Дендере)



Сохранность изображений была бы вообще идеальной, если бы к ним не приложили руку борцы с "языческими ересями".  Христианство, пришедшее на смену древней вере не могло мириться с ее зримым присутствием.



Но на такую красоту даже у "иконоборцев" рука не поднялась. Может, посчитали этот образ созвучным образу Богородицы? Известно, что в тех местах, где культ Исиды был особенно популярен, с приходом христианства он очень быстро трансформировался в почитание Девы Марии.



При Юстиниане культ Исиды запретили официально, жрецов изгнали с острова и из других культовых мест по всей стране... Служители новой веры по-варварски воспользовались "наследством", но ведь могли, как это часто бывает, вообще его уничтожить, сравнять с землей. Они же предпочли взять его на балланс приспособить под свои нужды. К примеру, то, что раньше было постаментом Солнечной Ладьи стало христианским алтарем.



Гипостильный зал по размерам не сравнить с карнакским, он куда меньше, но в изяществе и разнообразии оформления колонн вполне может составить ему конкуренцию, а если бы еще сохранились краски, которыми он был расписан изнутри!.. К сожалению, долгие века, и в еще большей степени наводнения изменили вид этих стен. От ярких красок не осталось и следа. Можно увидеть только отметины, сделанные рекой: снизу камни более темные, по ним можно определить до какого уровня поднималась вода.



Не только вода, но кое-где и огонь оставил на стенах напоминание о временах запустения и "нецелевого использования". Да, были в истории сооружения такие периоды, когда оно оказывалось ненужным ни одной из конфессий. Но свято место и тогда не пустовало. Его в качестве временного укрытия использовали кочевники или просто местные бомжи. Они, не церемонясь, устраивались среди бывших святынь так, как им было удобно, загоняли стада, жгли костры...



На восточной стороне острова находится маленький полуразрушенный храм богини Хатхор, за стенами которого виднеется другое, более известное и лучше сохранившееся сооружение - Павильон Траяна.



Павильон Траяна, который поэтично называют "Ложем Фараона", выглядит одновременно и египетским и римским. Он основателен и монументален, как все древнеегипетские сооружения и вместе с тем в нем есть легкость и соразмерность, присущая классической античной архитектуре.



Изящная и пропорциональная, эта "летняя беседка" быстро завоевала сердца современных любителей древностей и сейчас скорее она, а не Главный храм, является визитной карточкой Филэ.



Перед храмом Хатхор со стороны реки находится площадка, служившая когда-то причалом. На ней стоят обломки стен, и капителей колонн, которые, может быть, в дальнейшем используют для восстановления здания. А пока есть возможность рассмотреть изображения богини вблизи. Ее образ легко отличить от прочих по широкому лицу, близко посаженным глазам и маленьким коровьим ушкам. (Справа в кадре заметен слегка выступающий из воды клочок суши. Это и есть настоящий Филэ)



На этом снимке Главный храм Исиды вместился почти целиком - от больших пилонов первого двора  до гипостильного зала с примыкающей к нему низкой алтарной частью.



Покидаем остров, двигаясь вдоль его восточного берега. Работы по обустройству территории ведутся по сей день. Хоть и говорят, что топографию Аджелкии изменили, чтобы максимально приблизить к той, что была на Филэ,  разница видна даже тем, кто не знает, как выглядел исходный вариант. К пристаням у храмов сейчас причалить не получится.



Отсюда видна панорама храмов, следующих друг за другом: Павильон Траяна, храм Хатхор, за ним в глубине - храм Исиды.



На северной оконечности острова находятся руины храма Августа и ворота Диоклетиана. Имена говорят сами за себя: как и Павильон Траяна, все это памятники времен Римской империи, то есть, первых трех веков нашей эры.



Спешим в Асуан. У нас сегодня по плану еще посещение древней каменоломни.



Дело к вечеру. Почти вся флотилия лодок уже вернулась в порт.



В асуанской каменоломне гранит добывали с незапамятных времен, откалывая пласт за пластом. Отвлекшись на редкую в этих местах лужицу странного ржавого цвета, я не сразу заметила ребро скалы с четкой геометрией. Это и есть тот самый объект,  который мы собирались осмотреть.

125.JPG

Мелкой пичуге нет дела до древних камней. Ей нужно успеть выловить в воде что-нибудь съедобное, пока солнце не село... или пока "водоем" не высох.



Это у нас - "Люди на болоте", а в Египте - люди на камнях

86-1.JPG

Вся территория карьера огорожена и является музеем. А вот и главный его экспонат - незаконченный обелиск. Считается, что работу по его завершению и извлечению бросили, потому что монолит дал трещину. Но зато благодаря этому браку у нас теперь есть возможность разобраться в древних технологиях.



На пирамидионе - заостренной верхушке обелиска - а также в разделительных канавках хорошо видны следы ударов каким-то инструментом. Есть версия, что это были шары из очень прочного камня долерита, который встречается в Аравийской пустыне. Каждый каменотес имел свой участок работы. Сохранилась разметка этих участков по длине обелиска.



Не могу себе представить, как собирались извлекать эту махину из углубления, транспортировать к месту установки, приводить в вертикальное положение... Ведь вес этой штуки 1200 тонн и длина рекордная - 48 метров. Если бы обелиск все-таки поставили, то он был бы на треть выше самых высоких из существующих древнеегипетских обелисков. Но поскольку он не покинул своего ложа, то вести речь о высоте некоректно. В любом случае, то, на что замахнулись специалисты древности вызывает уважение. Может, у них самих поставленная грандиозная задача вызывала восторг и трепет, из-за чего они, даже после провала затеи, не решились хоть как-то воспользоваться  плодамипроделанной работы. Могли бы распилить большой блок на блоки поменьше и применить, как строительный материал. Но нет, они оставили всё, как есть - следующим поколениям на радость и удивление.



Некоторые считвют, что Незаконченный Обелиск  заказала женщины-фараона Хатшепсут. (Следом можно предположить и то, что работы могли забросить по причине ее смерти и если возвеличивание фараонов-мужчин обычно продолжалось и после их кончины, то о периоде правления женщины чертовы антифеминисты! постарались поскорее забыть)
Чтобы найти точку, с которой глыба будет видна целиком, да еще и в кадр влезет полностью, пришлось немало побегать. Жаль, что перспектива скрадывает истинный размер артефакта. Единственный способ дать о нем представление, стоять для масштаба рядом.



Беготня утомила окончательно. Всё, хватит на сегодня древностей! Пора отдыхать!

Tags: Египет, архитектура, египетские древности, искусство, история, каменоломня, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment