moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Мирский замок: про всё, что у меня с ним связано

Есть места на земле, которые близки и дороги, как родственники или друзья.
С Мирским замком у меня давно сложились особые отношения. Я не знаю, что в первую очередь стало этому причиной - история наших с ним "взаимоотношений" или его собственная богатая история или же его исключительное положение среди архитектурных памятников Беларуси. Скорее всего, всё это вместе взятое сделало для меня Замок той точкой притяжения, куда постоянно хочется возвращаться.
В наши дни Мирский замок, полностью восстановленный,  стал одной из главных исторических достопримечательностей Республики




Как  многие сооружения солидного возраста, Замок за свое полутысячелетнее существование успел пережить и времена величия  и периоды упадка.
Я не буду здесь описывать подробно  его историю, упомяну только то, что сам факт появления такой постройки на территории Великого Княжества Литовского в начале 16 века вызывает удивление. В то время здесь не было традиции возводить частные каменные замки, даже самые богатые местные дворяне довольствовались укрепленными деревянными усадьбами. Как и почему представитель не самого знатного и влиятельного рода Ильиничей решил на склоне лет затеять такое масштабное строительство, остается загадкой.

Замок менял владельцев, преображался в соответствии с их запросами и веяниями времени, но сохранял в неизменности изначальную структуру оборонительного сооружения, квадратного в плане с мощными башнями по углам.
В 1876-м году Мирский замок, превратившийся к этому времени в огромную руину,  запечатлел на своем рисунке известный белорусско-польский художник-график Наполеон Орда. Это одно из самых ранних изображений Замка, к сожалению, далекое от оригинала. Автор, который обычно  с фотографической точностью передавал архитектурные особенности исторических памятников, здесь дал волю фантазии. Предположу, что он добавил детали, несвойственные реальному строению, находясь под впечатлением от красоты и грандиозности развалин. В соответствии с модными в то время романтическими настроениями, он поднял Замок на высокий холм и украсил стены и башни никогда не существовавшими там зубцами.
(Этот рисунок был растиражирован, стал популярным и даже одно время были идеи восстановить Замок именно в таком виде)



Позже некий художник, создавая почтовую открытку, воспользовался композицией Орды, но, будучи более склонным к реализму,  изобразил  Замок довольно точно, без излишеств.



В этом можно убедиться, сравнив открытку с более поздними фотографиями Мирского замка.
Вот так он выглядел после Войны. Это южная стена Замка, выходящая на искусственный пруд.



Приведу еще одно послевоенное фото, где на фоне Замка стоит... моя мама с подругой.  Семья моей мамы после возвращения из эвакуации жила несколько лет в поселке Мир . Из маминых рассказов я знаю, что в Замке на тот момент более или менее целыми были башни и то не все. От радзивилловского дворца мало что осталось - выщербленные стены без перекрытий. Обширные подвалы были приспособлены бездомными под жилье. Часто там селились цыгане - прямо посреди двора (Кстати, последние жильцы покинули замок только в 62-м году).
До войны в поселке Мир и окрестностях жило много цыган. Еще в 18 веке князь Радзивилл, тогдашний владелец Замка, ввел титул короля цыган и даровал его одному из мирских мещан, после чего Мир на какое то время получил звание неофициальной цыганской столицы. А с конца 19 века Мир стал штетлом - местечком, в котором большую часть населения составляли евреи. После войны население Мира резко сократилось, большая часть евреев была уничтожена фашистами (поначалу оккупанты устраивали  для них гетто, в том числе и в стенах Замка, а потом вывозили в лес и расстреливали. Всего за годы войны в Мире было убито 2900 евреев).
Про эти ужасы мама не говорила, скорее всего, новым жителям Мира о них даже не было известно. Она рассказывала больше о том, как детьми они лазили по развалинам, которые были для них чудесной игровой площадкой.
Глядя на это фото, я  долго не могла понять, с какой стороны снят Замок. Подсказку дали въездные ворота, которые видны за маминым плечом (справа). Такие есть только в центральной башне западной стены. Значит, на фото попала часть западной стены, между подругами виднеется северо-западная башня, а юго-западная в кадр не вошла. (На плече у подруги - башня дальней, восточной стены)



А это современный "открыточный" вид Замка со стороны главного фасада со всеми тремя его башнями - северо-западной, юго-западной и центральной (брамной),  также видна юго-восточная башня. Из-за стен выглядывает восстановленный почти с нуля дворец. Таким предстает Замок перед посетителями, входящими на территорию через главные ворота.

2-1.JPG

Перед тем, как вернуть Замку его исторический внешний вид, навести  порядок внутри, организовать Музей, одним словом, сделать его привлекательным в туристическом плане, прошло немало лет, в течение которых шли изыскания, проектные работы, согласования, сбор экспонатов.
Википедия сообщает, что с 1950 года в Замке работал архитектор А.Я. Митянин, исследовавший способы реставрации того, что уцелело и варианты восстановления утраченного.
Я знала Митянина - он был деканом архитектурного факультета, на котором я училась. Знала и его сына, который закончил этот же факультет двумя годами раньше меня. Его дипломной работой был проект обустройства внутреннего объема Замка. Не знаю, насколько ценными в плане дальнейшего применения были идеи этого проекта, но выглядел он великолепно - как самостоятельное произведение искусства.
В общей сложности работы по возвращению Замка в культурную среду Республики заняли пол-века. Их активная строительная часть велась с 1981 по 2012 год.

Впервые я посетила  Замок в 1997 году, вместе с группой сотрудников. На тот момент для осмотра был открыт двор, галерея на южной стене и юго-западная башня (она на фото ближе остальных), в которой на шести ярусах располагалась небольшая музейная экспозиция. Мы это всё, конечно с удовольствием осмотрели.



Но самой большой удачей этой поездки стало то, что мы попали на настоящий рыцарский турнир. В дальнейшем у нас сложилась традиция выезжать в разные города на подобные мероприятия, но это, первое, осталось непревзойденным в плане зрелищности и эмоций.



На этом турнире зрителей было совсем немного - меньше, чем представителей исторических клубов.
Незавершенное благоустройство, вернее почти полное его отсутствие, добавляло средневековой реалистичности. На песчаной площадке у стен Замка участники поединков поднимали столбы пыли, сражаясь так самозабвенно, что победа одного воина и гибель другого выглядели очень натурально.



Мы, зрители, сидели на земле вокруг "поля боя" и во время бугуртов подвергались реальной угрозе "попасть под раздачу", особенно когда общая схватка распадалась на отдельные противостояния. Энергия борьбы "не на жизнь, а на смерть" бурлила и перехлестывала через край. Не было никакого постановочного "скрещения мечей" или декоративных ударов по щитам. Крестоносцы и прочие западноевропейские средневековые рыцари лупцевали друг друга почем зря, наотмашь, от души. В воздухе стоял звон, лязг и мат.



Вот этот снимок мне особенно нравится. Его сделала моя подруга на старый пленочный фотоаппарат. Композиция и динамика такая, будто это кадр из голивудского исторического фильма.



После боя рыцари могли позволить себе немного статики , а нам они милостиво позволяли фотографировать их в таком статичном положении.



К нашей радости, они соглашались даже специально позировать для нас. Любимцами всех женщин были "шотландцы",  два симпатичных брата-близнеца (один из них на фото справа). Наблюдать их спарринги, сидя на траве, с позиции снизу вверх, было очень... интересно. Мы могли лишний раз убедиться, что ребята строго блюдут историческую правду в одежде. (Да, шотландцы воевали в юбках! и, да, они не носили нижнего белья!)
В центре стоит магистр Ордена Северного Храма Годфруа де Монмирайль (в миру Дмитрий Нестюк, руководитель одноименного военно-исторического клуба, который существует по сей день)



Сделаю небольшое отступление. Вспомнила, как была удивлена странным  совпадением: я нарисовала ремикс дюреровской гравюры "Рыцарь Смерть и Дьявол" и Рыцарь на моем рисунке оказался удивительно похожим на Диму на магистра Годфруа, хотя я даже в голове его не держала! Мистика! (фото было сделано во время другого ристалища, в 2001 году, в Новогрудке; полную версию рисунка можно посмотреть здесь)

1614075077312.jpg

В завершение турнирных забав мы сделали памятное групповое фото нашего ордена отдела, перед тем, как отправиться пиршествовать с возлияниями - на свежем воздухе с видом на достопримечательность (сейчас такие вольности вблизи Замка вряд ли были бы нам позволены)



А это новый турнир - 10 лет спустя. За эти годы значительно выросло количество зрителей и участников.



Стали приезжать представители доблестного рыцарства из соседних стран. Вот этот колоритный пан прибыл из Польши. По понятным причинам он не принимал участия в сражениях, но азартно  компенсировал простой поднятием кубков за победы и поражения всех воинов независимо от их орденской принадлежности.



Мы стали ездить на турниры другим составом - семейным. (На снимках, кстати, видны заборы, за которыми идут работы по благоустройству прилегающей к Замку территории, Там кладут плитку - в том числе и на площадке, где мы наблюдали бои в 97-м году)



Стала заметен уклон в коммерциализацию турниров. Теперь нужно было заплатить, чтобы сфотографироваться с рыцарем, обряженным в особо красивые доспехи. Похоже, это не было официальной политикой клубов, мы заметили, что настоящие брутальные рыцари-рубаки таких красавчиков в сияющих латах и их стремление подзаработать не одобряли и старались "наказать" во время схваток - как следует помять им и бока и латы.



Увы, во всем действе стало меньше рыцарского духа, появился привкус народного гулянья, карнавала, веселого шоу (рыцари в мотоциклетных шлемах - ничего такой прикол, где-то даже э-э-э-э-...-эклектика!)



Но когда объявляли очередной бугурт, становилось не до веселья - махать мечом, будучи упакованным в ватник, поверх которого надеты доспехи, жариться на солнце в плотной многослойной упаковке, получая при этом удары по всем частям тела пусть не боевыми, но далеко не игрушечными предметами - это удовольствие для самых выносливых и повёрнутых.
Площадку для боя стали огораживать, чтобы хоть как-то защитить зрителей от случайного контакта с разгоряченными вояками. Самые разумные болельщики , в том числе и мы, предпочли  наблюдать побоище издали, со склона крепостного вала.
(Для справки: бугурт - бой стенка на стенку двух отрядов рыцарей, вооруженных затупленным оружием; в средневековье - тренировка, имитация боестолкновения)



После такой эмоциональной встряски неплохо было пройти сеанс релаксации. Для этого можно было воспользоваться выступлением "бродячих музыкантов", исполнявших старинные мелодии.
(Музыканты расположились у южной стены, в кадр попал интересный балкончик, который вернулся на стену во время  восстановительных работ. А могли бы его и не восстанавливать вовсе -  называть его историческим можно только с некоторой натяжкой, поскольку он появился в 20-е годы 20 века по желанию последнего владельца замка Михаила Святополк-Мирского)



На снимке эта же стена и этот же балкончик еще десяток лет спустя. Мы снова выбрались в Замок, чтобы на сей раз увидеть итоговый результат всех работ, а также посетить Музей.



Замок в его завершегнном виде произвел, за некоторыми исключениями, приятное впечатление. Исключениями я называю свое "сдержанное" отношение к благоустройству и к музейной экспозиции.
Ограда территории, дорожки, цветники - почему-то всё это выполнили в лучших традициях "обкомовского" ландшафтного дизайна, который как-то не вяжется с замковой архитектурой.



Порадовал внутренний двор Замка. В нем сохранили старое мощение из камня - для создания атмосферы лучшего варианта не "придумать".



Экспозиция показалась странной. Присутствие большого количества новодельных экспонатов, таких, как постеры живописных работ, хранящихся в других музеях, копии старинных предметов быта и вооружения объясняют тем, что закончились деньги - слишком много было затрачено на восстановительные работы. Известно, что пришлось "на переправе коней поменять" -  подкорректировать  проект так, чтобы Замок можно было использоваь для встреч на высшем уровне, конгрессов и других важных государственных мероприятий. С одной стороны это... а с другой - если бы не такая новая направленность, возможно деньги закончились бы намного раньше и Замок так и остался бы невосстановленным.

Безусловно понравились реконструкции интерьеров, особенно так называемая "Столовая изба". Расписанный золотом кессонный потолок напомнил мне краковский Вавель...



...а огромные изразцовые печи, выложенные плиткой с черными орлами - геральдическим знаком рода Радзивиллов, который дольше всех владел Замком, показались похожими на печи в Екатерининском дворце.



В музее есть коллекция гобеленов - вроде бы старинных, вроде бы из Фландрии (даже если это копии, выглядят они вполне достоверно).



Есть еще Портретный зал. Портреты в нем похожи на настоящие, а вот по каким образцам восстанавливали оформление интерьера, не знаю.
В зале проходят конференции, собрания, балы и бракосочетания



Восточный фасад был восстановлен последним. В восточной части дворцовых помещений выделили место для гостиницы на 10 номеров и для ресторана.
Привели в порядок и подвалы - огромные подземные сводчатые залы, которые я видела в 97 году заваленными кучами битого кирпича. В них устроили продовольственные склады и кухни - бутафорские, конечно же. Сделали это как-то скучно, может со временем там устроят что-то более интересное, наполнят пространство жизнью...



Восточный фасад более всего,  пожалуй, выглядит новодельным, "евроремонтным".
Но, возможно, я излишне придираюсь... В любом случае Мирский Замок - это наша жемчужина, входящая в список Всемирнрго наследия ЮНЕСКО, архитектурный памятник, соединивший в себе черты самобытной белорусской готики, ренессанса и барокко, самый восточный готический замок и самая крупная, да и вообще единственная  постройка некультового назначения в таком стиле на нашей территории...
А для меня Замок - это ко всему тому одно из самых любимх и притягательных мест на карте мира.


Tags: #81, #наулицезима, Беларусь, Замок, Мир, вспоминалки
Subscribe

  • Начало войны в Барановичах

    Думала рассказать о книге, которая есть в моей небольшой библиотеке. Эта наша местная "Летопись военного времени" со свидетельскими…

  • Злые тучи. Злой ветер. Злая собака

    Такой у нас нынче май. По небу, ворочаясь и толкаясь, движутся толпища тяжелых туч. Это они нам вместо праздничных майских шествий. В небесной выси…

  • Смерть архитектуры

    Вот что я точно ненавижу! Лютой ненавистью... До зубовного скрежета (Взгляните на фото) Как можно такое допускать? Неужели никто не видить этого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments