moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Кунсткамера, Музей Ломоносова

С несколькими объектами Ленинграда - Санкт-Петербурга у меня долгое время по разным причинам не складывалось. На колоннаду Исаакия никак не получалось подняться, посещение "Авроры" раз за разом откладывалось...  Но самой "недоступной", буквально заколдованной была Кунсткамера. Как будто какое-то заклятие нас туда не пускало. Уже не  вспомню, какой по счету попыткой стала та, что, наконец, увенчалась успехом.
Сегодня (в честь недавно прошедшего Дня Российской Науки) поделюсь своими впечатлениями от посещения знаменитого Музея - расскажу о том, что мне в нем понравилось больше всего.

1.jpg
Вид с галереи Купола Исаакия

Несомненно, первое, о чем вспоминается, когда речь заходит о Кунсткамере - это петровская коллекция заспиртованных уродцев и всяких других анатомических аномалий. Помню, еще в детстве я слышала рассказы счасливчиков из числа моих знакомых, которым довелось там побывать. Они  очень эмоционально живописали все увиденные ужасы и чудеса. И это было похоже на сказку, рожденную больной фантазией. Я даже не всему из этих страшилок верила. Позже я узнала, что "Государев Кабинет" - лишь малая часть Музея антропологии и этнографии, каким в наши дни является Кунсткамера.
А про то, что в Кунсткамере еще имеется Музей Ломоносова с Обсерваторией и Глобусом, об этом мне стало известно уже непосредственно на месте.
Эта часть экспозиции находится в центре здания, в башне, коронованной копией Армиллярной сферы.



Сейчас здание Кунсткамеры является символом РАН - Российской Академии Наук. Оно было первым в России сооружением, спроектированным и построенным специально для размещения в нем Музея. Изначально музейные коллекции занимали восточное крыло, в западном располагалась Академия и помещения, в которых работал Ломоносов,  центральная часть была отведена под анатомический театр, а в башне находились Обсерватория и Глобус.
Зная историю создания Кунсткамеры, можно смело называть ее колыбелью российской науки.



Нынешний Музей Этнографии без всякого сомнения очень интересен, Государев кабинет, тем более, не может оставить равнодушным (все байки и росказни оказались правдой!) но мне почему-то в душу запал Музей Ломоносова.
Все остальное было ожидаемым, а экспозиция в башне стала сюрпризом. Именно про нее мне и хочется рассказать.

Башня Кунсткамеры была восстановлена в 1947 году специально для размещения в ней ломоносовского музея.
Центральное помещение изображает зал заседаний Академии. Заседания, правда,  проходили не здесь, но воссозданный интерьер позволяет представить,  как они могли выглядеть.



Научное и творческое наследие Ломоносова, масштаб его личности, давно требовали создания учреждения, в котором были бы собраны вместе все материалы и документы, связанные с жизнью и деятельностью великого ученого для их  исследования и популяризации.
Макет представляет реконструкцию  усадьбы Ломоносова на Мойке, в которой он жил и работал в последние годы своей жизни. Кроме особняка с жилыми помещениями и рабочим кабинетом, усадьба включала сад с прудом, конюшни, хозпостройки, а также химическую лабораторию и мозаичную мастерскую. Была здесь и домашняя обсерватория. В ней Ломоносов совершил одно из своих открытий - обнаружил атмосферу Венеры.



В мастерской он трудился над созданием грандиозного мозаичного полотна "Полтавская баталия", которое сейчас находится в Академии РАН



Кстати, Ломоносов сам изготавливал смальту для своих мозаик. С этой целью он построил "фабрику делания цветных стекол", предварительно проведя около 3 тысяч опытов по производству смальт разных оттенков. В коллекции музея есть личные вещи ученого, мебель, мозаичные портреты и другие произведения искусства.
.


Большое место в собрании занимают предметы из химической лаборатормии Ломоносова.
Создана обстановка, которая помогает погрузиться в атмосферу научной лаборатории 18 века.



В век Просвещения среди знати получили распространение занятия научными опытами. Они увлекали даже тех, кто о науке имел весьма отдаленное представление. Вошло в моду устраивать на дому специальные кабинеты, оборудованные разными приборами и измерительными инструментами.



Присутствие в Ломоносовской Академии Бенджамина Франклина нас не удивило. (То, что это именно он, мы убедились, сличив его бюст с соответствующим изображением на купюре)
Известно, что Франклин был не только общественным деятелем и отцом-основателем США, но и ученым-физиком, сделавшим ряд открытий в области электричества. Он стал первым американцем - иностранным членом Петербургской Академии Наук.



Этажом выше, над  "Ломоносовской Академией" находится Обсерватория. Подняться сюда можно только с экскурсией (во время нашего визита желающих посетить верхние этажи башни не собралось, поэтому мы взяли индивидуальную экскурсию и не пожалели.)



На этом этаже находится коллекция телескопов, армиллярных сфер (приборов, с помощью которых определяют координаты небесных светил) напольных часов, и других измерительных инструментов, относящихся к 16 - 19 векам. Все они сделаны с большим мастерством и... художественным вкусом. Человеку несведущему они могут показаться тонкими и загадочными произведениями искусства.



При Академии наук существовали Инструментальные палаты, снабжавшие кабинеты и лаборатории учёных необходимым инвентарём. Мастерство петербургских приборостроителей ценилось в  Европе. Однако, целый ряд инструментов (в качестве обмена опытом, наверное) Академия закупала за рубежом.
Солнечные часы, принадлежавшие Петру, были выполнены в России, иностранным мастером.



Астролябия голландского мастера Арсениуса когда-то принадлежала знаменитому полководцу Тридцатилетней войны Альбрехту фон Валленштейну.  С помощью астролябий измеряли горизонтальные углы, широты и долготы (а еще их за колечко вешали на стену и любовались... я бы во всяком случае именно так и делала!))

Но это всё, как говорится, присказка, а сказка впереди, на следующем этаже.



Вот она, сказка - Большой Готторбский Глобус!
Специально под него был возведен пятый этаж башни, причем сначала пришлось поднять и установить Глобус, а потом вокруг него строить стены и крышу. Никаким иным способом разместить такую махину внутри здания не получилось бы.



Создал прибор по заказу голштинского герцога известный ученый Адам Олеариус с помощниками. Работы начались в 1651 г. и длились с перерывами почти пятнадцать лет.
Глобус поражал своими гигантскими размерами: его диаметр равен 3,11 м. Внутри глобуса разместился планетарий. В течение суток с помощью гидравлического привода глобус мог совершать один полный оборот, следовательно, это сооружение могло служить еще и часами.

В 1713 г. Петр I узнал о диковинном творении немецких мастеров и приказал командующему русскими войсками в Померании князю Меншикову его «выпросить».
Готторбские власти уступили настойчивым уговорам и от имени малолетнего герцога Карла Фридриха подписали ордер на передачу глобуса (Впоследствии Карл Фридрих стал супругом дочери Петра I Анны, отцом российского императора Петра III).
Подарок везли в Петербург более трех лет, по морю и суше, причем за перевозкой следил сам царь. 20 марта 1717 г. глобус доставили в Петербург и установили неподалеку от Летнего дворца Петра I на Царицыном лугу (ныне - Марсово поле). Царь любил подолгу рассматривать свое приобретение.




В 1726 г. глобус был установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры, а в 1747 он сильно пострадал во время пожара. Сгорело все, что могло гореть, а покрывающие наружную поверхность глобуса медные пластины полностью оплавились. Был поврежден, но уцелел металлический каркас и массивная железная ось, на которой вращалось все это сооружение.
К счастью, в Академии наук имелось точное описание глобуса, и к 1751 г. он был полностью восстановлен




На географическую карту с внешней стороны глобуса решили нанести все известные на тот момент географические открытия, а надписи сделать на русском языке. Эта работа оказалась очень сложной и затянулась на десятки лет. Восстановленный глобус, который с этого времени стали называть «Большим Академическим», в 1753 г. поместили в специально построенный для него круглый двухэтажный павильон, а в 1828 г. переместили в восточную ротонду музейного корпуса, построенного к этому времени за зданием Академии наук.
В 1901 г. глобус передали Дворцовому ведомству и перевезли в Царское Село, где установили на втором этаже здания Адмиралтейства.

В 1941 г. гитлеровцы, захватившие г. Пушкин (бывшее Царское Село), отправили глобус в Германию. После окончания войны его некоторое время выставляли в Любеке, а в 1947 г. он, наконец, вернулся в Ленинград. Везли его морем до Мурманска, а затем поездом. К тому времени артефакт находился в самом плачевном состоянии
На этот раз глобусу определили место на пятом этаже башни Кунсткамеры, где он находится и по сей день.
Полностью
восстановление было завершено к концу 1958 г., в дальнейшем проводились работы по поддержанию глобуса в презентабельном виде.

Большой Академический (Готторпский) глобус - памятник технической и научной мысли двух народов - немецкого и русского. Подобные глобусы в других странах не сохранились. Россия обладает единственным образцом.




Жаль, что нам не показали глобус в движении и что нельзя было попасть внутрь, в Планетарий. Мы бы могли поместиться там всей семьей вместе с гидом. "Зал" Планетария рассчитан на одновременную рассадку десяти человек. Не пускают и на шестой этаж башни . Туда ведет металлическая винтовая лестница, которую, скорее всего, используют в технических целях (и очень даже зря - посетителям было бы очень интересно осмотреть глобус сверху, а потом выйти на смотровую площадку, вид с которой был бы не хуже, чем с купола Исаакия (первое фото) и с колокольни Петропавловского собора)



Единственная полностью сохранившаяся и дошедшая до наших дней часть первоначального глобуса - его дверца (во время пожара она находилась в подвале здания и потому не пострадала).



Выйдя из Музея, мы еще раз столкнулись с Михаилом Васильевичем, вернее, с его бронзовым памятником, расположенном у здания Санкт-Петербургского государственного университета (бывшего здания Двенадцати Коллегий) - самый уместный заключительный аккорд нашей экскурсии.


Tags: #74, #наулицезима, Музей, Санкт-Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments