moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Зеленый альбом

Прогулка по литовскому Парку Европы с посещением географического Центра Европы

Пока еще за окнами окончательно не заосенилось, и соцсети не стали сезонно наполняться желтым, рыжим и багровым, спешу (как всегда, запоздало) вслед уходящему лету разместить подборку фотографий в зеленых тонах. Как отчет о путешествии, эта подборка мало информативна и скорее адресована тем, кто любит погружаться в настроения, размышления и прочие медитации. Я сама люблю ее просматривать, если хочу отдохнуть и отвлечся от проблем.


Для начала все-таки немного конкретики.



Осуществить задуманную поездку в Парк мы смогли только на третий день пребывания в столице Литвы. Погода, наконец, установилась, можно было без опаски ехать "на природу". Мы знали, где находится Парк - в 20-ти км на север от Вильнюса, но на всякий случай заглянули в инфоцентр на Ратушной площади и запаслись всякими буклетами и схемами проезда. Что из себя представляет эта довольно новая туристическая достопримечательность, я разузнала заранее и мысленно назвала нашу вылазку "охотой за креативом". Сам Вильнюс тоже мог предлолжить немало объектов для подобной охоты.





Вот уже потянулись вильнюсские предместья, не сказать, чтобы слишком креативно обустроенные, но вполне симпатичные, глазу приятные - стопроцентно прибалтийские.



А дальше... Прибалтика кончилась и начались привычные глазу,  до боли знакомые белорусские деревни. Я даже испугалась: уж не перепутали мы случайно север с югом и не едем ли по направлению к границе.



Нет, движемся правильным курсом и скоро будем на месте. Уже включился обратный отсчет - приближаемся к нулевой точке европейского субконтинента.



Добрались до Парка, который называется Музеем Ценра Европы. Сама нулевая точка находится не здесь, а чуть дальше по трассе. Мы туда отправимся позже, а пока покупаем билеты, получаем карту и отправляемся искать "то, не знаем что"



Для объекта, который позиционирует себя, как "уникалный ансамбль, гармонично сочетающий природу и искусство", такой план - начириканный на скорую руку и распечатанный на листочках формата А-4 - выглядит несолидно. Хотя...  несмотря на корявость, свою роль он худо-бедно выполнял.




Пошли по плану от пункта А вглубь зеленого массива. Кроме дороги ничего не указывало на то, что это Парк, а не просто лес. Не было видно ни клумб, ни лавочек, ни какого-то другого благоустройства... Людей тоже небыло.
Поскольку план был без масштаба, мы не представляли, сколько придется идти до ближайшего экспоната Музея (Информация из интернета о том, что Парк занимает площадь 55 га как-то не особо помогала)




Однако первый художественный объект появился в поле зрения довольно быстро. Это "Инфодерево", №21 на плане, произведение литовского художника Гинтараса Каросаса.



Каросас является не только автором этой и многих других работ, представленных в Парке, но и инициатором создания самого Парка. "Инфодерево" - самое известное его произведение. Оно попало в Книгу рекордов Гиннесса, о чем сообщает этот плакат.



Рекорд установлен в номинации "Самая большая скульптура, собранная из телевизоров". Для её создания было использовано 3500 старых советских телевизоров. Чтобы осуществить идею, пришлось обратиться к народу. Население Литвы откликнулось, пошуршало по чердакам, подвалам и дачам...



... и вот результат: создан "информационный лабиринт", наглядно изобличающий ложь и бесполезность советской пропаганды.



Современной молодежи трудно стоять на позициях марксизма-ленинизма, поскольку сами эти позиции, как можно видеть, не устояли (памятник Ленину повержен и понемногу начинает рассыпаться)



Найти метафоры и смыслы труда не составило. Они здесь на поверхности. Поэтому я стала искать другое - телевизор модели Зорька-201. Хотелось увидеть предмет, даривший моей семье... зомбо-счастье?... да нет, просто безмятежные часы досуга в далеких 70-х (Увы, не нашла, в Литву такие, видно не поставлялись)



Еще одна работа Каросаса. Выглядит просто и называется просто - "Место"



А эта вещица позаковыристей будет... хотя... Можно ли назвать "вещицей" то, что имеет размер небольшого дачного дома? Автор Деннис Оппенгейм (США) назвал её "Пьющая структура с бассейном в форме почки"



Я думала, что Ленка ищет интересный ракурс, а она, оказывается, снимала...



...вот это!



У "Пьющей структуры" никогда не будет проблем с печенью. У неё ведь только ПОЧКА! (Представляю, какое количество "структур" желало бы иметь подобную конструкцию!)



Композиция "Старцы", Блейн де Сент-Круа (США)



Одному Старцу совсем уже невмоготу тут стоять, ему бы на покой... поближе к пням, к земле, то есть.



Пруд, скорее всего рукотворный, вместе со стержнем, стоящим на его берегу - произведение японца Кабояши, названное "В память о Марии Гимбутене". Позже я узнала, что М. Гимбутене - американский археолог литовского происхождения, автор "курганной теории". Если бы я знала об этом тогда, то впечатление от произведения обыло бы еще более сказочным. Одно только слово "курган" могло вызвать в памяти череду былинных образов. Но и без этого один образ явился сразу же - васнецовская Аленушка.  Даже несмотря на отсутствие камня, на котором она грустила.



Неожиданно реалистичная фигура "Сидящий полицейский" (Эдвалдас Рауза, Литва)



Интересно, почему полицейский, при форме, сидит одиноко в лесу, вдали от мест, где он мог бы исполнять свои обязанности?
Может, он был посажен тут нас дожидаться, чтобы помочь иностранцам с информацией, с решением бытовых проблем... с отдыхом, например?

9.JPG

Сидеть на руках у бронзового полицейского оказалось не очень-то удобно. А вот ТО, что создано специально "Для вашего удобства". Это опять Каросас постарался.
В данном визуальном контексте название звучит, мягко говоря, двусмысленно... Или всё-таки... однозначно?...



Дошли до точки R на плане. Она означает Ресторан. Заведение находится внутри дома, а снаружи имеет просторную террасу. Персонала мы нигде не заметили. Зашли в сувенирный магазинчик. Продавец в нем тоже отсутствовал. Могли натолкать полные карманы магнитов, но мы люди европейской культуры! (а также кое-что знаем о камерах видеонаблюдения)



Может, здесь побывала Медуза Горгона и обратила всех людей в камни? А перед этим она успела им руки оторвать. Скульптура так и называется "Безрукая" (Витаутас Кашуба, Литва-США)



Когда-то здесь был хутор, от которого остался небольшой старый яблоневый сад. В саду скромно прячется ... Зураб Церетели. Наш пострел и сюда просочился! Правда, только в виде очень маленькой скульптуры, которая по сравнению с колоссальными уродами памятниками того же автора, может, разве что статуэткой считаться.



Поленницы дров к хуторской жизни никакого отношения не имеют. Это творение все того же Каросаса "Изменяющиеся со временем".  Чтобы понять, что здесь изменяется и как, надо пройти чуть дальше...



...и вот, пожалуйста! Ровненькие штабеля раскурочены руками неизвестных поленоненавистников...  И правильно! Зачем дрова? Дрова не нужны, когда есть "Электричество"!..



Так называется фигура ребенка, держащего  над головой монументальный воздушный шарик.
Спрашивается, а при чем тут электричество? Может, дело в напряженной позе и выражении лица девочки? Коротнуло её, что ли?
Может, и так! Косичка, шарик, руки - цепь замкнулась! (Эдвалдас Пауза, Литва)



А это жуть полная, как бы она не называлась. Впрочем, называется этот мальчишь-плохишь по факту - "Усатый".



Усатому мальчику под стать носатый дядечка. Назван он также близко к тексту - "Пиноккио" ( оба - Э.Пауза)

62.JPG

Небритый младенец предваряет небольшую площадку с Mobile Games. Вот где дети, действительно, оторвались! Причем это было единственное место, где, наконец, на какое-то время появились живые люди. Две русскоговорящие пары составили нам компанию.



Ленка хотела стать в эффектную позу и чуть не укатилась в поля.



Некоторым мобильным конструкциям придана такая форма, которая ставит под вопрос их мобильность. Ну никак не хочет ехать эта гаргара!



А может, это вопрос не к агрегату, а к водительским навыкам? Молодые осваивают их куда быстрее. Пять минут веселой тренировки и тандем покатился. Правда, как стажеры не старались, ехать у них получалось почему-то только по кругу



Четыре кольца в четыре конца, посередине Ленка!



В правильном ракурсе авоська для лазанья может сойти за произведение искусства.



Хуже всяких усатых-носатых только эта  "Колыбельная". От такого "баю-бай" могут присниться разве что кошмары. Автор (Янкаускас), должно быть, голивудских ужастиков насмотрелся.
А устроители парка додумались этот "детский сюжет" рядом с игровой площадкой разместить. Надо как-то по-особому к детям относится, чтобы считать, что между этими объектами есть что-то общее.



Чего в этой "Женщине, смотрящей на Луну" больше - великого или смешного? Или противного?... Или дурацкого?.. Слились в ней воедино и порыв и позыв... (Хавьер Круз, Мексика)



По мне уж лучше голая абстракция. Она дает простор воображению. И назвать можно, как угодно
На плане в этом месте объекты и их номера нанесены так густо, что мы не поняли, какой из номеров относится именно к этому произведению. Хотелось бы знать, как его назвал сам автор. Попробовали выбрать из того, что значилось поблизости. Варианты были такие: "Внутреннее возрождение", "Руки облаков", "Лунное затмение". В принципе, подходил любой. А дети свое название придумали: "Спиннер 3Д"
Но лидерство в искусстве создания замысловатых комментариев к замысловатым композициям принадлежит американке Джанет Экельман. Художественно развешенные по деревьям сети она назвала "Попытка скрыться со своим хвостом в воздухе"



А здесь в экспликацию заглядывать не пришлось. И так понятно: "Отражения"! (Эляна Урбайтис, Литва)



Еще одна констатация факта  - "Кресло-бассейн" (автор - уже знакомый нам Оппенгейм).
Посидеть в таком кресле, точно, не получится. Разве что поплавать.



Андрей, ободренный отсутствием посторонних, занялся промышленным шпионажем: тааак, какие пружинные блоки использует этот американец? Ах, он заменил их водой!.. Экскьюз ми, сэр, но это уже давно не "ноу-хау"!



Маша обнаружила еще одну живую душу! И не только обнаружила, но и изловила.



Поймать ее труда не составило. Она, собственно, сама шла в руки. Здешнее безлюдье сделало ее сверх-общительной.



Она никак не хотела с нами расставаться, но все-таки отстала, когда мы стали удаляться от Кресла и находящегося рядом с ним Конференцзала. Наверное, где-то там у нее дом.



Мне тоже с живностью повезло! "Поймала" ушастого. В этом мне помог Дядь Мазай (автор - все тот же Пауза, который до этого делал акцент то на усах, то на носу, то на косичке, а тут вот решил обратить внимание на уши.)



Вдали что-то белькнуло... Это не значит - белка пробежала. Это значит "мелькнуло белым". Чтобы выяснить, что это такое, я направилась туда и неожиданно очутилась в гиблом месте. Земля под ногами сочилась влагой, хлюпала и чавкала. Раньше, до создания Парка, здесь были болота и непролазная чащоба.



Обустройство территории началось в 1987 году. Работы по расчистке и осушению продолжаются и сейчас. А эта скульптура - Символ Парка Европы - была установлена первой. Ее автору, Каросасу (напоминаю - идеологу, вдохновителю и создателю Парка) было на тот момент 19 лет.



Территория Парка требует постоянного ухода. Музеи под открытым небом и так имеют свою специфику, а тут еще и местность сложная и климат!.. Стоит ослабить контроль и здесь снова будут дебри, в которых не смогут "выжить" такие утонченные до прозрачности  "Улитки" (М. Ито, Япония)



"Пирамида двойного негатива" (Сол ЛеВитт, США). Пирамиду в этом кубе рассмотреть несложно и негатив просматривается, но чтобы понять, что тут "двойное", надо, я думаю, с другого ракурса смотреть, так, чтобы увидеть отражение в воде.



Напоминает индийский колодец  Чанд Баори



А это не избушка на курьих ножках, ставшая жертвой инноваций. Это, ни много ни мало, "Обитель Света" (Алеш Веселы, Чехия)



Свет в Обитель проникает через узкие щели-входы смотрящие на все четыре стороны. В центре лежит камень-валун. Подозреваю, что священный.



Также немного света просачивается сквозь отверстие в куполе.



Избушка устроена интересно: крыша стоит на рессорах, пол, наверное, тоже, поскольку он проседает и качается, когда на него ступаешь.

97.JPG

Но если есть желание покачаться, то лучше пойти к "Точке двойственности" (автор тоже Веселы)



Маша весело дополнила собой произведение Веселого, превратив его в точку тройственности.



Еще про тройственность. Это "Гармония" - Земля, Вода, Ветер (Ханна Джурбан США-Израиль)



От стихий природы - к людям.  Вот "Маленький монумент человечности" (де Флаттер, Голландия)



А это уже не про людей и, может, даже вообще не про гуманоидов!... Космический корабль? Пепелац?



Но название этой впечатляющей штуковины никак не расшифровывает ее смысла: просто "Белый" (Раила, Литва)



Чья, интересно, это "Культура", наша или тех, кто в пепелаце? Чьей бы ни была, ее масштабы вызывают уважение. И удивительно то, что она пустила корни в самом удаленном и глухом уголке Парка.



Такой и должна быть культура - мощной, как крепость.



Но мощь и величие не гарантия прочности и устойчивости. Приходит время и стены истончаются, крошатся и, в конце концов , рассыпаются.



Никакая цивилизация не может выдержать натиск времени... и юных варваров.



Развести руками тучи - это ерунда! А вот сделать то же самое со "Стенами" только этим самым, юным и энергичным под силу.



Если подумать, любые стены - это условность. Где тут "снаружи", а где "внутри" каждый решает для себя сам.



Вертикальное пространство.



Детские игры с пространством и масштабом на свежем воздухе.



Лежанка для усталых путников. Пролежать ее успели до вмятин и дыр... Ничего, скоро зарастет зеленью и снова станет мягкой и удобной.



У каждого бытового предмета есть свой внутренний микрокосмос. Здесь он имеет вид спиральной галактики.



Пока дети отдыхали, я, сосенка за сосенкой, земляничка за земляничкой, кадр за кадром, ушла так далеко, что не могла потом ни до кого доаукаться.



А так хотелось, чтобы они тоже увидели ЭТО!
Тем более, что находиться с ЭТИМ один на один было, признаюсь, жутковато.



 Чья это "Лежащая голова" и почему она здесь?...У меня возникло ощущение, что есть какая-то связь между ней и той непонятной "Культурой", которую мы недавно проходили.



Рядом с выпотрошенными машинами я чувствую себя намного спокойнее чем возле головы, отделенной от туловища или других каких разрозненных частей человеческого тела. Железные кишки механизмов, их суставы и сухожилия, выглядят, можно даже сказать, органично (Гиоти, Италия)



Если бы ковши не были придуманы для экскаватора, их следовало бы придумать специально для этой композиции!



Фоторамочка - беспроигрышный вариант для подарка на день рождения.



Композиция "Мужик с болтом"



А если без шуток, то это называется "Ось мира" (Вантекунас, Литва) Хотя... не знаю, можно ли здесь без шуток.



Через века людям опять предстоит биться над загадкой, кто и зачем построил этот (очередной) стоунхендж. Впрочем, задавать вопросы можно начинать уже сегодня.



Издали показалось, что это туалет. Я ошиблась. Это очередное произведение искусства (Галхотра, Индия) Называется "Интимная красота"... Однако!... Может, мое первое впечатление было не так уж далеко от истины? (Кстати, с культурными туалетами в парке никак, один только подвернулся, там, где ресторан)



 В названии "Отбытие" (Пеппер, США) нам опять почудилось что-то космическое. Вот мы и решили обыграть тему контакта инопланетных цивилизаций. Контакт не состоялся - расстояние между вершинами оказалось слишком большим... Символично! Однако символ тут оказался другой. Мы это поняли, когда прочли приписку в скобках - "Памяти моей бабушки". Такая тут немудреная история:  жила-была бабушка... а потом... отбыла. И между "жила-была", с трудным подъемом к вершине, и долгим, сходящим на нет, отбытием - провал.



Нам тоже пора отбывать. Пока что просто из Парка. Мы обошли его почти весь, увидели если не все, то самые значительные из более чем ста работ, а самое главное - окунулись в непередаваемую атмосферу. Будто на другой планете побывали.



Едем в нулевую точку Европы, в самый ее Центр. Его точные координаты расчитали ученые Национального географического института Франции в 1989 году. Между Парком и Центром километров 7. Связаны они между собой... в большей степени ментально. Парк, как сообщают его создатели был "вдохновлен желанием на на языке искусства осмыслить центр Европейского материка". Вникнуть в эту фразу у меня никак не получается. Какая-то мантра.



В 2004 году, в честь вступления Литвы в Евросоюз новая условная географическая точка, так вовремя появившаяся на карте страны, получила свое материальное воплощение: было создано что-то вроде мемориала. Теперь туристы приезжают к нему (как и к символам Гринвичского мередиана, экватора или Полярного круга) чтобы  сняться на фоне памятного знака и получить сертификат, подтверждающий, что они тут, действительно, побывали.



С сертификатом у нас случился облом. Центр выдачи документов по случаю понедельника был закрыт и мы не только не получили заветную филькину грамоту, но не смогли выяснить, что именно нужно считать самым Центром.



Этот ли камень?..



...середину ли этого круга?..



...или вон тот обелиск?..



...или розу ветров перед обелиском?
На всякий случай всё обошли, везде снялись и решили, что бумажку мы сами себе нарисуем.



А может, вот тут - самый-самый Центр Европы?  И приметный памятный знак есть! Прихватим его с собой -  будет нам вместо печати.

Tags: Литва, Парк Европы, географический центр, музей, природа, современное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments