moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Страсбургский Собор

Страсбург по праву называют столицей Рождества. Вряд ли в Европе найдется   город, который  мог бы соперничать с ним по количеству рождественских рынков, по красоте праздничного убранства  улиц, по обилию иллюминации... Однако не только эти приманки стали причиной, по которой я включила столицу Эльзаса в Рождественско-Новогодний тур.
Была и еще одна, может, даже более важная цель - Страсбургский Нотр-Дам.



Нам сказочно повезло, что в  день, когда мы приехали в Страсбург, была ясная погода. Позже природа не слишком нас баловала.
Понимая, что такого счастливого случая, как солнечный погожий вечер может больше не представиться, мы бросили в номере нераспакованный багаж и бегом понеслись на Плас Катедраль - площадь Кафедрального Собора.
Очень скоро мы увиделили ориентир - башню собора.



Не только погода, но и  время суток оказалось удачным -  для того, чтобы любоваться жемчужиной готической архитектуры, не придумать  лучших условий, чем закат.
А вот и она - жемчужина! Появилась в прорехе между домами и сразу же безраздельно завладела вниманием...



У выхода на площадь, слева, виден еще один интересный объект - Дом Каммерцеля, самый большой и богато декорированный средневековый (15-16в.в.) фахверковый дом. Оставляем его на потом: трудно думать о чем-то еще,  когда впереди вырисовывается такое....!



Громада собора, нависая над маленькой площадью, в то же время не подавляет, а будто парит над ней в розоватой дымке. Откуда дымка? Вечерний воздух прозрачен, как никогда. Наверное, это аура...



Чем ближе, тем четче и контрастнее становятся детали.



Остановилась перед "лицом" собора., чтобы снять огромную шеснадцатилепестковую розу...
Хотелось подробно рассмотреть не только ее, а все тончайшие плетения окружающего ее каменного  кружева.



Можно впасть в транс, стоя вот так, с запрокинутой головой.... Но, пока не село солнце, хотелось бы подняться туда, к подножью единственной колокольни, которая снизу выглядит совсем крошечной (хотя на деле составляет половину высоты собора)






Колокольня северной башни торчит одиноко, как перст указующий. Южная башня свей колокольни так и не дождалась - не наскребли на нее денег. Это не единственный такой случай в истории соборостроения (в  Антверпене, например, такая же петрушка получилась - симметрия осталась на проекте, а реальное здание теперь можно считать символом того, что далеко не все планы осуществляются от и до)



Попасть наверх не так-то просто: желающих много - целая очередь.  Есть из-за чего нервничать - успеем ли до темноты? Лучшее средство, чтобы как-то успокоиться - снимать, снимать, снимать.



В поле зрения попал Южный фасад.



По другую сторону бурлит ярмарка.  Толпа очень плотная, но не плотнее, чем запахи свежей выпечки, сладостей и горячего вина (которое продается на каждом шагу и которое здесь почему-то упорно не называют глинтвейном (!)).



Еще одна отличительная французская особенность: седобородый старичок в красном - это не Дед Мороз и даже не Санта Клаус. Это Пер Ноэль, Рождественский Дед. Именно он приносит подарки маленьким французам



Собачий Пер Ноэль  приносит подарки послушным щенкам.



Этот симпатяжка, должно быть, тоже надеется на что-то вкусненькое!

1.JPG

И вот начинается подъем по винтовой лестнице Южной башни. По ходу делаю снимки.  Солнце между тем делает СВОЮ работу: окрашивает стены все более и более интенсивными цветами ....



Некоторые кадры вот такими получились. Не знаю почему. Может этот строительный материал - розовый песчаник - умеет концентрировать солнечный свет. (Жаль, что кадры с такой насыщенностью цвета вышли не самыми удачными в плане композиции)



Башня над средокрестием заметно отличается от всего остального собора своей романской тяжеловесностью. Это самая старая часть здания. Готический стиль успел родиться, развиться и окончательно созреть в те несколько столетий, в течение которых продолжалось строительство храма.
(Позже я узнала, что эта башня не такая уж древняя, и не такая романская, какой казалась. Она НЕОроманская и была построена во второй половине 19 в., после того, как рухнула предыдущая, готическая. А вот в ее основании, действительно, находится самая старая часть собора)



К обзорной площадке на крыше ведут 329 ступеней. Не самое суровое испытание, особенно если учесть наши частые остановки для восторженного созерцания и фотографирования.
(Живописные "многоэтажные" крыши, характерные для швабской архитектуры, смотрятся очень средневеково!)



Площадь между Южным фасадом и Шато Роан (Дворцом Роганов), в отличие от Плас Катедраль, почти пустынна. Дворец напоминает что-то парижское:   хоть размеры, в сравнении со столичными, он имеет скромные, зато стиль и материал - желтый песчаник  (а не традиционный для Эльзаса розовый) - самые, что ни есть, парижские .



Вдалеке виднеется современное (а рядом со старой застройкой даже суперсовременное!!) здание Европарламента.



Добрались до подножья колокольни. Она стоит на площадке, высота которой 66 метров от земли.
Колокольня-октагон (восьмиугольник) с четырех сторон окружена лифтовыми шахтами лестничными башенками. Может, их поставили для большей устойчивости конструкции, так как для размещения лестниц  места хватило бы и внутри самой колокольни. Верхушка  шпиля достигает высоты  142 м
В течение двух столетий собор был самым высоким сооружением Европы, полностью выполненным из камня. До конца 19 в. разрешалось подниматься. на колокольню, в том числе - на шпиль (в ажурном шатре имеется восьмипролетная лестница, выходящая на крытую площадку фонаря. Оттуда на город вкогда-то взирали Гете, Стендаль, Гюго и многие другие знаменитости.



Успели солнышко поймать! Еще немного и оно скроется. А город уже начал зажигать праздничные огни. Прямо у нас под ногами - улица Мерсьер, вытекающая из Кафедральной площади, с находящимся на ней главным Рождественским рынком Эльзаса (сверху его не видно).



Рваная линия горизонта - это ничто иное, как горная цепь Вогезов. Она обрамляет долину Рейна с запада. За ней простирается Франция. С востока, соответственно, лежит горный массив Шварцвальда, за плечами у которого раскинулась Германия.



Вот, где-то там находится он, знаменитый, полный сказок и легенд, Шварцвальд (Черный лес)



Удивительный материал, этот розовый песчаник. Кажется, что напитавшись за день солнечным светом, он после заката начинает его излучать, поэтому сумерки в Страсбурге не синие...



..а вот такие - теплые, медно-розовые



Начинаем спуск по винтовой лестнице внутри Северной башни, осматриая, так же, как при подъеме,  ближние и дальние виды.



Сверху видно, что народа на площади становится всё больше



Еще одна странная зверушка встретилась по пути (котик?)



Теперь надо отдать должное интерьеру. Он впечатляет не меньше, чем наружные фасады. К тому же, по случаю Рождественских праздников Собор внутри украсили гобеленами со сценами жизни Марии  в количестве 14 шт. (17 в.) Каждое полотнище размером 5 на 5 метров.    ..



Центральный неф выглядит торжественно и величественно. Над главным входом великолепно смотрится самое впечатляющее украшение Собора - готическая роза. Справа  виднееется  каменная резная кафедра (15 в.), а  выше нее - орган (14 - 15 в.в.)



В нижней части органа можно рассмотреть золотого Самсона со львом , глашатая (слева) и продавца кренделей.(справа) Последний умел "разговаривать". Вернее, он рот открывал, а говорил прятавшийся в корпусе органа человек. Он отмачивал шутки в адрес прихожан (могу себе представить, какая была реакция у публики на эти фокусы!)



В помещении слева от главного алтря устроено что-то вроде музея, в котором выставлены предметы церковного искусства. Один из них - резной позолоченный деревяннвый складень.



Справа от алтаря находятся знаменитые астрономические часы 16 в. с движущимися фигурами Христа и Смерти, которые появляются каждый час. Часы богато украшены резьбой и живописными панно, на одном из которых изображен Николай Коперник. Чтобы написать портрет ученого, художнику пришлось лично наведаться к нему в Гданьск (тяжело им жилось тогда без фотоаппарата и интернета!)
(В кадре слева немного виден так называемый Столб Ангелов. (13 в.) Это пучок из восьми колонн с тремя ярусами скульптур: 1 - евангелисты, 2 - трубящие ангелы, 3 - Христос-Судия с ангелами. Автор признан классиком готической скульптуры. Имя его, как и имена многих тогдашних мастеров, неизвестно)



 Собор  в ночной подсветке производит еще более фантастическое впечатление.



Особенно изощренным выглядит оформление портала Сен Лоран на северном фасаде. Его еще  называют Порталом Трех Волхвов.
Мученичество св. Лаврентия представлено скульптурной композицией над входом, Мадонна с Младенцем и Волхвами расположились на колонне слева
Балдахин над входом прячет в своей тени ужасную сцену казни святого (его поджаривают на решетке), хотя такой цветисто украшенной беседке больше пристало быть антуражем для эпизода какого-нибудь куртуазного романа



Совсем иначе выглятит Собор снежным туманным утром...
Вернее, сначала он вообще никак не выглядит - его скрывает метель.



Надо, чтобы  прекратился снегопад и окончательно рассвело  - тогда из окна нашего номера становится виден знаменитый "кривобокий" силуэт.


Tags: #53, #наулицезма, Страсбург, архитектура, путешествие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments