moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Category:

Дом 100 Голов, Кольмар, Франция

Кольмар - старинный город на востоке Франции, в исторической области  Эльзас. Сейчас это столица префектуры Вехний Рейн и известный далеко за пределами своего региона туристический центр.
Кольмару повезло сохранить  в неизмененном виде городскую среду, сложившуюся еще в 17 веке и теперь, наряду с такими жемчужинами, как, например, Брюгге или Венеция, он может носить гордое звание "музея под открытым небом". Кстати, в городе есть квартал с каналами - "Маленькая Венеция", но об этом как-нибудь в другой раз, а сейчас расскажу только об одной единственной  архитектурной достопримечательности.
Кольмар - царство фахверка, но дом, про  который пойдет речь, в отличие от большинства замечательных жилых зданий в исторической части города не фахверковый, а каменный.



Это Мезон де Тет,  Дом Голов, находящийся на одноименной улице. Улицу назвали  в честь дома, а почему сам дом получил такое имя, можно понять, если  подробно рассмотреть детали  его декора.
Издали дом выглядит не сказать, чтобы слишком впечатляюще, в Европе сохранилось много зданий подобного типа - с узкими фасадами, треугольными щипцами и эркерами. Дом Голов или, как его иногда еще называют - Дом Ста Голов,  относят к позднему немецкому (рейнскому) Возрождению. Построен он был в 1608 году для богатого местного купца, члена городского магистрата



В 19 - начале 20 века в доме располагалась винная биржа, о чем свидетельствует табличка справа от красивого арочного портала.
Дом не пустует и в наши дни: в нем сейчас находится частный отель с рестораном местной кухни на нижнем этаже.



Рождественские украшения помешали рассмотреть оформление арки, поэтому я позаимствовала в интернете летнее фото дома, со свободным от елочной композиции порталом и с цветами на окнах.
На фото также видно, что раньше (до реставрации в 2012 году)  фасад выглядел несколько иначе - он был монохромным. Нынешний двухцветный вариант наряднее, но старый, как мне кажется, был более естественным.



Расположение окон и высокого, в три этажа (три - если считать верхнюю площадку-балкон) эркера не симметрично относительно вертикальной оси фасада, Такая "кособокость" придает зданию слегка легкомысленный вид. Но главную роль в создании оригинального образа играет декор. Его много, но он довольно мелкий. Чтобы его оценить по достоинству, надо подойти ближе.



Тогда становится видно то самое, из-за чего дом получил свое название - маленькие головы-маскароны, украшающие архитектурные элементы здания. Больше всего их на эркере, остальные распределены по каменным оконным переплётам.  Каждая из головок-горельефов неповторима - имеет индивидуальные черты и собственное выражение лица. Всего их на фасаде 106. Именно такую цифру называют чаще всего источники. Мы не пересчитывали, но даже на беглый взгляд голов никак не может быть меньше сотни.



Наиболее эмоциональными выглядят те персонажи, которые находятся у основания эркера. Их лица повернуты вниз, к земле, их взгляды, ужимки и гримасы явно адресованы прохожим.




Некоторые из голов вполне реалистичны, другие имеют вид гротескный или фантастический.
Нет единого мнения, что должны были означать эти изображения. По одной версии это могли быть герои ветхозаветных сказаний...



...по другой - лица могли символизировать разные черты характера, эмоции, достоинства и пороки.



Мне более интересной и весёлой показалась бы другая история: хозяин дома решил таким вот образом увековечить своих друзй, недругов и даже домашних животных (есть там и головы зверей тоже) Друзьям было придано портретное сходство, поэтому они выглядят вполне благообразно, а врагов изобразили в карикатурном виде, наделив их рогами, странными ушами, клыками и прочими дьявольскими признаками.



В эту версию, правда, не вписываются мифологические крылато-хвостатые фигуры, служащте ограждением балконной площадки.
Но почему бы не предположить, что они здесь просто так, для красоты и не имеют никакого отношения к портретам жителей Кольмара.



Точно так же совсем не в тему -  гибриды лягушки и льва, служащие водостоками на манер горгулий (собственно, это горгульи и есть)
Очень похоже, что автор монстриков был поклонником творчества Босха, этого Хичкока времен нидерландскогот Возрождения.



Самая загадочная фигура, тоже гибрид, находится на импосте окна, слева от арки. Она представляет из себя странно сложенного человека с козьими копытами, в одежде шута, связанного по рукам и ногам.



Щипец обрамлен волнообразной  рельефной каймой, зафиксированной спиралями волют - явными признаками надвигающегося барокко.
На самом верху стоит человек с бутылкой и чаркой. Его называют Бочаром или Виночерпием. Фигура была выполнена в 1902 году по заказу владельцев винной биржи. Автором является местный уроженец, скульптор Огюст Бартольди, который знаменит в первую очередь, как автор Статуи Свободы.



Дом Голов попал на рождественскую открытку авторства еще одного талантливого кольмарского мастера, художника Жан-Жака Вальца, прозванного дядюшка Анси. В отличие от Бартольди, он не добился всемирной славы (вполне может быть, что он к ней и не стремился), но каждый, кто приезжает в Кольмар, невольно знакомится с его творческим наследием, поскольку самые красивые вывески в городе выполнены по его эскизам .



Напоследок парочка фоток с сайта отеля "Мезон де Тет" - номер в мансарде и ресторан. При наличии желания и денег там можно приятно провести время в обстановке, пропитанной одновременно "стариной глубокой" и современным комфортом. Цены не демократичные, но и не убийственные - приблизительно от 100 до 400 евро в ночь за номер.
"Комплексный обед" от шеф-повара, состоящий из "восьми вкусов, подобранных в соответствии с сезоном", включающий напитки, будет стоить на двоих 460 евро.




П.С. Не знаю, для чего я дополнила пост об архитектуре совершенно лишней здесь информацией. Наверное, отыскивая и отбирая фотографии, я, сама того не заметив, погрузилась в воспоминания о совсем еще недавней возможности путешествовать и пользоваться всеми благами туриндустрии (пусть не такими дорогими, как эти, неважно)
Где они сейчас - отели, рестораны, и прочие центры туристической активности, продолжают существовать или вымерли, как мамонты в голодный год?

Tags: #42, #архитектураповторникам, #наулицезима, Кольмар, Ренессанс, Эльзас
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments