moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Еще раз про Крепость и Мемориал

Начну с того, чем закончила предыдущий пост, со скандального рейтинга СNN. В нем наше "Мужество" оказалось на втором месте в списке самых уродливых памятников.
Это вызвало бурю эмоций и комментариев в нашей прессе и интернете. Люди, конечно, негодовали,
Моя первая реакция была приблизительно такой же: как они смеют и кто они такие, чтобы выставлять оценки?! Вот так высказать мнение, сопроводив его ёрническими комментариями, по поводу того, что дорого целому народу, что это, как не прямое оскорбление всего этого народа? Нет, я определенно не "Шарли Эбдо".  Но стоит ли пускаться в полемику, пытаясь что-то доказать?... Да, собственно, что можно возразить хаму и какие тут могут быть доказательства? Просто плюнуть и забыть
Но забыть не получалось, наоборот, вспомнились те времена "почти былинные", когда Крепость была просто масштабной руиной и то, как она стала преображаться...
Какие-то детали уже стерлись в памяти, какие-то исказились, и теперь моя личная "История Крепости и Мемориала", это не более, чем детская байка.
Расскажу ее для тех, кто любит байки.
Крепость до того, как стала местом свободного доступа - официальным, разлинованным и понятным, существовала рядом с городом, как Зона, куда проникали "сталкеры" - самые смелые и "взрослые" мальчишки. В нашем дворе таких хватало. Они хвастались "хабаром", добытым во время партизанских вылазок. В основном им попадались стреляные гильзы, куски металла или ошметки каких-то бытовых предметов. Несколько раз добычей становились черепа. Их, априори, считали черепами фашистов и относились к ним поэтому соответственно - без всякого почтения. То, что это могли быть останки наших солдат, никому и в голову не приходило (герои - в могилах, в памяти, на небесах, они не могут валятся в разобранном виде среди развалин!) Помню такую картину: череп установили на руле велосипеда, воткнули ему в челюсти зажженную сигарету и по очереди с хохотом катались с ним в сумерках вокруг дома. Девчонок и малышню к таким забавам не допускали. И перед родителями "подвигами" не бравировали. Понимали, что папы-мамы по головке не погладят: лазить по Крепости строжайше запрещалось по понятной причине - там оставалось еще много "рабочих" патронов и снарядов. Однажды у нас во дворе, уж не помню как и откуда, оказалась "лимонка", целенькая, с кольцом. Вызвали милицию. Картина номер два: милиционеры на мотоцикле с коляской выезжают со двора, один за рулем, другой на заднем сиденье - держит гранату на вытянутой руке.

Ту, немемориальную Крепость, можно было посещать вполне легально, с экскурсией. Я там бывала вместе с классом старшей сестры и с родителями. Территория была частично благоустроена, были проложены дорожки и тропки, по которым можно было ходить среди руин.



На фото вверху:  класс на экскурсии в Брестской Крепости. Я самая маленькая, справа, стою рядом со своими старшими сестрами.

На фото внизу: с мамой на ступенях разрушенной гарнизонной церкви (сейчас она восстановлена). Три сестрички стрижены одинаково экономично - "под горшок"



Потом началось строительство. Город ждал, наблюдая издалека, как день за днем растет Штык. Он был отлично виден, высокие дома тогда не закрывали обзор.
Об остальном ходили слухи. Они подогревали интерес, будоражили фантазию и обещали что-то поистине небывалое и грандиозное.
Торжественное открытие произошло 25 сентября 1971 года. Дата, конечно, в памяти у меня не хранилась, посмотрела сейчас в интернете. Там и фотография есть - ветераны разрезают ленточку на фоне скульптуры "Мужество". Но мне почему-то помнится другое. Первые мероприятия в мемориальной части Крепости стали проходить, когда главный монумент еще стоял в лесах и все гадали, что за ними скрыто и почему работы никак не завершаются. Были разговоры, что какие-то инженерные (вроде бы) проблемы возникли.
И вот, наконец, взорам открылось долгожданное!...



Первая моя эмоция была - недоумение. Что ЭТО? Издали вообще трудно разобрать. Голова человека, понятно, а за ней что? Какое-то нагромождение бетона. Теперь памятник описывают так: голова воина на фоне знамени. Повторяют это друг за другом так уверенно, что невольно начинаешь различать в куске бетона складки ткани. Но когда сознание еще не было замутнено официальными комментариями, было легко поверить в то, о чем шептались по углам - памятник в том виде, в каком был задуман, не удался.



Мне долгое время казалось, что  должны еще что-то доделать. Или переделать там, где это возможно. Про Голову речи не было, с Головой был порядок, По крайней мере, никаких явных изъянов в ней не наблюдалось, хотя мне лично выражение лица со взглядом, зафиксированным на чем-то внизу, на земле, тогда  показалось... пугающим, неприятным... безумным. Поэтому следующая эмоция была сродни ощущению неловкости, чтобы не сказать - стыда. Сейчас, когда растиражированный образ стал привычным, первоначальные ощущения притупились. Реплика СNN вернула их к жизни, ударила по больному. Но есть ли смысл сейчас рассуждать о достоинствах и недостатках памятника? Он такой, какой есть и нам с ним жить. В нем теперь не только память о подвиге, но и дальнейшая, уже полувековая, наша общая история, которая состоит из отдельных личных воспоминаний.



Например, один из тех, кто создавал мемориал, архитектор и скульптор В. Занкович вспоминал, что во время открытия памятника люди плакали, падали на колени. А еще он поделился "секретом", что "Мужество" могло бы выглядеть иначе, но макет во время транспортировки в Москву для экспертизы, был поврежден и лишился некоторых частей, а именно, рук, одна из которых должна была держать автомат, другая - сжимать полотнище знамени. Его таким, "локоничным", безруким и утвердили.  Может, он потому сразу и произвел впечатление чего-то незавершенного? А может, эта история тоже из категории баек.
Но Мемориал - это не только монумент "Мужество". Есть еще "Жажда", особо мною почитаемая. С ней связана наша семейная легенда. Папа рассказывал, что был близко знаком с художником, написавшим одноименную картину, которая, как он (папа) утверждал, послужила в дальнейшем источником вдохновения для создания скульптуры. Картину я видела когда-то в Музее обороны Крепости. Не знаю, находится ли она там до сих пор. Вполне возможно, что после обновления экспозиции ее убрали по причине довольно сомнительных живописных достоинств полотна. Зато с "исторической" точки зрения это жемчужина!. Дело в том, что художник долгое время не мог справиться с изображением фигуры ползущего человека и попросил моего папу, который как-то зашел в мастерскую, ему помочь. Пришлось моему родителю позировать - лечь на топчан и "ползти", держа в руке кочергу, которая заменяла собой автомат. Поэтому теперь, когда я смотрю на "Жажду" я всякий раз вспоминаю папу... с кочергой.



Некоторые вопросы вызывал штык. Непонятно, почему его сделали таким - очень длинным и тупым, похожим на непомерно вытянутую заводскую трубу. Точнее, тупым он выглядит со стороны города, а с запада, с польской стороны он вполне себе острый.



Но, если честно, мое отношение к Крепости меньше всего связано с темой памятников и их художественной ценности. Крепость была частью нашей жизни - с работой и отдыхом, с торжествами и трагическими датами. Мы ухаживали за розами (сейчас их почему-то убрали) , несли Вахту Памяти у Вечного Огня, проводили тренировки перед массовыми выступлениями на городских фестивалях, использовали, как место для пленэров, проводили экскурсии для своих иногородних гостей, просто гуляли (почему не гулять, когда там все цветет и зеленеет), ходили смотреть салюты...

Я вот думаю, приезжало бы столько народа (по 400 000 в год) если бы Крепость оставили такой, какой  она была сразу после войны. Если бы там просто проложили аллеи, посадили цветы, сделали музей и зажгли Вечный Огонь? Всегда ли надо благодарность и память подтверждать огромными, потрясающими воображение сооружениями? Кстати, один из самых трогательных мемориалов в честь наших погибших солдат я видела в Австрии.  Мемориал прост: на небольшой террасе на склоне горы полукругом распорожены могильные плиты, рядом с каждой из них растёт березка, а в центре полукруга стоит простой деревянный крест. Стриженная трава, кусты роз, гранитный парапет, пение птиц...
Но и наша "Звезда" - входные ворота в Крепость - тоже мало кого может оставить равнодушным. Когда проходишь под нависающими, будто искореженными взрывом бетонными глыбами под нарастающий гул самолетов, кажется, что мирной жизни пришел конец и впереди только тревога, боль и кромешный ужас.



Это не просто память - предупреждение.



Tags: Зона, Крепость, Мемориал, история, монументальное искусство, память, предания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment