moyage311 (moyage311) wrote,
moyage311
moyage311

Categories:

Кижи зимой

Прочитала пост Варламова про его поездку на Кижи и вспомнила свои два посещения этого острова. Первое было летом 1983 года. К сожалению, фотографий в той поездке я не делала (я тогда вообще без фотоаппарата путешествовала!) Но даже если бы я что-то снимала, вряд ли  плохонькие черно-белые кадры соответствовали бы тому, что осталось в памяти.
Мы добирались до острова из Петрозаводска на "Ракете". В конце августа было еще достаточно тепло и зелено и Кижи явились нам во всей красе. Знаменитая  Свято-Преображенская церковь  на взгляд несведущего туриста ничем не выдавала своего плачевного состояния. Со стороны она выглядела вполне благополучно, но... интерьеры, насколько я помню, нам не показали. Наверное, уже тогда церковь была закрыта для посещения. Осмотрели снаружи и внутри другие объекты музея-заповедника, побродили по острову...
Желание увидеть Кижи зимой появилось позже, когда я стала планировать первое наше празднование Нового года в Карелии.

12.jpg

Оказалось, что осуществить этот замысел не так-то просто. Навигация на Онеге закрывается уже в ноябре, а лед становится в лучшем случае (при крепких устойчивых морозах) только к середине января.
Другие способы добратья до острова требовали дополнительных дней и немалых средств. Один из вариантов, вертолет, был соблазнительным (увидеть Кижи свверху!), но слишком дорогим и ненадежным. Испортившаяся погода в любой момент могла поставить крест на всех планах. К тому же, в соответствии с расписанием, вертолет на острове не задерживается надолго, он, в общем-то, не туристический, а грузо-пассажирский: разгрузился-загрузился - и назад. Времени на то, чтобы  всё осмотреть, получается в обрез. (Конечно, если есть много денег, можно заказать индивидуальный вертолетный тур, тогда можно любую "музыку заказывать")


Набережная Онежского озера в Петрозаводске

Еще один вариант - снять гостиницу в каком-нибудь из близлежащих сел на "большой земле" и отправится на остров по льду - на лыжах, снегоходах или даже пешком. Открытая акватория озера замерзает долго, но в районе Кижей, где сплошь узкие заливы (губы), россыпь островков с проливами между ними этот процесс идет значительно быстрее. От ближайшего берега "большой земли" до Кижей по прямой не больше километра.
И третий, самый быстрый, дешевый и популярный вариант - экскурсия, включающая в себя переезд  на микроавтобусе из Петрозаводска в Великую Губу, оттуда на "Хивусах" на Кижи, четырехчасовое  посещение музея-заповедника, а потом  обратным порядком назад в Петрозаводск. Такая программа позволяла нам управиться за один день, без переезда со всем скарбом к месту дополнительной ночевки.
Именно этим, третьим вариантом, нам удалось воспользоваться, правда только с третьей попытки (в третий наш зимний приезд в Карелию)

1. Выехали из Петрозаводска еще затемно. Первая остановка  - Царицын ключ у деревни Толвуя. Здесь находится месторождение шунгита. Считается, что этот минерал очищает воду и придает ей целебные свойства.



2. По легенде, ключевая вода чудесно исцелила инокиню Марфу, мать будущего царя Михаила Федоровича, которая при правлении Бориса Годунова была насильно пострижена в монахини и сослана в Толвую.

1.JPG

3.Источник был восстановлен в 2013  - в год 400-летия дома Романовых. Чтобы "провал" больше "не проваливался", его стены укрепили и  возвели над ним беседку (на табличке - требование не бросать в воду монеты - из-за них, наверное,  целебность воды теряется)



4. Средств, выделенных на "ремонт провала" не хватило чтобы купить новый ковшик. Той посудиной, которую мы обнаружили в беседке, пользовались, наверное,  еще при Марфе.



5. Перед отъездом сделала кадр с золотистым облачком, которое зацепилось за крест. Облачко дало небольшую надежду на то, что вскоре может распогодиться.



6. От Петрозаводска до поселка Великая Губа 250 км. На первом 150-километровом участке, до Медвежьегорска, дорога хорошая, оставшаяся сотка... могла бы быть и получше. Но нас тряска не слишком напрягла - вовремя впали в спячку.
Великую Губу рассмотреть не успели. Увидели только  на берегу какой-то барак, который я поначалу приняла за здание порта (рядом причал большой), но вскоре стало понятно, что это классическая "заброшка".



7. Мы поспешили на лед - знакомиться с необычным средством передвижения. Нам таким пользоваться еще не приходилось.
"Хивус" -  один из самых распространенных в России типов судов на воздушной подушке. Его применяют на переправах, во время паводков - как спасательное средство. Покупают и частники - для выездов на рыбалку, для путешествий по рекам и озерам. В некоторых регионах "Хивусы" стали незаменимы.



8. Движителем у "Хивуса" является большой пропеллер на корме. Повороты вправо-влево осуществляются с помощью подвижных "вертикальных жалюзи".  А вот что это за дуга на носу - не знаю. Не спросила, для чего она.



9. СВП, суда на воздушной подушке, легки в управлении, но перед тем как сесть за руль чудо-машины, все равно надо пройти обучение и получить справку -  в дополнение к разрешению на управление МС, маломерными судами.
Главная сложность - у СВП нет тормоза. И это должен понимать как водитель, так и пешеход. Маневренность тоже не слишком большая, поэтому не следует пешему при приближении СВП руководствоваться принципом "не трамвай - объедет" - лучше вовремя уступить дорогу.



10. Работающий пропеллер образует вокруг Хивуса снежный буран! (единственное время, когда СВП пользоваться нельзя - когда вода еще не замерзла, а температура уже минусовая - бызги покроют льдом пропеллер)



11. На снегу Хивус может развить скорость до 70 км в час. На льду - еще больше.
Наша группа выехала из Великой Губы на трех машинах. Все три стартанули почти одновременно. Переезд в среднем занимает минут двадцать. Чтобы добавить пассажирам эмоций, водители решили устроить гонки. Мы наблюдали за соревнованием, поддерживая "своего".  Среди нас самым азартным болельщиком оказался... француз. В нашу группу (мы это не сразу заметили) затесался самый настоящий французский француз. Он путешествовал с переводчицей из местных. Мне было очень интересно за ним наблюдать - как он на все реагирует.



12. Пристань со "стекляшкой" была построена, скорее всего, еще в советское время.  Сейчас, я думаю, ее уже ликвидировали. На варламовских фото то место, куда причаливают суда, выглядит совсем иначе - очень красиво,  в полной гармонии с окружающей природой и архитектурой: дощатый палубный настил, бревенчатые торговые павильончики, ресторан-изба.

4.JPG

13. Как только мы вышли из машин, все наши взгляды сразу устремились на главную достопримечательность острова - на Кижский погост. Я знала, что мы застанем Преображенскую церковь - жемчужину всего комплекса - упакованной в леса (надеюсь, об этом знал и француз и он не был по этой причине жестоко разочарован).
К этому моменту (начало 19 года) активный этап реставрации длился уже 18  лет и неизвестно было, когда он завершится. Слава богу, что церковь уже хотя бы "встала ногами на землю", а то ведь, было дело,  она висела на опорах-костылях и выглядело это странно: как будто на архитектурном проекте ластиком стерли нижнюю часть здания (видела это на фото в интернете)



14. Сделала композицию: "Новое на фоне старого"



15. А этот кадр вообще символичным получился: встретились два устройства с пропеллерами, смотрят друг на друга, удивляются!



16. Теперь идем осматривать погост вблизи.
Очень красиво смотрятся луковички куполов, покрытые серебристой деревянной чешуёй - лемехом.  Можно заметить, что цвет состарившейся древесины разный. Это потому, что сруб делали в основном из хвойных пород - сосны, лиственницы, а лемех - из мягкой податливой осины. Именно она с возрастом приобретает такой металлический оттенок.



17. Невооруженным глазом видно, где новая, а где старая или очень старая древесина.



18. Луковки начинают менять цвет сверху - на участках наиболее подверженных воздействию влаги и солнечных лучей.  Много времени не потребуется , чтобы они целиком поседели. (На варламовских фото все 22 купола уже  "гладкокрашенные").



19. Самая молодая постройка погоста - колокольня (конец 19 века). К сожалению, она была закрыта. Взобраться на нее и увидеть весь остров из конца в конец было бы здорово! (Кижи вытянуты узкой пятикилометровой рыбиной с севера на юг. Погост находится на юге, в самой узкой части, на перешейке, шириной всего 100 метров. Северная часть будет пошире - метров, самое большее, 800.



20. Изнутри мы осмотрели только одну из культовых построек - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Обычно вторую церковь, поменьше,  ставили рядом с главной для того, чтобы пользоваться ею в зимнее время. В отличие от большого храма, ее проще было отопить



21. Зимний храм украшнен довольно скромно, нет золоченой резьбы, люстр и прочей пышной утвари. Но и здесь есть на что посмотреть.



22. Меня особо привлекла картина Страшного Суда. Стала разглядывать детали - не могла оторваться. (Вот что это за гибкий окольцованный шланг такой - тянется с Неба прямо в Ад? Прообраз нефтепровода?))



23. В церкви было нетоплено, и казалось, что в ее помещениях даже холоднее, чем на улице. В этой выстуженной обстановке  белые облака райских высей мне показались похожими на ледяные торосы, припорошенные снегом...



24. Намного теплее - душесогревающе! - было смотреть на адское пламя и на то, как энергично кувыркаются в нем веселые черти))



25. Из церкви направились в "деревню" - в ту часть музея под открытым небом, где находятся жилые дома, хозпостройки, часовни, свезенные на остров из разных районов Карелии.



26. Ближайший к Погосту - дом Ошевнева из медвежьегорского района. Из всех подобных построек он самый большой и изысканно отделанный резными украшениями.



27. Не хата, не изба - настоящий карельский деревянный Зимний дворец! Стиль барокко не обошел стороной и деревню))



28. Окна у "красного крыльца" смотрят на закат.



29. У входа в жилые помещения стоит печь, к сожалению, нетопленная.



30. В "женском углу" собрано все предметы, по которым можно определить круг каждодневных обязанностей деревенской бабы.



31. Хозяйственная часть дома - это зона мужской ответственности. Здесь готовят сани летом, а телегу зимой. Здесь латают сети, конопатят лодки, пилят, строгают, сверлят. Здесь хранят самое ценное - орудия труда. Далеко не каждое из них я смогла бы назвать по имени и определить, как и для чего оно использовалось.



32. На участке есть и непременная банька.



33. Ограждения из наклонных жердей я нигде в современных карельских деревнях не встречала. Если и попадалось что-то отдаленно похожее, то это были... криво сделанные или поваленные заборы, которые выглядели далеко не так "порядочно" и эстетично)). А вот именно такие заборы я впервые увидела в шведском Скансене - в первом в мире музее под открытым небом.



34. Другой жилой дом на дворец не тянет, размеры у него не те...



35.  ... но ему тоже есть чем гордиться. Особенно эффектно смотрится тонкая кружевная резьба в соседстве с грубыми бревнами.



36. Невероятный сельский  шик - балкончики с баллюстрадами - еще один намек на дворцовые архитектурные элементы. Вряд ли кто-то пользовался этими балкончиками, скорее, они - просто декорация



37. Кижский снежный пейзаж с колоколенкой...



38. ...с колоколенкой Часовни Михаила Архангела.



39. Мельница из деревни Волкостров Медвежьегорского района - чистая сказка! В названиях ее родных мест Медведь и Волк, а сама мельница - Избушка на Курьей ножке: может поворачиваться вокруг своей оси куда прикажут. "Приказывали" обычно - к лесу ветру передом колесом, чтобы крылья ловили потоки и колесо крутилось быстрее. (Думается мне, что именно такие поворотные мельницы стали прообразом бабаёжкиной избушки).



40. Еще одна маленькая постройка - не часовня, как можно было бы подумать, а Церковь! Церковь Воскрешения Лазаря, перевезенная из Свято-Успенского муромского монастыря (Пудожский район Карелии). Похоже, что она тут самая древняя - 15 век (остальные объекты, в том числе и те, что на погосте, не старше начала 18 века)



41. Небо весь день пыталось голубеть и розоветь, но распогодья так и не случилось. С солнцем, наверное, было бы намного ярче и наряднее, но я бы не поменяла такое редкое жемчужное небо на стандартную синеву.

IMG_2185.JPG

42. После круговой пробежки по музейной территории автобус повезет нас на другой конец острова. Этот автобус местный и обслуживает один маршрут - от погоста до настоящей деревни, не музейной.



43. Здесь обмороженную компанию ведут греться, знакомиться с традициями, кушать и развлекаться.



44. Наконец-то - теплоооо!

IMG_2185.JPG

45. Красны девицы (и парни) нашли себе местечко в красном углу.



46. Задорная карелка рассказала нам о местных обычаях и кухне (кстати, у Варламова есть не только карельский пост в ЖЖ, но и ролик на ютюбе. Там  эта же девушка снята)



47. Девушка показала нам мастер-класс по изготовлению самого известного карельского блюда - калиток. Я смотрела вполглаза, поскольку раньше не только видела, но и принимала участие в процессе. И дома повторяла (Дело это, должна сказать, муторное, особенно если использовать, как положено, чисто ржаную муку. Она, зараза, липнет к рукам, превращая все манипуляции с тестом в настоящую пытку. Но опытным калиткоделам трудности нипочем - умудряются раскатать тесто в тонкую простынку - если под нее дунуть, она вспархивает над столом парашютиком)



48. После этого - чай из самовара с калитками и другой выпечкой.

IMG_2185.JPG

50. Картинка из детства. Не моего личного, а какого-то вычитанного или придуманного, но от этого не менее тёплого, родного, щемящего. Стоит, кажется, раздвинуть кипельно-белые фираночки и за ними откроется знакомый вид. У каждого в памяти хранится такой...

IMG_2185.JPG

51. А теперь - новогодние гулянья в сельском клубе! Это уже не дореводлюционный деревенский фольклор, а наше совсем недалекое прошлое - колхозная (советская безалкогольная) вечеринка с массовиками-затейниками.  Французу она пришлась по душе! (невысокий мужчина в черном с дартаньяновской бородкой клинышком - это он)



52. Нам тоже понравилось. Хороводы, ручейки, пляски под гармошку! Не обошлось и без декламирования стихов у елочки. Смельчаки получали призы.
Андрей порывался прочесть "Бородино",  особенно строки: "забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга, постой-ка брат мусью!", но я его сдержала - а вдруг гид переведет нашему французу дословно... Неудобно получится.

IMG_2185.JPG

53. Двадцать минут обратной дороги до Великой Губы пролетели незаметно. Попрощались с Хивусыами. Включив фары и завесившись метелями, они отправились на ночлег.



54. А нам предстояло еще четыре часа обратной дороги до Петрозаводска...



Рекомендую посмотреть пост Варламова - великолепные летние снимки, куда более красочные, чем мои. Ролик тоже хорош. Там, кроме эксклюзивных кадров (с купола храма Преображения, например) есть еще про реставрацию, про внутреннее устройство и оформление церквей.

Зима не так фотогенична, особенно в отсутствии солнца. Но сочетание зимы с Карелией - это волшебство... которое не всегда адресовано глазам.
Надеюсь, мне удалось хоть немного это передать.
Tags: #блогерскаяосень, Карелия, Кижи, путешествие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments